Кадры и сегодня решают все. А вот как решить проблему кадров?

Дальний Восток всегда - ну или почти всегда - испытывал кадровый голод. Попытки решить эту проблему предпринимались постоянно – и в дореволюционное, и в советское, и в постсоветское время. Но новые реалии и новые вызовы придали проблеме кадров несколько иное звучание. Какие специалисты сегодня необходимы Дальнему Востоку и Забайкалью, где и как их нужно готовить – об этом рассказывает Анвир Фаткулин, доктор технических наук, директор Дальневосточного регионального учебно-методического центра высшего профессионального образования.

Кто будет работать на космос?

- Наш центр, - говорит Анвир Амрулович, - был образован Министерством образования 19 лет назад и занимается координацией государственной образовательной политики на региональном уровне. В структуру ДВРУМЦ входят 59 вузов Дальнего Востока, Якутии и Забайкалья.

Подготовка кадров для Дальнего Востока, скажу сразу, задача всего региона на всех уровнях, задача, решить которую можно только сообща и системно. Принятая недавно госпрограмма развития Дальнего Востока и Байкальского региона огромное внимание уделяет именно этому вопросу. В отличие от многих других госпрограмм и стратегических документов, принятых за последние 25-30 лет, это единственная, где так подробно и много сказано о кадровых потребностях региона. И это правильно. Если не будет кадров, нет смысла говорить о развитии тех приоритетных кластеров, которые в этой программе обозначены. Это и космический кластер, новый для региона, и судостроительный кластер, и авиастроение, и судоремонт, и многие другие… Они предполагают реализацию инвестиционных проектов на сотни миллиардов рублей, но все это невозможно, если не будет специалистов необходимой квалификации и в должном количестве!

В программе развития Дальнего Востока приведена оценка потребности в кадрах по 13 экономическим кластерам.За 12 лет действия программы общий объем подготовки специалистов всех уровней организациями профессионального образования в регионе составит от 200 до 250 тысяч человек. Очень важно сегодня понимать, способны ли наши вузы и ссузы осуществить такую подготовку.

ДВФУ, как многопрофильный, точнее, самый широкопрофильный вуз в регионе, может вести подготовку по многим направлениям из перечисленных в программе, но далеко не по всем специальностям и не для всех отраслей. К примеру, сегодня формируется облик дальневосточного космического кластера. Годовая потребность в кадрах – не менее 1500-1700 человек.

В ДВФУ есть только одна специальность – в Арсеньеве, совместно с заводом «Прогресс» - по самолетостроению.

Под космодром Восточный в регионе открыта только одна «прямая» специальность - «Проектирование, производство и эксплуатация ракет и ракетно-космических комплексов» - в Амурском государственном университете с набором 30 человек. Конечно, кадры для отрасли будут готовиться и по другим направлениям и специальностям, которые уже есть в вузах региона, таким как «Самолето- и вертолетостроение», «Авиастроение», «Прикладная механика», «Программная инженерия», «Строительство, эксплуатация, восстановление и техническое прикрытие автомобильных дорог, мостов и тоннелей», «Технология транспортных процессов», «Гидрометеорология», «Техносферная безопасность», «Компьютерная безопасность» и т.п. Конечно, нужно будет открыть новые профили и образовательные программы, ориентированные на специфику космической отрасли, разработать новые курсы. Главное – определить структуру подготовки кадров и количество по уровням образования. И это надо делать при общей координации либо со стороны Минвостокразвития, либо наделить полномочиями ДВРУМЦ.

Нельзя забывать и о кадрах для использования результатов космической деятельности – спутниковых данных для решения различных региональных задач – по линии МЧС, морского флота, нефтегазовой отрасли, сельского хозяйства, транспортных структур, научных исследований. Такие кадры сегодня готовятся в ТОГУ, ДВФУ, КнАГТУ, ДВГУПС, СВФУ. Но важно это направление развивать. Здесь мы однозначно отстаем от других регионов России. Уже 16 ведущих вузов РФ создали центры космического мониторинга. Мы же почти три года совместно с ДВО РАН при участии компании СКАНЭКС формируем региональный научно-образовательный центр по дистанционному зондированию окружающей среды в АТР. Но, к сожалению, проект тормозится, и помогать здесь никто не собирается.

