«Прогресс» - это развитие

Арсеньевская авиационная компания “Прогресс” имени Н. И. Сазыкина была основана в 1936 г.

Сформировавшиеся в годы войны устойчивые связи с КБ Яковлева позволили заводу уже в 1947 г. начать серийное производство учебно-тренировочного Як-18.

Всеобщая “ракетизация” страны не обошла завод стороной: с 1959 г. в Арсеньеве началось изготовление противокорабельных крылатых ракет П-15. Эти ракеты были разработаны в КБ Березняка для вооружения ракетных катеров, больших противолодочных кораблей, а также эсминцев. Эти ракеты оказались весьма востребованными на мировом рынке и стали первым экспортным товаром завода. Арсеньевскими ракетами были потоплены израильский эсминец “Эйлат”, пакистанские эсминец “Хайбер” и тральщик “Мухафиз”.

В 1965 г. в Арсеньеве началось производство двухмоторного многоцелевого самолета Ан-14 “Пчелка”. Разработанная в КБ O.K. Антонова “Пчелка” нашла свое применение не только в СССР, но и в странах Варшавского Договора и третьего мира. По существу, это был первый советский административный самолет, в котором летать было безопасно и просто удобно.

В 1970 г. завод открыл новую страницу своей истории, приступив к производству вертолетов. Под руководством директора Н. И. Сазыкина, будущего Героя Социалистического Труда, специалисты предприятия освоили выпуск первых советских ударных вертолетов Ми-24. Из цехов завода “Прогресс” вышли практически все модификации “двадцать четверок”, от Ми-24А до Ми-24ВП.

В 1980-х гг. в Арсеньеве не прекращалось производство новейших самолетов и ракет. КБ имени Березняка к тому времени создало ПКР ЗМ80 – знаменитый “Москит”. Сверхзвуковая ракета стала основным оружием эсминцев проекта 956 “Сарыч”, малых ракетных кораблей на воздушной подушке проекта 1239 “Сивуч”, больших ракетных катеров. Одновременно с производством “Москитов” на “Прогрессе” шла серия спортивно-пилотажных Як-18МП, Як-50 и Як-55.

В последние годы перестройки предприятие, получившее еще в 1976 г. имя своего директора, вновь вернулось к сотрудничеству с киевским АНТК им. O. K. Антонова. И в 1993 г. многоцелевой транспортный самолет короткого взлета и посадки Ан-74 был готов к испытаниям.

Однако всемирную известность Арсеньевский завод получил только в 1990-х гг. благодаря единственному в мире одноместному боевому вертолету Ка-50 “Черная акула”, ставшему символом достижений советской авиационной науки и промышленности. Работа с фирмой “Камов” была для завода “Прогресс” продолжением давнего успешного сотрудничества.

Несмотря на новизну, машина Ка-50 отличалась высокой технологичностью, по признанию заводских специалистов, на тех же мощностях можно ежемесячно выпускать значительно больше Ка-50, чем Ми-24. В подготовку серийного производства вертолета, его последующей модификации, 2-хместного всепогодного ударного вертолета круглосуточного применения Ка-52 “Аллигатор”, были вложены значительные государственные средства.

Руководители “Прогресса” сумели сохранить производство и создали условия для выпуска авиационной техники широкого спектра применения, от боевых вертолетов Ка-50 и Ка-52, многоцелевых вертолетов военного и гражданского назначения Ка-60, Ка-62 и Ка-226 до спортивных самолетов Як-54 и самолетов первоначальной подготовки летчиков Як-152.

– “Прогресс” вместе со страной пережил тяжелейшие времена. Многие его “коллеги” просто перестали существовать, но арсеньевский завод удержался на ногах, - говорит генеральный директор ААК “Прогресс” Юрий Денисенко. - Конечно, было обидно, когда после всех неимоверных усилий (имелось больше десятка подписанных договоров) почти 8 лет держать в ангаре в полуразобранном виде девять “Черных акул”! Они должны были пойти на вооружение родной армии, но у страны не нашлось средств. И вот новое рождение легендарного вертолета. Государство выделило немалые деньги, чтобы реанимировать проект и сами “замороженные” вертолеты, передав их по назначению - в армию.

