Нужна тонкая настройка

- Федор Иванович, 16-летний опыт руководства одним из самых крупных и густонаселенных районов Центральной Колымы позволяет вам объективно оценить первые результаты реформирования системы местного самоуправления, обозначить проблемные точки. С какими трудностями приходится сталкиваться в первую очередь?

- К моменту выхода 131-ФЗ в Ягоднинском районе действовала хорошо отлаженная схема управления территорией. Численность работающих в этой сфере была значительно меньше сегодняшней, а эффективность их труда - значительно больше в силу четко определенной ответственности и тесного взаимодействия, что положительно отражалось как на взаимоотношениях с населением, так и на непосредственном исполнении обязанностей органов местного самоуправления.

Мы прекрасно понимаем, что сегодня возврат к прежней системе невозможен, но и одно десятилетие для прочного становления местного самоуправления в новой редакции оказалось коротким периодом.

Прежде всего мы столкнулись с кадровым дефицитом. Отток населения, который наблюдается в Магаданской области на протяжении последних 15 лет, стал причиной острой нехватки специалистов не только в производственной и социальной сферах, но и в секторе местного самоуправления. Инициативных, грамотных людей, готовых работать не только во благо себе, но и во благо общества, к сожалению, очень мало.

В области проводится масса мероприятий по обучению, повышению квалификационного уровня работников органов местного самоуправления, но это спасает положение лишь отчасти.

На мой взгляд, открытый вопрос по управленческим кадрам является одной из главных причин того, что внедрение положений Закона о местном самоуправлении проходит на территории области достаточно сложно.

Также очень многое зависит от наполняемости местных бюджетов, от реальных возможностей должностных лиц, исполняющих те или иные полномочия. С этим у нас тоже трудности: достаточно сказать, что дотации наших бюджетов (не только в Ягоднинском, но и в других районах области) превышают 70 процентов от сумм, необходимых для поддержания жизнедеятельности населения и местного самоуправления.

Геополитические различия российских регионов обусловливают их различия в экономических возможностях, это естественно и объективно. Человек не виноват в том, что живет в колымском поселке, а не, скажем, в Краснодаре или Москве, и вследствие своего местонахождения имеет качество жизни ниже, чем другие его соотечественники.

Но, заметьте, живет он в настоящем и хочет заниматься спортом, посещать культурные мероприятия, пользоваться качественными медицинскими, образовательными услугами и прочими социальными благами здесь и сейчас, а не в предполагаемом завтра.

Хотелось бы, чтобы федеральные власти обратили на это внимание и применяли в отношении регионов дифференцированный подход. Также стоит подумать о целесообразности передачи дополнительных финансовых источников непосредственно в местные бюджеты.

Задача местного самоуправления - сделать свою финансовую основу самодостаточной, но для ее достижения на первых этапах требуется помощь федерального центра. Без нее мы при всем желании не сможем обеспечить живущим здесь людям сравнимые со столичными условия, а значит, отток населения не прекратится.

- Стремление сделать дальневосточные регионы страны более привлекательными - как для переселенцев, так и для укорененного населения - мы увидели на последнем выездном заседании Правительства РФ в Якутске, на котором обсуждалась программа поддержки социально-экономического развития Дальнего Востока и Забайкалья до 2020 года.

- Верно. В программу вошло много объектов по Магаданской области, и это замечательно. Но, повторюсь, изменения к лучшему люди ждут уже сегодня, а для этого необходимо укрепить финансовые возможности местного самоуправления.

На сегодняшний день процесс миграции населения не останавливается, хоть и замедлился, и особенно заметен в населенных пунктах районов. Часть из них уже ликвидирована, часть значительно сократилась по численности проживающих в них людей.

Но сколь бы мало людей ни проживало бы в поселке, вопросы его жизнеобеспечения не снимаются. Отлаженная, безаварийная работа жилищно-коммунального комплекса, бесперебойная подача тепла и света в дома колымчан - первоочередная задача органов местного самоуправления в суровых условиях крайнего северо-востока, вне зависимости от численности населения. И выполнять ее в нынешних условиях, поверьте, очень непросто.