Какая работа будет проводиться по выполнению программы? В ней в части образования хорошо прописан инфраструктурный блок: строительство новых корпусов вузов, новых лабораторий и общежитий, оборудование, которое поступит в вузы для подготовки специалистов по приоритетным кластерам… А главное – там приоритетным направлением обозначено «качественное обновление преподавательского корпуса». Скажу без обиняков, это сложный вопрос: кто будет учить требуемые кадры, чему и как учить… К сожалению, именно этот вопрос в программе, несмотря на его важность, не обеспечен средствами. Поэтому важно изыскать их самим. Где? В том числе в программах развития профессионального образования субъектов Федерации, в госпрограммах, сопряженных с нашей, федеральных целевых программах, таких, например, как «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России», Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы и других. Средства на образование есть также в программах инновационного развития госкорпораций, реализующих свою деятельность на территории Дальнего Востока (Газпром, Роснефть, Русгидро и др.).

Ждать не надо, надо действовать

- Решение вопросов, связанных с открытием новых образовательных программ как основного, так и дополнительного образования, - говорит Анвир Фаткулин, - с подготовкой кадров с новыми компетенциями, с формированием механизмов сопровождения качества – например, развитием системы общественной аккредитации образовательных программ, аттестации педагогических работников, создания профессиональных сообществ, также требует ресурсов – ничего из этого само не появится. И это надо сегодня вовремя разработать и начать воплощать в жизнь. Потому что главная опасность в том, что, как всегда, написано и сказано много хорошего, а вот сколько будет сделано?

Я считаю, что система регионального образования сегодня способна выполнить свои задачи в госпрограмме, если ее будут поддерживать все, и прежде всего - Министерство по развитию Дальнего Востока, которое должно комплексно управлять всеми процессами. Здесь должны консолидироваться все вузы, ссузы, все субъекты федерации, предприятия и организации, развивая образовательные программы так, чтобы по максимуму закрыть кадровые проблемы приоритетных направлений экономики и социальной сферы.

Если мы будем сопоставлять программу развития Дальнего Востока с другими, то следует сразу же вспомнить государственную программу Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы, а также государственную программу «Развитие науки и технологий» на 2013-2020 годы. В них заложен потенциал и средства как для развития новых технологий, инноваций, так и для кадровой подготовки. И сегодня важно, чтобы все ведущие вузы участвовали в конкурсах по этим программам. Именно в них можно найти деньги на решение тех вопросов в части образования, которые поставлены в госпрограмме развития Дальнего Востока, но не обеспечены финансированием. Поэтому одна из важнейших задач вузов – более активно участвовать в конкурсах, а министерства – координировать эту работу в регионе.

Поддержка требуется и от предприятий. Нужно быть реалистами. Кадры на Дальнем Востоке взять неоткуда. Поэтому нужно не только учить, но и переучивать те кадры, что есть. Собственно, многие предприятия уже имеют совместные с вузами программы кадрового развития. Например, Восточная нефтехимическая компания (ВНХК) имеет такую программу совместно с ДВФУ. Нефтехимический кластер – в списке приоритетных. Сегодня он активно развивается, в него вкладываются огромные ресурсы. ВНХК находится в стадии строительства, но уже сегодня они ведут плановую работу по подготовке кадров. И это не просто перечень тех специальностей и направлений, которые им нужны, это еще и средства, которые компания выделяет на развитие этих специальностей, на создание материально-технической базы. За шесть лет в поддержку этих специальностей на базе ДВФУ будет вложено 136 миллионов рублей – в развитие кафедр, в поддержку преподавателей и студентов (гранты на командировки преподавателей в передовые вузы и на предприятия, работающие в этой сфере, стипендии лучшим студентам и т.п.), в обеспечение работы «Роснефтьклассов», где осуществляется профильное обучение учеников старших классов. Это говорит о серьезном, комплексном подходе к решению проблемы со стороны компании.

Завод «Прогресс», который строит вертолеты, сегодня на подъеме и тоже имеет программы развития кадров, очень хорошие.

Подобные программы имеют и другие предприятия, например, АК «Алроса», компания «Соллерс», ОАО «Амурметалл», ОАО «Прогресс», Дальневосточный центр судостроения и судоремонта, который сегодня строит верфи в Большом Камне, имея договоренности с германскими и южнокорейскими вузами и предприятиями о подготовке кадров и развитии технологий.

Один из механизмов подготовки высококвалифицированных рабочих – прикладной бакалавриат. К сожалению, у нас на Дальнем Востоке он пока слабо развит, его преимущества мало понимают и вузы, и предприятия. А ведь именно программы прикладного бакалавриата предполагают получение студентами конкретной прикладной квалификации, способствуют подготовке квалифицированных специалистов.

