Самоуправление и вера в себя

ПРАВОВОЕ ПОЛЕ ДЕЙСТВИЙ

6 октября 2013 года мы отметим десятилетие со дня принятия Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Но юбилейная дата носит скорее формальный характер. Потому что сложный «переходный период» реформы занял шесть лет, а после его завершения в 2009 году многое еще было не совсем ясно.

Например, и в наши дни полномочия местного самоуправления нельзя считать устоявшимися. За последнее время к ним прибавилось еще 12 позиций. Неустойчивой и пока чрезвычайно бедной во многих регионах оказалась база налогообложения, из которой могут пополнять свои бюджеты муниципальные образования и поселения.

Проявлять по этому поводу излишнее беспокойство, паниковать, наверное, не следует. Мы занялись живым и крайне важным для страны делом. Оно не решается одним, пусть даже хорошим законом. Но ускорить процесс, вовлечь, заинтересовать в нем людей совершенно необходимо. Реформа может превратиться в очередную неудачную «перестройку», если ее как свою, кровную не воспримут на местах. А до этого, к сожалению, еще не близко.

Расскажу о том, что сделано в Магаданской области. В результате серьезной и кропотливой работы приняты и вступили в силу все региональные правовые акты, необходимые для реализации федерального закона о местном самоуправлении. В настоящее время соответствующим статусом наделены 45 муниципальных образований (1 городской округ - Магадан, 8 муниципальных районов, 18 городских и 21 сельское поселение). Мы остановились именно на такой двухуровневой модели. При этом, определяя и уточняя границы территорий, изучив их экономические возможности, создали 17 новых поселений, которые начали свое развитие на основе закона о местном самоуправлении с определенными ограничениями.

Этот этап регламентировался специальным законом, принятым областной Думой в 2005 году: «О порядке решения вопросов местного значения вновь образованных поселений Магаданской области в переходный период». Фактически временное ограничение полномочий, работа не под контролем, а скорее с помощью и при всемерной поддержке региональных и районных структур оказалась хорошей школой для избранных глав, актива новых поселений. Нам удалось избежать сбоев в предоставлении необходимых людям услуг, не допустить и «вакуума местной власти». Поэтому уже с 1 января 2008 года все 17 вновь образованных поселений приступили к осуществлению полномочий по решению вопросов местного значения в полном объеме, включая бюджетные. А ограничительный закон утратил свое значение.

Законодательно завершен у нас и важнейший процесс разграничения муниципального имущества. За районами закреплено право на распоряжение землями, собственность на которую не разграничена. А городские и сельские поселения принимают решения по использованию земельных участков, находящихся непосредственно в их собственности.

Более пяти лет действует целевая программа «Развитие и совершенствование муниципальной службы в Магаданской области». Ее реализация позволила обучить сотни специалистов, провести их переподготовку, повысить квалификацию. Некоторые из них хорошо зарекомендовали себя в местном самоуправлении и вышли на более высокий профессиональный уровень, другие продолжают успешно трудиться в муниципальных районах и поселениях, находятся в резерве управленческих кадров. Но пока, к сожалению, нельзя сказать, что кадровый корпус у нас полностью сформирован хотя бы на текущий период или на два-три года вперед. То есть работа по подготовке и переподготовке профильных специалистов предстоит большая. И, как мне представляется, она будет продолжаться долго, на постоянной основе.

Чтобы не перегружать читателя организационной информацией, я назвал лишь малую часть принятых нормативно-правовых актов, программ, проведенных мероприятий, которые способствовали реализации федерального закона о местном самоуправлении. В области приведена в соответствие, расчищена и подготовлена площадка к действительному развитию демократии. Во всех поселениях, городах и селах власть оказалась в «шаговой доступности» от граждан, которые ее и избрали. Но острые вопросы, нерешенные проблемы остались. На них прежде всего и хочется обратить внимание.

ПРИЗВАНЫ СТИМУЛИРОВАТЬ ИНИЦИАТИВУ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО

Разграничение имущества как будто проведено. Но в то же время крайне медленно и трудно проходит государственная регистрация прав на объекты недвижимости. А по федеральному закону только она (регистрация) является единственным доказательством права собственности.

Быстро решить проблему нельзя из-за недостаточности или полного отсутствия средств в бюджетах местного самоуправления на проведение технической инвентаризации объектов недвижимости, отсутствия правоустанавливающих документов для регистрации ранее возникших прав собственности. Все это существенно осложняет формирование налоговой базы муниципальных образований и поселений, по сути, делает невозможным распоряжение переданным им имуществом (в первую очередь - при приватизации жилых помещений).