Собственных средств предприятий ЖКХ недостаточно для проведения своевременных мероприятий по текущим ремонтам, а тем более - по модернизации оборудования, внедрению энергосберегающих технологий.

Понимая, что всегда легче помочь и удержать ситуацию «на плаву», чем потом принимать экстренные чрезвычайные меры по спасению и восстановлению, мы стараемся уделять коммунально-энергетическому комплексу района максимум внимания, зачастую в ущерб другим направлениям.

Разницу в затратах на содержание систем жизнеобеспечения населения в южных, центральных и северных регионах должны понимать и федеральные власти. Здесь не может быть единого подхода. В то же время для решения подобных важнейших задач соответствующими полномочиями должны быть наделены субъекты Федерации.

- Федор Иванович, вы упомянули о ликвидированных поселениях. Будут ли закрываться поселки Ягоднинского района в ближайшей перспективе?

- В рамках разработки проекта региональной программы переселения внутри области мы готовим свои предложения - по расселению таких населенных пунктов, как поселки Штурмовой и Сенокосный, однако однозначного решения по ним пока не принято.

- Печально, когда пустеет обжитое несколькими поколениями колымчан место...

- Не спорю, но этот процесс необходим, он способствует стабилизации экономики, причем не только района, но и области.

Однако здесь существует проблема. Дело в том, что в 131-ФЗ слабо разработаны вопросы, связанные с ликвидацией муниципального образования.

Ситуация выглядит следующим образом. С согласия населения поселок признается неперспективным, под его расселение разрабатывается соответствующая программа. Люди получают жилищные сертификаты и выезжают, а район остается один на один с пустующим муниципальным образованием. Вопрос о его ликвидации должен решаться на народном референдуме, но проводить его уже не с кем - люди-то уехали.

Во-вторых, закон предусматривает ликвидацию сельских населенных пунктов, а у нас все поселения - поселки городского типа. Приходится сначала переводить их в статус сельского поселения, а потом пытаться решать вопрос по его ликвидации.

В этом плане 131-ФЗ также нуждается в доработке. Недостатки законодательства не должны тормозить жизненные процессы, в том числе и ликвидацию органов местного самоуправления.

- По вашему мнению, решило бы проблему финансовой самодостаточности местных органов власти перераспределение налоговых отчислений в пользу регионов?

- Этот вопрос обсуждается довольно долго, но общество интересует движение, конкретные шаги, пусть небольшие, но реальные.

А когда на фоне обсуждений нет улучшения ситуации, когда предложения и проекты не находят реализации в жизни и нет хотя бы внятного объяснения, что и когда случится, а если не случится, то по каким причинам, это весьма негативно отражается на психологическом состоянии людей, на их настрое. Возникает ощущение, что про них забыли, их покинули. Отсутствие информации и уверенности в том, что ситуация будет меняться к лучшему, удручает, вызывает протестные чувства.

Большая часть колымчан ездит в отпуск в центральные районы страны, общается с жителями других регионов, им есть с чем сравнивать. Когда они видят, что есть регионы с куда более комфортными условиями для проживания, где зарплата выше, чем на Севере, а возможности для культурного отдыха и досуга не в пример шире, они поневоле задумываются о том, как живут сегодня и как завтра будут жить их дети. И эти размышления, к сожалению, пока не в пользу Магаданской области.

Наши муниципальные образования в меру своих возможностей стараются делать все, чтобы территории стали более привлекательными.

- И судя по тому, что большая часть населения Ягоднинского района не задумывается о перемене места жительства, у вас это получается!

- Потому что люди понимают: любая наша инициатива, будь то строительство нового спортивного объекта, или реконструкция Дома культуры, или модернизация больничного отделения, вызвана заботой о них.

Ягоднинцы видят желание работников органов местного самоуправления что-то изменить, сделать так, чтобы люди не чувствовали себя оторванными от всей России, от современной жизни. Может, удается не все, но мы стараемся.