ДВ РУМЦ - организатор
и координатор

- По большому счету, - уверен Анвир Фаткулин, - стратегия инновационного развития Российской Федерации до 2020 года отвечает на вопрос, какие кадры нам нужны. Если не будет инновационного мышления, стремления к освоению нового, то ничего у нас не изменится. Министерства и департаменты образования и науки в любом регионе ДВФО, управленческий состав вузов, который принимает решения о внедрении тех или иных программ, предприятия - потребители кадров должны задумываться о том, как формировать инновационное мышление и у преподавателей, и у выпускников. Должны. Но… Работа ведется бессистемно, результат ее увидеть сложно, особенно в динамике. Здесь особенно нужны квалифицированные управленческие решения и кадровые службы, знающие эти вопросы, нужны время и средства. Все это должен кто-то делать. Нужно понять и увидеть, когда приходят новые механизмы развития, новые приоритеты и возможности. Их надо вовремя понять, принять, начать действовать.

ДВРУМЦ как раз и может здесь сыграть свою роль, так как Положением ему определена координация государственной образовательной политики в регионе, содействие подготовке кадров с учетом региональных особенностей. Наши функции в основном носят коммуникационный, информационный и экспертный характер. Главным предметом совершенствования являются учебно-методические материалы, с их помощью мы должны продвигать новые приоритеты в образовании. Пример. Сегодня приоритет – подготовка кадров для развития инновационной экономики страны. Нужно выстраивать эффективный диалог между предприятиями и вузами и готовить те кадры, которые нужны предприятиям и социальной сфере. Разрыв между сегодняшним образованием и новыми кадровыми потребностями развивающейся экономики огромный.

Чтобы человек осознано выбрал профессию, оказался на нужном нам рабочем месте - с ним нужно постоянно работать, еще со школы. Высококвалифицированные кадры на предприятие просто так не придут. Государство, понимая это, реализует свои меры поддержки. Здесь можно привести как пример постановление Правительства РФ № 218 от 4 апреля 2010 года, направленное на поддержку предприятий, которые внедряют высокотехнологичные производства. Предприятие должно вместе с вузом-партнером подать заявку на конкурс, представить проект развития наукоемкой технологии, обязательным условием которого является привлечение студентов и молодых специалистов к реализации проекта. Обязательным условием является софинансирование проекта со стороны предприятия не менее 50 процентов. Вуз при этом выполняет научно-исследовательскую и опытно-конструкторскую часть проекта. На Дальнем Востоке России активность по участию в таких конкурсах очень слабая. Так, в 2010 году весь наш макрорегион имел два таких проекта: ОАО «Приморские лесопромышленники» совместно с ДВГТУ и корпорация «Алроса» совместно с Якутским госуниверситетом. В 2013 году предприятиями региона совместно с ДВФУ подано 11 заявок и два проекта выиграли – с ОАО «Дальневосточный завод «Звезда» (комплексный проект, включающий технологии по очистке отходов производства от радиоактивных загрязнений и технологии антикоррозионных покрытий деталей морских судов) и с заводом «Прогресс» (технологии проектирования и изготовления деталей вертолетов из композитных материалов). Общая стоимость двух проектов - более 860 миллионов рублей. Но самое главное - это кадровые индикаторы. В двух проектах за три года будет задействовано около 300 студентов, аспирантов, молодых преподавателей. Именно они составят кадровый костяк при последующей реализации и развитии новых технологий. Вот это – подготовка кадров!

Обязательно следует сказать и о такой возможности, как участие в конкурсах по Президентской программе повышения квалификации инженерных кадров на 2012-2014 годы. Если кадры с новыми знаниями и компетенциями нужны быстро, то повышение квалификации здесь – спасение. Все просто: вуз вместе с предприятием-партнером разрабатывает и заявляет на конкурс образовательную программу по повышению квалификации инженерных кадров под потребности предприятия. При этом последнее обеспечивает, если программа выиграет, до 50 процентов средств на ее реализацию. Остальное выделяет государство. В 2012 году ДВФУ выиграл программу совместно с Дальневосточным центром судостроения и судоремонта, реализовал ее при общей стоимости около 3,5 млн рублей. ТОГУ был более эффективен и в рамках конкурса реализовал таких программ на сумму более 14 млн рублей.

К сожалению, вузы региона слабо участвуют в подобных конкурсах. Почему? Потому что изначально непросто мотивировать предприятие вложить 50 процентов средств. Еще сложнее подготовить заявку.

