Прогрессивный лидер

- Производство вертолетов Ка-52 «Аллигатор» началось на «Прогрессе» в 2007 году. Первый полет опытной машины состоялся летом 2008 года, а уже в 2009 году, параллельно с проведением первого этапа государственных испытаний, началось серийное производство вертолетов нового типа. Эта машина принципиально отличается от других боевых вертолетов. Достаточно сказать, что на Ка-52 установлена катапультная система аварийного покидания, которая в случае необходимости позволит спасти экипаж. Также на вертолете установлен современный комплекс разведывательно-навигационного оборудования, который позволяет нескольким вертолетам взаимодействовать в бою, более оптимально распределять цели и, соответственно, успешнее их поражать. Наш вертолет способен вести воздушный бой, осуществлять разведку, давать целеуказание другим вертолетам. В общем, это современная боевая машина, не имеющая аналогов в мире. Высокая оценка, данная вертолету в Ле Бурже, это признание заслуг всех людей, кто создавал, строил и испытывал этот вертолет.

- С какими трудностями вам пришлось столкнуться в период освоения производства?

- Первая и, пожалуй, самая важная - это кадровый вопрос. Прошлые кризисные годы отрицательно сказались на качестве и профессионализме персонала, многие квалифицированные специалисты в те годы покинули предприятие. Мы создали свой учебный центр, сертифицированный для подготовки рабочих требующихся нам специальностей. Сегодня на договорной основе мы обучаем специалистов в высших учебных заведениях, а также привозим узких специалистов из западных регионов России, создаем им здесь достойные условия для жизни и работы.

Еще одна сложность – это изношенность производственного оборудования. Эта общероссийская проблема, но и ее мы успешно преодолеваем: по плану технического развития на предприятии за последние годы было проведено масштабное переоснащение парка станочного оборудования. Используя собственные средства, средства, предоставленные нам по федеральным целевым программам, а также на основе лизинга, мы закупили и ввели в эксплуатацию самое современное оборудование, которое позволило нам улучшить качество производимой продукции, сократить сроки, увеличить объемы и повысить выработку. Объем инвестиций в переоснащение производства до 2015 года может составить порядка 6 млрд рублей. Фактически мы создали на «Прогрессе» центр компетенций по механической обработке, запустили не имеющий аналогов в России литейный комплекс, развиваем композитное и гальваническое производства.

- Каковы финансовые результаты деятельности предприятия?

- Сегодня авиакомпания «Прогресс» является динамично развивающимся предприятием, крупнейшей производственной площадкой в Приморском крае, одной из крупнейших на Дальнем Востоке. Последние несколько лет «Прогресс» показывает устойчивый рост производства. Если в 2009 году выручка предприятия составила 6 млрд 622 млн руб., то в 2010 году она увеличилась до 7 млрд 890 млн руб., а в 2011 году составила уже 10 млрд 331 млн рублей. К концу 2012 года авиакомпания вышла на уровень более 22 млрд рублей! Это большой успех трудового коллектива, который напряженно работает над выполнением государственного оборонного заказа. Военно-промышленная комиссия специально отметила, что коллектив авиакомпании «Прогресс» способен выполнять самые ответственные задачи, способен выпускать сложную авиационную технику. Важно заметить, что во всем мире только семь государств способны производить самолеты и вертолеты – настолько сложен этот процесс.

- Какова численность работников предприятия и какова динамика численности?

- Если говорить о численности персонала, то нужно заметить, что в 2007 году, когда на предприятии только-только начались процессы оздоровления ситуации, среднесписочная численность составляла около 3500 человек, а в настоящее время на предприятии трудится около 6200 человек. За последние годы средний возраст работников снизился с 48 до 42 лет, тем не менее процент лиц пенсионного возраста велик. В этом нет ничего удивительного: в основном наши пенсионеры - это высококвалифицированные специалисты, замена которым пока только учится. В то же время на предприятии трудится более двух тысяч молодых авиастроителей в возрасте до 30 лет. Мы видим, что коллектив авиакомпании с каждым годом молодеет. Все больше молодых людей выбирает «Прогресс» местом работы, местом своей реализации.

- С чем связано будущее предприятия?

- Будущее предприятия в настоящее время связано с двумя новыми машинами – корабельным вариантом боевого вертолета, получившим название Ка-52К «Катран», и многофункциональным вертолетом Ка-62. Оба вертолета осваиваются производством и скоро поднимутся в небо. Ка-52К, в отличие от своего сухопутного собрата Ка-52, получит складные лопасти несущего винта, складные крылья и некоторые изменения в оборудовании, что позволит использовать его с борта кораблей и летать над морем.

