«Мы только в начале пути»

Приморский край, обладающий самым высоким промышленным потенциалом в ДФО, природными богатствами, мощными глубоководными незамерзающими морскими портами, относительно развитой системой авто- и железных дорог, занимает в программе «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона до 2025 года» ключевое место. Саммит глав государств и парламентский форум стран АТЭС, состоявшиеся на острове Русском во Владивостоке в 2012-13 гг., были призваны ускорить интеграцию экономики края в динамично развивающийся Азиатско-Тихоокеанский регион.

- Первые реальные шаги в этом плане уже сделаны в Приморье, а какие планы связаны с новой программой?

- Согласно госпрограмме развития Дальнего Востока на развитие Приморского края должно быть направлено почти 1,4 триллиона рублей. Для сравнения: это в два раза больше, чем было выделено на саммит АТЭС. Приморье с учетом работы в межрегиональных проектах получит самое масштабное финансирование из всех представленных в этой программе регионов.

В Приморском крае будет реализовано 88 проектов. Среди них - реконструкция и строительство автомобильных и железных дорог, модернизация портов, строительство крупных промышленных объектов, развитие социальной инфраструктуры и другие. Для развития портовых территорий у нас сегодня есть инвесторы, но не хватает организационных механизмов для создания особой экономической зоны портового типа и бондовых складов. У нас планируется два подобных объекта - в бухте Троица и порту Восточном.

Саммит АТЭС стал большим рывком для Приморского края, однако теперь следует вспомнить и о районах Приморья, которые не затронул саммит. Пришло время, так сказать, отдавать социальный долг другим территориям края. Мы никогда не поднимем экономику региона без людей. Все наши решения должны быть направлены на человека, на создание комфортных условий его жизни на территории.

Сегодня для развития региона вместо огромного количества существовавших ранее дублирующих друг друга и малоэффективных программ создано 17 государственных. Каждая из них направлена на развитие той или иной сферы экономики. И сейчас все руководители муниципальных образований края должны создать собственные программы территориального развития. Такую задачу я поставил, выступая с Посланием Законодательному Собранию Приморья. Директора департаментов совместно с главами районов и краевыми депутатами уже начали эту работу. Муниципалитеты должны определить те отрасли, которые станут базовыми для развития экономики территории.

Именно такой системный экономический подход может обеспечить комплексное, динамичное, а главное - уверенное развитие территории, устойчивый рост ее экономики. Увеличение бюджетов муниципальных образований позволит им вкладывать больше средств в социальную сферу: здравоохранение, культуру, социальное обслуживание территорий.

- Большие надежды сегодня возлагаются на уникальный для России Дальневосточный федеральный университет, переживающий период становления. Какова его роль для всего Дальнего Востока и сможет ли этот кадровый исток стать действительно крупным международным научно-образовательным центром, кузницей инновационных кадров?

- Кампус Дальневосточного федерального университета, где проходил саммит АТЭС, уже принял первых студентов, и я с гордостью могу сказать, без всякого преувеличения, что этот кампус лучший в России. Так говорят и наши зарубежные гости, которые побывали в нем.

Дальневосточный федеральный университет с каждым годом расширяет географию иногородних студентов. Так, например, каждый пятый студент-первокурсник в прошлом году приехал обучаться из-за пределов Приморского края. В основном это регионы Дальнего Востока и Сибири, однако среди представленных территорий есть также Москва, Новосибирск, Екатеринбург, Кемерово, Краснодар. Поэтому можно смело сказать, что ДВФУ действительно становится университетом не только краевого и регионального, но и всероссийского уровня.

Кстати, из преимуществ, которые называют абитуриенты при выборе ДВФУ в качестве места учебы, не только уникальное место расположения вуза, современный кампус, но и наличие сильного профессорско-преподавательского состава, обширные связи с университетами-партнерами, прежде всего из стран Азиатско-Тихоокеанского региона, международные обменные программы, возможность стажировок в странах Азии и Европы.

Привлекая молодежь из других регионов России, Дальневосточный федеральный университет вносит свой вклад в решение проблемы оттока населения из Приморья. ДВФУ может и должен стать магнитом для молодежи Дальнего Востока России.

У нас очень хорошие университеты: и упомянутый ДВФУ, и ВГУЭС, и МГУ имени адмирала Невельского, и Дальрыбвтуз, и медицинский университет. Мы по праву можем гордиться нашей системой высшего профессионального образования. И я жду от наших вузов серьезных усилий по модернизации своей образовательной деятельности с тем, чтобы лучшие выпускники наших школ выбирали приморские вузы, а не ехали за счастьем в столичные города. Я думаю, все для этого у нас есть.

В ДВФУ, например, уже сегодня работает 60 иностранных преподавателей. Они ведут образовательные программы, подготовленные в содружестве с ведущими мировыми университетами.