Возвращаясь к диалогу между вузами, бизнесом и властью, как пример, возьмем машиностроительную отрасль. Машиностроительные производства на Дальнем Востоке есть в Комсомольске-на-Амуре, в Хабаровске, во Владивостоке, в Арсеньеве, в Благовещенске, в Николаевске-на-Амуре, других городах. При этом активную работу на территории ведут региональные отделения Союза машиностроителей России – Приморское, Хабаровское, Амурское. А есть ли в регионе представление о структуре и качестве образовательных программ по подготовке и повышению квалификации специалистов в этой отрасли? Каждое предприятие планирует само свои кадры, каждый вуз сам определяет, какие программы ему реализовывать. Нет региональной политики - нет и плановой работы. Кто и когда начнет готовить те кадры, которые обеспечат повышение производительности труда в 3,5 раза? Никто не торопится ответить на этот вопрос, а уже давно пора. Поэтому мы должны собираться вместе и проговаривать вопросы нового качества подготовки кадров, нового содержания образования, новых учебников и учебных пособий как для машиностроения, так и для других приоритетных направлений развития экономики. Единственной такой «межотраслевой» площадкой, легитимной и признанной в регионе, созданной Министерством образования РФ, является ДВРУМЦ. Работаем мы по простой схеме. Основная структурная единица ДВРУМЦ – учебно-методические советы (УМС), их 72. В составе УМС – представители вузов, предприятий, академических и отраслевых институтов, учреждений среднего профессионального образования, представители объединений работодателей и тех организаций, которые заинтересованы в качественной подготовке кадров. Как я уже сказал, это и Союз машиностроителей, и Российский союз промышленников и предпринимателей (региональные отделения РСПП), и региональные союзы строителей (например, в Приморском крае объединение строительных организаций «Властра»), региональные отделения Ассоциация инженерного образования России, Дальневосточное отделение Российской инженерной академии и многие другие.

Хочу подчеркнуть особую роль Межрегиональной ассоциации экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации «Дальний Восток и Забайкалье» в решении кадровых проблем. В составе ассоциации работают координационные советы по направлениям, каждый из которых на своих заседаниях обязательно рассматривает и кадровые вопросы. Например, в феврале этого года в Благовещенске проходило заседание совета по промышленности, науке и инновационным технологиям. И каждый второй из выступавших говорил о необходимости подготовки кадров нового поколения, об открытии образовательных программ, соответствующих структуре экономики и новым технологиям, которые внедряются на территории.

Информация, имеющаяся в ДВ РУМЦ, наиболее полная и разносторонняя, потому что мы работаем с учебно-методическими объединениями России, с различными информационными базами в сфере образования, науки, инноватики, занимаемся аналитической работой. Кроме нас – заявляю с полной ответственностью, – системного анализа задач по обновлению содержания образования, вытекающих из программы развития Дальнего Востока, еще никто не сделал. Сегодня многие вузы, как уже было сказано, решают свои проблемы самостоятельно. Мы же призываем и даем возможность сетевого взаимодействия.

Содержание образования -
дело первостепенной важности

- В деле подготовки кадров, - говорит Анвир Фаткулин, - не бывает мелочей. Преподаватели вузов, являющиеся председателями учебно-методических советов, продемонстрировали достаточно слабую связь с производством, слабое понимание его задач и работающих там людей. Мы не хотим, чтобы на заседании учебно-методического совета преподаватели обсуждали только свои проблемы и узкоспециальные педагогические вопросы, а не системные вопросы развития образования в регионе. Поэтому перед нами стоит задача обновления содержания образования. Приходят новые образовательные технологии, необходимо развивать новые компетенции, следить за научными достижениями и обновлением производственных технологий, переводить все это в плоскость научно-методических и учебно-методических задач. В итоге все это должно переходить в учебные знания, в умения и навыки, превращаться в учебники, учебные пособия, методические разработки, тесты, деловые игры, в учебные проекты и так далее.

Сегодня нашими преподавателями достаточно активно пишутся учебные пособия. Среди вузов есть лидеры по представлению учебных пособий на присвоение грифа ДВ РУМЦ: Северо-Восточный федеральный университет, ДВФУ, Забайкальский институт железнодорожного транспорта, Северо-Восточный государственный университет, Военно-учебный научный центр ВМФ «Военно-морская академия имени Кузнецова (филиал - ТОВМИ)», Приморская государственная сельскохозяйственная академия и другие. Но, увы, во многих пособиях - старый материал, а новые исследования и результаты учитываются слабо. А те ученые, которые занимаются новейшими исследованиями, подчас просто не находят времени для написания учебников. Поэтому необходимо создать ресурс для поддержки преподавателей, профессоров, которые, занимаясь научной деятельностью и имея хорошие контакты с производством, писали бы современные учебные пособия. Координацию этой работы мог бы взять на себя ДВ РУМЦ. Хочу отметить такое важное направление развития образования как гуманизация – образование с человеческим лицом, где царит взаимное уважение между преподавателями и студентами, нет несправедливости, коррупции, взяточничества, а на первом месте идеалы познания, идеалы развития человека. Когда мы говорим только об инженерно-технической составляющей, мы забываем о другой стороне медали: мы готовим людей, которые должны иметь хорошее системное мировоззрение, знать технологии кадрового управления, понимать, что такое человеческий ресурс, ведь эффективность – это умение работать с людьми. Гуманизация образования – исключительно важный инструмент. Он не оценивается в рублях или килограммах, но без него мы точно не решим кадровые проблемы нашего региона.