Легкий вертолет Ка-62 является уникальным проектом холдинга «Вертолеты России», который реализуется в рамках международной кооперации с европейскими партнерами. Над созданием отдельных узлов и агрегатов для нового вертолета сейчас работают несколько европейских предприятий. Ка-62 оснащается двумя турбовальными двигателями Ardiden 3G французской компании Turbomeca. Редуктор и трансмиссию к вертолету будет поставлять австрийская фирма Zoerkler. Завершение сертификации Ка-62 ожидается к концу 2014 года, а серийное производство машины должно начаться в 2015 году. Есть и первый заказчик – бразильская компания Atlas Tаxi Aеreo подписала договор на поставку партии вертолетов.

- Часто можно слышать утверждение, что «Прогресс» является социально направленным предприятием.

- О социальной направленности предприятия говорит такой факт: недавно Арсеньевская авиационная компания «Прогресс» названа лучшим страхователем 2012 года.

Представители Пенсионного фонда России вручили предприятию диплом Пенсионного Фонда Российской Федерации «Лучший страхователь 2012 года по обязательному пенсионному страхованию» в номинации «Страхователь с численностью сотрудников свыше 500 человек». В конкурсе «Лучший страхователь года» обычно принимают участие предприятия и организации, которые добросовестно, в полном объеме и без задержек платят страховые взносы. По итогам прошедшего года «Прогресс» признан победителем данного конкурса. Также в 2012 году авиакомпания стала обладателем престижной премии в главной номинации IX Бизнес-премии Приморского края. Все это говорит о большом производственном потенциале предприятия, о высоком качестве выпускаемой продукции и ответственности авиастроителей за порученное дело.

- Как стыкуется Стратегия социально-экономического развития Дальнего Востока с перспективами вашего предприятия?

- Да, сегодня у многих на слуху Стратегия социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года, в которой изложены основные точки экономического роста. Утверждая эту Стратегию, Правительство Российской Федерации говорит о повышении роли нашего региона в экономике страны. Посудите сами: площадь территории Дальнего Востока и Байкальского региона составляет 45 процентов территории Российской Федерации. А численность населения – всего только 7,8 процента. При этом наблюдается постоянный отток населения в западные регионы. На сегодняшний день вклад экономики региона в экономику России в целом очень скромен. Проблемой, тормозящей реализацию экономического потенциала региона, является экономическая и инфраструктурная изоляция Дальнего Востока от наиболее развитых российских рынков. В тоже время мировые тенденции показывают нам рост экономики стран АТР и смещение полюса экономической активности с запада на восток.

- Какие задачи должны быть решены в рамках этой Стратегии?

- Вообще стратегической целью развития Дальнего Востока и Байкальского региона, согласно утвержденной Стратегии, является реализация геополитической задачи закрепления населения в регионе за счет формирования развитой экономики и комфортной среды обитания, а также достижения среднероссийского уровня социально-экономического развития. В частности, речь идет о масштабном технологическом обновлении и модернизации промышленных производств. Ставится задача приоритетного развития предприятий инновационной направленности, обслуживающих нужды высокотехнологичных проектов, например, в области авиастроения. Будут создаваться и развиваться технопарки, ориентированные на создание новых продуктов, способных составить достойную конкуренцию мировым трендам. Например, мы можем говорить о производстве самолетов и вертолетов для местных авиалиний, тем более что сейчас активно обсуждаются региональные целевые программы по развитию малой авиации.

- Какая роль отведена авиации в данной Стратегии?

- Здесь мы говорим не только о развитии авиационного производства, но и о восстановлении местных авиалиний, которые когда-то обеспечивали транспортную доступность в удаленные населенные пункты Сибири и Дальнего Востока. В частности, здесь, в Приморье, получит развитие местная аэродромная сеть, будут реконструированы аэропорты в поселках Кавалерово, Пластун, Светлая и Терней, а также в селах Амгу, Единка, Максимовка, Усть-Соболевка, Самарга и Агзу. Совместно с администрацией Приморского края мы рассматривали проекты создания малого регионального самолета, который смог бы обслуживать местные авиалинии. Этот вопрос остается открытым.

- Какое внимание уделяется в Стратегии человеческим ресурсам?

- Действительно, мы понимаем, что особую роль в развитии машиностроения, в том числе высокотехнологичного, на территории Дальнего Востока и Байкальского региона играет решение проблемы дефицита квалифицированных кадров. Эту проблему предполагается решать путем развития специализированных высших учебных заведений за счет различных стипендиальных и грантовых программ, а также государственной поддержки реализации программ подготовки кадров на предприятиях. Наличие производственного и кадрового потенциала позволит нам уверенно чувствовать себя не только на внутреннем, но и на внешнем рынке авиационных технологий.

Беседовал Алексей Суконкин.



← Назад в раздел