Но для того чтобы выпускники всех школ Приморья могли поступить в наши университеты, они все должны иметь возможность получить качественное образование. Для этого мы сегодня развиваем дистанционное образование в малокомплектных школах. В прошлом году специальное оборудование для проведения дистанционных уроков было установлено в десяти школах. Благодаря этому некоторые дети из отдаленных районов вообще впервые смогли начать изучать, например, английский язык.

Моя принципиальная позиция - не допустить закрытия малокомплектных школ и сельских клубов. Не будет их - постепенно умрет село или деревня.

- Возможно ли, с вашей точки зрения, добиться существенного повышения уровня и качества жизни приморцев, сделать край привлекательным для переселения сюда людей из западных областей России, соотечественников из ближнего зарубежья уже сегодня?

- Все усилия, как мои, так и моей команды, сегодня направлены на то, чтобы в Приморье было комфортно жить и работать. Это главный вектор наших действий на ближайшие пять-семь лет.

Конечно, нам многое еще предстоит сделать, но я уверен: динамика есть уже сегодня. Все меньше приморцев уезжает из региона, и все больше людей к нам приезжает. Численность населения края стабилизировалась, а в некоторых муниципальных образованиях даже выросла. Например, увеличилось население в Артеме, Фокино, Хасанском районе. У Владивостока тоже неплохие показатели: прирост населения составил более процента.

Ближайшие годы будут решающими, а может быть, и переломными для края. Что важно для людей? Чтобы были хорошая работа, достойная зарплата, качественное медицинское обслуживание, детские сады, доступное жилье. Мы сегодня активно работаем над решением всех этих вопросов в крае.

Конечно, те проблемы, которые сегодня у нас есть в системе здравоохранения, копились даже не годами - они копились десятилетиями. Очень многое мы унаследовали еще от советской системы. Но сегодня система здравоохранения стремительно меняется. Обновляется парк скорой помощи, закупаются новые современные модульные ФАПы, мы создаем условия для привлечения новых кадров в медицинскую отрасль. И программа по модернизации системы здравоохранения будет продолжена.

В регионе увеличивается заработная плата работников бюджетной сферы: врачей, учителей, социальных работников. C их работой сталкивается каждый из нас, поэтому зарплата у них должна быть достойной. Кстати, в этом году пройдет очередное повышение заработной платы работникам культуры, дополнительного образования, сотрудникам детских домов и спортивных школ.

Если возвращаться к вопросу демографии, то здесь одна из первоочередных задач для нас - создать комфортные условия для того, чтобы в семьях приморцев появлялись второй и третий ребенок. Мы должны сделать так, чтобы молодые мамы рожали детей и имели возможность по окончании декретного отпуска выйти на работу. Сейчас мы активно строим по всему краю детские дошкольные учреждения. Уже к 2015 году очередь в детские сады в регионе будет полностью ликвидирована. Сегодня эта проблема уже решена в Дальнегорске, Лазовском и Тернейском районах.

Мы поддерживаем многодетные семьи. При рождении третьего и последующего ребенка приморские женщины уже начали получать краевой материнский капитал. В этом году он составляет 100 тысяч рублей, каждый год его размер будет индексироваться.

Кроме того, по моей инициативе разработан законопроект «О бесплатном предоставлении земли в целях жилищного строительства в Приморском крае». Сейчас он находится на рассмотрении депутатов краевого парламента. Министерство обороны передает Приморскому краю более 170 тысяч гектаров земли. Этого вполне достаточно, чтобы реализовать наш проект. В результате семьи, имеющие двух детей, в том числе и приемных, и молодые семьи, в которых возраст обоих супругов не превышает 35 лет, получат участок земли для строительства дома бесплатно.

Этот законопроект поможет значительно снизить стоимость жилья в Приморье. Ведь всем известно, что стоимость земельного участка составляет примерно треть от общей стоимости жилья.

Еще одна важная социальная задача как в Приморье, так и по всей России - безопасность. Проблемы безопасности, естественно, волнуют наших людей. В последнее время наметилась позитивная динамика в этой области, и я напрямую связываю это с появлением новых людей в силовых структурах края.

- Понятно, что без прихода крупного капитала невозможно ускоренное развитие экономики, среднего и малого предпринимательства. Как вы оцениваете существующий инвестиционный климат в Приморье?

- Сегодня у нас идет активная работа с инвесторами, как говорится, по всем фронтам. Благодаря проведению саммита АТЭС весь мир увидел «другой» Приморский край. В прошлом году был совершен определенный рывок в этом направлении, и нам важно не останавливаться, а продолжать наращивать обороты.