Доказав высокую работоспособность, предприятие в 2006 году получило государственный оборонный заказ в размере большем, чем суммарно за прошедшие 10 лет. Выделенных средств недостаточно для полноценного развития, но завод сделал серьезный шаг вперед: Арсеньевская авиационная компания “Прогресс” им. Н. И. Сазыкина показала, что обладает широкими возможностями для развития производства вертолетов и ракет и намерена максимально использовать имеющийся ресурс. Развитие по самым высоким стандартам не за горами.

Активизация работы над программой Ка-50 стала результатом не только общей государственной политики, направленной на возрождение оборонной мощи страны, но и активной работы руководства завода “Прогресс”, Полномочного Представителя президента на Дальнем Востоке К. Исхакова, губернатора С. Дарькина и депутата Госдумы от Приморского края В. Усольцева.

Кроме того, в ежегодный госзаказ включены ракеты “Москит”, которые на “Прогрессе” производятся для российского военно-морского флота, а также серийное производство вертолетов Ка-60 и Ка-62. В планах “Прогресса” – серийный выпуск самолета первоначальной подготовки пилотов Як-152 и учебно-тренировочного Як-54.

Как отметил в ежегодном докладе губернатор Приморского края Сергей Дарькин, впервые за последние 8 лет Минобороны России приняло решение о достройке на “Прогрессе” боевых вертолётов КА-50. В рамках государственной программы производства вооружений до 2015 года для нужд российской армии на предприятии будет построено ещё 12 вертолётов усовершенствованной модели КА-52 (“Аллигатор”).

Только что собранный вертолет “Черная акула” накручивает круги в небе над заводом “Прогресс”. Идут полетные испытания винтокрылой машины перед передачей заказчику. Его производство, прерванное в середине 90-х гг., было полностью реанимировано.

Как сообщил председатель комитета по промышленности администрации Приморского края В. Старченко, помимо выпуска военной продукции “Прогресс” активно осваивает гражданский сектор. Так, на заводе ведётся выпуск легкомоторных самолётов ЯК-54. Этой машиной всерьез интересуются во Франции. Предприятие участвует в конкурсе на размещение заказа по строительству учебных самолётов для студентов военных и гражданских лётных училищ.

В 2008 году компания планирует возобновить выпуск вертолетов Ми-34С. В настоящее время завод получил сертификационные документы на выпуск Ми-34C и включил вертолет в перспективный план до 2012 года.

Ми-34С, прошедший сертификационные испытания в 1995 году, является легким многоцелевым вертолетом, предназначенным для перевозки пассажиров и грузов, патрулирования автомобильных дорог, линий электропередачи, нефте- и газопроводов, первоначального обучения пилотов, а также спортивного пилотажа.

Успешная работа промышленных предприятий Приморья способствует устойчивому росту экономики. Так, экономическая оценка реального прироста объёма ВРП края в январе - апреле 2007 года составила 2,4%.

Арсеньевская авиакомпания “Прогресс” вошла в двадцатку наиболее динамично развивающихся предприятий оборонно-промышленного комплекса России. “Прогресс”, где сегодня трудится более 3,5 тысячи человек, - градообразующее предприятие для Арсеньева. Его динамичное развитие - залог процветания города. Так, в прошлом году предприятие перечислило в городскую казну более 33 млн. руб. налогов. В текущем году, по предварительным прогнозам, это будет уже около 50 млн.

Арсеньевской авиационной компании “Прогресс” 70 лет. За свои семь десятилетий предприятие освоило выпуск и ремонт различного вида авиационной, ракетной и вертолетной техники, эксплуатируемой до сих пор не только в России, но и далеко за ее пределами. “Черная акула”, выпускаемая на заводе, уже стала легендой российского авиастроения во всем мире. Жизнь показала, что не только техника, производимая “Прогрессом”, но и работающие на предприятии сотрудники, руководство завода могут с честью выходить из самых сложных ситуаций, решать по-настоящему государственные задачи.

Валерий ЛОГИНОВ.г. Арсеньев



← Назад в раздел