Столица региона на островах

Мэр рассказал о наиболее актуальных программах, реализуемых в городе, а также поделился планами модернизации коммунальной инфраструктуры.

- Андрей Игоревич, предлагаю начать разговор с финансовых показателей муниципалитета.

- Могу сказать, что сточки зрения финансов нам удается удерживать ситуацию стабильной. По итогам 2012 года в бюджет города поступило 9,1 миллиарда рублей, это 227 миллионов больше, чем годом ранее. Основная доля увеличения доходов приходится на поступления средств финансовой помощи из федерального и регионального бюджетов, которые в итоге составят более 4,8 миллиардов рублей, это значительно - почти на 700 миллионов - выше поступлений прошлого года. Это стало возможно благодаря всестороннему содействию Правительства Сахалинской области.

Поступление же доходов бюджета за счет собственных доходных источников оказалось ниже поступлений прошедшего года на 400 млн. рублей в силу объективных причин. С 2012 года внесены изменения в федеральное и региональное законодательство - изменены нормативы отчислений по НДФЛ; налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, кроме того перераспределено поступление доходов от госпошлины за регистрацию транспортных средств и штрафов за нарушение правил дорожного движения в федеральный и областной бюджеты соответственно.

Если говорить о расходах нашего бюджета, то наиболее крупный блок расходных статей приходится на социальную сферу, и в первую очередь - на образование. Приоритетными расходами бюджета являются выплата зарплат работникам бюджетной сферы и начислений на нее, оплата коммунальных услуг муниципальных учреждений, приобретение медикаментов, продуктов питания, горюче-смазочных материалов. Также к числу приоритетных мы относим расходы на реализацию мероприятий целевых программ «Безопасность образовательных учреждений города Южно-Сахалинска на 2012-2014 годы» и «Обеспечение доступности дошкольного образования в городском округе «Город Южно-Сахалинск» на 2011-2015 годы». Отмечу, что в 2012 г. удалось не только создать дополнительные места в действующих детских садах, но и построить три новых детских сада.

- Какие еще программы социальной направленности, действующие в городе, вы могли бы отметить?

- С 2005 г. функции социальной защиты отнесены к полномочиям субъекта, но Южно-Сахалинск - единственное в Сахалинской области муниципальное образование, взявшее на себя дополнительные функции и осуществляющее муниципальную социальную политику за счет собственных средств. С 2011 г. у нас действует программа, рассчитанная на поддержку людей с ограниченными возможностями (объем финансирования этой программы - 27 миллионов рублей). Дополнительно мы приняли муниципальную целевую программу социальной поддержки южносахалинцев «Забота», рассчитанную на 2013-2015 годы. В ее рамках мы компенсируем часть затрат на дорогостоящее лечение, помогаем восстановлению имущества, пострадавшего от пожаров, осуществляем единовременные выплаты в сложных жизненных ситуациях, а также проводим оздоровительные и культурно-массовые мероприятия. Программа рассчитана на разные категории граждан: от наших уважаемых ветеранов до семей, имеющих детей-инвалидов, и семей с детьми, потерявшими кормильца. Впервые мы включили в программу такую категорию, как воспитанники детских домов в возрасте от 18 до 23 лет, еще одна категория - семьи, в которых одновременно родилось 3 и более детей (для них предусмотрена выплата в размере 1 миллиона рублей). Всего на программу «Забота» в городском бюджете заложено 60 миллионов рублей. Это важно, потому что хоть и не наши полномочия, но, как муниципальная власть, мы не имеем морального права оставаться в стороне от проблем нуждающихся в нашей поддержке категорий земляков.

- А для малого бизнеса предусмотрена какая-то поддержка?

- В городе действует программа поддержки малого и среднего предпринимательства. Проводятся бесплатные информационно-консультационные семинары по наиболее актуальным проблемам в сфере трудового и налогового законодательства, маркетинга, разнообразные встречи и «круглые столы». Однако поддержка не ограничивается одними консультациями: предпринимателям возмещается часть расходов по уплате процентных ставок по кредитам и лизинговых платежей по договорам финансовой аренды. Также мы предоставляем им субсидии по оплате консультационных услуг, субсидии на возмещение затрат по реализации бизнес-планов, на участие в выставочно-ярмарочных мероприятиях. Оказывается предпринимателям и имущественная поддержка, например, им предоставляются объекты недвижимости сроком на 5 лет.

- Хотелось бы вернуться к теме ЖКХ. В 2012 г. из областного и городского бюджетов на подготовку к отопительному сезону было выделено более 500 миллионов рублей. Удалось выполнить задачи по подготовке к очередному осенне-зимнему периоду?