По итогам внешнеэкономической деятельности Приморский край стал вторым в Дальневосточном федеральном округе. При этом внешнеторговый оборот составил 28 миллиардов рублей - это четверть всего внешнеторгового оборота Дальнего Востока.

В 2012 году у нас приток инвестиций был в пять раз больше, чем в 2011-м. Но мы не намерены расслабляться и будем работать дальше. Если мы сумеем общими усилиями создать соответствующие преференции для инвесторов, то я уверен, что инвестиции пойдут в регион.

Для улучшения инвестиционного климата региона создано Агентство по привлечению инвестиций, профильный экспертный общественный совет, во Владивостоке открыт филиал агентства стратегических инициатив, работает приморский омбудсмен по правам предпринимателей. Но я считаю, что мы только в начале пути. Мы точно не должны сейчас успокаиваться и радоваться, что все сделали.

Депутатами Законодательного Собрания Приморья уже принят в первом чтении законопроект по налоговым льготам для инвесторов, которые будут вкладывать деньги в развитие новых производств (гринфилдов). Я считаю, что это как раз те преференции, которыми мы можем привлечь сюда инвесторов.

Важнейшая задача - снижение административных барьеров для обеспечения успешной работы бизнеса, создание комфортных условий для развития предпринимательства в крае. В Приморье живут и работают талантливые люди. По оценкам социологов, у нас в два раза больше людей, чем в среднем по России, которые готовы заниматься бизнесом. Мы обязаны использовать этот потенциал. Уже ведется работа по созданию технопарков - площадок, где будут подведены все коммуникации, инвестору останется лишь разместить на подходящем участке свое производство.

- Особые надежды, судя по итогам саммита, возлагаются на иностранный капитал, в первую очередь - стран АТР: Японии, Китая и Южной Кореи. Путь этого финансового и экономического сотрудничества проходит, прежде всего, через Приморье - его морские порты, открытые сухопутные границы. Об этом же в апреле говорилось на встрече премьер-министра Японии Синдзо Абэ и Президента Владимира Путина в Москве. Каковы у Приморья перспективы экономических взаимоотношений с этими великими державами?

- Китай, Япония и Южная Корея по-прежнему являются ведущими экономическими партнерами региона. У нас достаточно большие перспективы и возможности для развития сотрудничества со странами АТР.

Сегодня у Приморья сложились довольно тесные торговые отношения с Китаем: у нас больше тысячи километров общей границы с провинциями Хэйлунцзян и Цзилинь, с ними заключены соглашения о сотрудничестве. На территории Приморского края работает более 300 предприятий с китайским капиталом. Мы начали активно сотрудничать с российско-китайским Фондом прямых инвестиций. Планируем реализацию нескольких крупных совместных проектов.

У нас также довольно хорошая динамика развития экономических отношений с Японией и Республикой Корея. Так, российской компанией «Соллерс» совместно с корейской компанией Ssang Yong налажено автомобильное производство во Владивостоке. Сейчас это крупный производственный комплекс по выпуску автомобилей Ssang Yong, к которым прибавились и японские компании Mazda и Toyota общей мощностью 100 тысяч автомобилей в год. Здесь трудится около тысячи приморцев. В начале года открыт завод по производству электротехнического оборудования Hyundai Heavy Industries совместно с ОАО «ФСК ЕЭС». С момента принятия решения о реализации проекта до окончания всех работ прошло всего полтора года. Это яркий пример успешной и быстрой реализации проекта с участием иностранных партнеров на территории Приморского края. Он получил не только поддержку на всех стадиях реализации, но и кадровое обеспечение современного производства. Такой комплексный подход в сопровождении проектов мы гарантируем каждому инвестору в Приморье.

- В госпрограмме «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона до 2025 года» планируется коренным образом изменить транспортную и энергетическую инфраструктуру - Приморье было и остается ведущим транспортным коридором из АТР через всю Россию в Европу. На что, с вашей точки зрения, здесь следует обратить первоочередное внимание?

- Программа «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона до 2025 года» нацелена на то, чтобы кардинально обновить транспортную, энергетическую и социальную инфраструктуру всего региона. И я полностью поддерживаю подход, выбранный в этой программе. Финансирование строительства инфраструктурных проектов в области транспорта и энергетики будет осуществляться из федерального бюджета, тогда как регионы должны обеспечить строительство социальной инфраструктуры.

В Приморье будет проведена модернизация инфраструктуры портов региона, увеличена пропускная способность Транссибирской железнодорожной магистрали, модернизированы и построены новые автомобильные трассы Владивосток - Находка и Хабаровск - Владивосток.

Программа «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона до 2025 года» построена по принципу «давать не рыбу, а удочку», чтобы мы умели этой удочкой как раз рыбу ловить.

Елена БУРМИСТРОВА. Приморский край.



← Назад в раздел