- Какие новые (или обновленные) объекты появились в районе за последнее время?

- В поселке Синегорье удалось провести реконструкцию ранее недостроенного танцевального зала, теперь там работает Дом культуры. Также в ДК перепрофилировали долго пустовавшее здание кинотеатра в поселке Дебин. Проводится масштабный капитальный ремонт Дома культуры в райцентре. С решением вопроса о ремонте здания для ДК в поселке Оротукан у нас во всех поселениях будут действовать культурные очаги.

Новых спортивных сооружений мы пока не построили, однако имеющаяся и постоянно обновляемая база позволяет району раз в два года принимать до 500-550 юных спортсменов в рамках проведения летней спартакиады учащихся Магаданской области, а также ежегодно - многочисленных участников и гостей Всероссийского турнира по боксу памяти Якова Высоцкого. Это яркое и представительное спортивное мероприятие, которое прошло в начале апреля в четвертый раз, привлекает все больше участников, в том числе из-за рубежа. Организаторы турнира уже получают заявки на следующий год!

Тем не менее мы не собираемся останавливаться на достигнутом. В настоящее время ведется работа по проектированию ледового дворца в пос. Ягодное, надеемся в 2014 г. начать его строительство. В перспективе есть желание построить в районном центре плавательный бассейн. Врио губернатора Магаданской области Владимир Петрович Печеный одобрил идею. Надо отметить, что все наши подобные начинания так или иначе находят поддержку у региональной исполнительной власти.

Если говорить о районном жилищно-коммунальном комплексе, то недавно он пополнился новым объектом - котельной на твердом топливе в Дебине. Проводится модернизация ягоднинской котельной: из четырех котлов три уже заменено, на котельной в Синегорье устанавливается более экономичное оборудование, прорабатывается вопрос по возведению электрокотельной в Оротукане. Также в этом году завершим работы по полной замене тепловых сетей в поселке Бурхала протяженностью около 3,5 км.

- Повышается ли качество оказываемых в районе образовательных и медицинских услуг?

- Федеральная и областная программы по модернизации образования вкупе с мероприятиями по повышению уровня оплаты труда педагогов дали свои положительные результаты. Школы района пополнились новым оборудованием, дети обучаются на современном уровне, на «ты» с компьютерами. Стараемся делать так, чтобы не снижать достигнутый уровень образования. И нам это удается: в течение ряда последних лет 75 процентов выпускников Ягоднинского района поступают в вузы.

Медицинские учреждения, благодаря программе модернизации здравоохранения, оснащены новым оборудованием, проведено огромное количество ремонтных работ, несмотря на то, что большую их часть наши климатические условия позволяют выполнять лишь два-три месяца в году. Хочется, чтобы программа сохранилась и в будущем, хотя бы в плане проведения ремонтных мероприятий.

Кроме того, программа позволила отправить многих наших специалистов-медиков на повышение квалификации. Сегодня в лечебно-профилактических учреждениях района совсем по-другому проводятся обследования, диагностика, лечение. Меняется само отношение людей к своему здоровью. Мы начали видеть здравоохранение с иной стороны, и это радует.

Но по-прежнему вызывает беспокойство острый дефицит специалистов: наполняемость педагогическими кадрами в районе составляет 80-85 процентов, врачами - всего 50 процентов. Стараемся в пределах своих полномочий и возможностей решать задачи по закреплению педагогических и медицинских работников, по привлечению молодых специалистов в школы, детские сады, поликлиники и больницы, но в полной мере без поддержки федерального центра, как я уже отмечал, данный вопрос мы не решим.

Считаю, что есть резон вернуться государству к утраченному опыту распределения выпускников вузов. Раньше эта система действовала весьма успешно. Если студент учился на бюджетной основе, он должен вернуть государству затраты на свое обучение в виде временной отработки там, где его знания и умения жизненно необходимы.

 

Евгения АЛЕКСАНДРОВА, Магаданская область.



← Назад в раздел