- Эти задачи были успешно выполнены. Вообще же в 2012 г. за счет бюджетных средств был проведен значительный объем работ по теплоснабжению. Более 300 миллионов рублей мы направили, в частности, на реконструкцию и строительство тепловых насосных станций, реконструкцию тепловых коллекторов и теплотрасс.

- А есть ли перспективы привлечь на развитие коммунальной инфраструктуры средства из внебюджетных источников?

- Разумеется. Более того, соответствующая работа уже активно проводится администрацией городского округа. В конце прошлого года мы завершили серию переговоров с Европейским банком реконструкции и развития. Речь шла о выделении банком десятилетнего кредита в размере 450 миллионов рублей на обновление городской инфраструктуры теплоснабжения. Основные условия кредитного договора уже утверждены кредитным комитетом банка.

На эти средства будет проведена реконструкция и оптимизация работы всех центральных тепловых пунктов областного центра, а также создана централизованная система диспетчеризации всего оборудования Сахалинской коммунальной компании. Насосами можно будет управлять не вручную, как сейчас, а с диспетчерского пункта. Кроме того, будут установлены датчики технического учета во всех контрольных точках сети, а также общедомовые приборы учета тепла в жилом фонде Южно-Сахалинска.

- Почему такое большое внимание именно к системе теплоснабжения?

- В ней накопились определенные проблемы. Во-первых, как и во всей стране, в Южно-Сахалинске в течение 20 лет деньги в восстановление систем теплоснабжения в нужном объеме не вкладывались. А во-вторых, в последние 10 лет Южно-Сахалинск интенсивно развивается: строятся административные, офисные, промышленные, досуговые здания и значительные объемы жилья. Это означает, что нагрузка на систему теплоснабжения все эти годы росла при том, что работ по увеличению ее мощностей не проводилось.

- Вы сказали, что в Южно-Сахалинске строится много жилья. Власти как-то стимулируют этот процесс?

- В 2011 г. в Сахалинской области начал отрабатываться пилотный, уникальный для всей страны проект по строительству жилья для различных категорий граждан с использованием механизмов жилищно-строительных кооперативов. Для его реализации мы создали первый жилищно-строительный кооператив с участием муниципалитета - ЖСК «Дальнее», а в 2012 г. был образован ЖСК «Дальнее-2» и началось одновременное строительство уже целого микрорайона из 13 многоквартирных домов

Уникальность этого механизма еще и в том, что кредиты на строительство жилья для членов ЖСК предоставляются без залога и без поручителей. Так, в 2011 г. кредиты на строительство жилья смогли взять 95 процентов желающих. Участников программы, благодаря ее привлекательным условиям, в этом году будет в два раза больше, чем годом ранее - более 600 семей. Это и льготные категории - молодые семьи, работники бюджетной сферы, молодые ученые, очередники, и те, кто готов строить жилье целиком за собственные средства.

Всего в 2012 г. создано пять жилищно-строительных кооперативов для строительства жилья в различных районах города. В ближайшее время все они начнут свою работу: будут определены застройщики, готовые предложить минимальную стоимость строительства, а участники программы начнут вступать в кооператив, заключать договоры и вносить первоначальные взносы.

- Еще одна актуальная тема - ремонт жилья. Сейчас готовятся поправки в Жилищный кодекс, которые обяжут жильцов оплачивать 15 процентов капремонта вместо нынешних 5 процентов, а также резко увеличат финансовые обязательства региональных бюджетов. Многие эксперты опасаются за судьбу программ, связанных с ремонтом жилья. Каков ваш взгляд на эту проблему?

- Как вы, наверное, знаете, в настоящее время правительством Сахалинской области принята и реализуется областная программа «Комплексный капитальный ремонт и реконструкция жилищного фонда». Программа рассчитана до 2020 года. В соответствии с ней долевое финансирование, которое обеспечивают собственники помещений при проведении капитального ремонта, должно составлять не менее 5 процентов от его общей стоимости. Ежегодно администрация города Южно-Сахалинска собирает у управляющих организаций, товариществ собственников жилья заявки на включение многоквартирных домов в адресные программы по проведению капитального ремонта. Например, в 2012 г. в департамент городского хозяйства было направленно 215 таких заявок на общую сумму около 2,4 миллиарда рублей.

Упомянутые поправки в Жилищный кодекс не окажут никакого отрицательного воздействия на реализуемые программы: заложенный в них механизм реализации в определенной степени схож с теми нововведениями, которые предлагают нам депутаты Государственной Думы.

 

Елена ФИЛАТОВА,

г. Южно-Сахалинск.



← Назад в раздел