Возвращается понятие «остродефицитных» специальностей, которые в госпрограмме называются приоритетными. Это специальности в сфере машиностроения, судостроения, транспорта и логистики, геологии, горного дела, сельского хозяйства и других отраслей. Некоторые вузы увеличивают размеры стипендий поступающим на эти образовательные программы, оплачивают проезд до места учебы, и это настоящий вклад со стороны вузов в экономику региона. Необходимо, чтобы эту поддержку оказывали региональные власти и, конечно, предприятия и организации.

В деле формирования кадров для региона должен быть системный подход, чтобы не случилась ситуация, подобная той, что произошла в конце прошлого века, когда вузы зарабатывали, принимая студентов платно на специальности, которые абитуриентам и их родителям казались престижными. В итоге все хотели стать экономистами и юристами, а производство без кадров умирало. Разрушены кадровые династии в геологии, судостроении, горном деле и так далее, и восстановить их очень трудно. Поэтому в каждом экономическом кластере должна быть своя региональная задача: прогноз в количестве кадров, понимание, какие образовательные программы уже есть – в том числе дополнительного и послевузовского образования; плановая рекомендация вузам – сколько специальностей, профилей и специализаций еще нужно открыть (а некоторые – закрыть), на какие следует обратить внимание в смысле повышения цифр набора и так далее. Обоснование контрольных цифр набора всегда страдало, потому что аргументы в пользу повышения контрольных цифр, как правило, ищут вузы, и в меньшей степени - предприятия.

И самое главное – кадры воспитываются на конкретных делах. Надо внедрять новые технологии обучения, вести проектную деятельность, связанную с реальными задачами, шире привлекать к учебному процессу специалистов с производства. Нужно вести соответствующую аналитическую межвузовскую работу в части обновления учебно-методического обеспечения, внедрения новых обучающих технологий.

Очень важна координация вузовской активности на региональном уровне. Этот процесс не должен быть стихийным. Если вуз выиграл какой-то большой конкурс, то об этом должен знать весь регион, а власти и министерство по развитию региона – поддерживать и этот вуз, и тех профессоров, которые стали победителями, мотивировать их, восхвалять их работу – в буквальном смысле.

Очень важна роль базовых кафедр в научных, проектных институтах, на промышленных предприятиях. 28 июня пройдет мастер-класс по работе базовых кафедр ДВФУ на примере ИАПУ и Института химии ДВО РАН. Мы пригласили представителей всех вузов региона. И для нас это важно, потому что продвижение позитивного опыта дает возможность его использования в других регионах.

О связи образования и науки говорить излишне, так как формирование творческих компетенций выпускников возможно только через участие в научных исследованиях, в инновационной деятельности.

Крайне важен обмен актуальной информацией внутри образовательной сети региона, включая кадровые службы предприятий и организаций, объединения работодателей. На сайте ДВ РУМЦ публикуется вся важная и полезная информация. Мы издаем «Вестник ДВРУМЦ», где представляем как свои рабочие материалы, так и статьи о достижениях, об образовательных технологиях, о приоритетах и проблемах развития нашего дальневосточного образования.

Я оптимист и не сомневаюсь, что программа развития Дальнего Востока и Забайкалья будет выполнена. Возможно, не в том объеме, как прописано, и не совсем так, как прописано, ведь экономика – живая отрасль и меняется постоянно, поэтому возможны коррективы. Но мой оптимизм подпитывается опытом жизни. Развитие есть всегда, надо только понимать, что мы работаем в интересах всего региона. Надо преодолеть ведомственную разобщенность, недопонимание, надо сплотиться вокруг общих задач, найти общие интересы. А главное – надо меньше говорить, что кадры – это очень важно, пора больше и эффективнее работать.

Людмила АЛЕКСАНДРОВА. Приморский край.



← Назад в раздел