Мне представляется, процедуру госрегистрации на данном этапе надо предельно упростить, исходить из фактически сложившихся условий. К большим злоупотреблениям это не приведет. Потому что люди на местах хорошо знают, кому и что принадлежит и на каких основаниях. Иначе мы рискуем дойти до высокой степени социальной напряженности.

Проблемой, тормозящей процесс реформирования местного самоуправления в Магаданской области, является и недостаточная урегулированность на федеральном уровне вопроса о «непрофиль­ном» имуществе муниципалитетов. По закону оно должно быть продано или перепрофили­ровано. И это в ситуации, когда именно распоряжение этим имуществом приносило и пока приносит доход в местные бюд­жеты. К тому же расширение полномочий самоуправления, о котором я уже говорил (прибавилось 12 позиций за 4 года), часто «непрофильное» имущество превращает в совершенно необходимое. А чехарда с собственностью никак не помогает ответственной работе.

Перечислять трудности, препоны на пути настоящего развития местного самоуправления можно почти бесконечно. Но главная проблема, с которой столкнулось абсолютное большинство дальневосточных регионов, - это недостаток собственных средств муниципальных образований для решения вопросов, переданных государством на местный уровень.

Разумеется, как и везде, в Магаданской области формируется консолидированный бюджет. Принят и четко проводится в жизнь закон о межбюджетных отношениях. Им установлены нормативы отчислений от налогов, предоставление межбюджетных трансфертов субъекта Федерации в бюджеты муниципальных районов, а из них - в бюджеты поселений. Но получение финансовой помощи из вышестоящего бюджета никак не стимулирует самостоятельность и инициативу местной власти. Наоборот, оно часто порождает настроения иждивенчества. Ведь наполняемость бюджетов большинства районов и поселений собственными средствами составляет всего от 5 до 10 процентов. И некоторые главы муниципальных образований рассчитывают на дотации, которые обязательно поступят.

Да, консолидированный бюджет области сохраняет и в обозримом будущем сохранит свою социальную направленность. Мы никогда не допустим, чтобы зимой в дома колымчан проник холод, никогда не свернем программы дальнейшего совершенствования образования, здравоохранения, культуры и спорта. Но с помощью того же бюджета, трансфертов, внебюджетных средств мы стараемся поощрять муниципальные образования, поселения, главы которых проявляют инициативу, ищут резервы социально-экономического роста.

Вектор приложения сил ясен: местному самоуправлению необходимо больше внимания уделять неналоговым доходам. Для сельских и городских поселений это прежде всего средства от сдачи в аренду имущества муниципальной собственности и доходы от арендной платы за землю. И, пожалуй, самый главный резерв: поощрение индивидуального, малого и среднего предпринимательства. Создать самые благоприятные условия для такого бизнеса и призвана реформа.

Можно с уверенностью утверждать, что в этом направлении наметился прогресс. Принятая государственная программа «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона до 2025 года» вызвала повышенный интерес частных инвесторов. Они проявляют намерения и готовы вкладывать средства в благоустройство муниципальных образований, поселений, участвовать в строительстве дорог и других инфраструктурных проектах. Потому что верят в себя, верят в достойное будущее Колымского края.

В своих заметках я заострил внимание на трудностях и путях их преодоления. Считаю это правильным. О достигнутых успехах судить не мне, а людям. Я недавно указом Президента РФ назначен временно (до сентябрьских выборов) исполнять обязанности губернатора Магаданской области. Но чувствую свою причастность ко всем переменам, происшедшим и происходящим у нас в последние годы. Потому что избирался и продолжительное время работал главой администрации - мэром городского муниципального округа Магадан. И ответственность за шибки, если они были, несу полную.

В заключение снова скажу о вере. Несмотря на скудное плодородие, землю дальневосточного Крайнего Севера никак нельзя назвать бедной. Она поистине золотоносна. Золотоносна в прямом смысле слова, потому что добыча в Магаданской области драгоценного металла, других полезных ископаемых имеет стратегическое значение для всей России. Золотоносна она и потому, что работают, благоустраивают эту землю люди крепкие, мужественные, верящие в себя и свои силы. Без такой веры в суровых условиях Севера просто не выжить. И я верю, убежден, что мои земляки добьются процветания нашего края, сделают его богатым и комфортным. Поможет этому укрепление демократии, которое несет с собой реформа местного самоуправления.

 

Владимир ПЕЧЕНЫЙ,

врио губернатора Магаданской области.



← Назад в раздел