Совместные усилия приносят результат

дминистрация Тамбовского района, выстраивая систему взаимодействия с местными органами самоуправления, была ориентирована прежде всего на создание максимально благоприятных условий жизни для всего населения района и по возможности - единых правил и подходов к решению социально-экономических задач. Поскольку согласно законодательству организация совместной деятельности органов местного самоуправления района и сельских поселений возможна только на основе заключения двусторонних соглашений, то решили строить работу, заключая соглашения.

Предметом первого соглашения между районной и сельскими администрациями был вопрос о передаче вопроса местного значения по формированию, утверждению, исполнению бюджета поселения и контроль за исполнением данного бюджета на уровень района. Передача шла постепенно: сначала 2 сельсовета передали это полномочие, что было вызвано низким уровнем бухгалтерского учета и отсутствием в селах квалифицированных кадров. Но постепенно из 13 сельсоветов 12 сельсоветов (за исключением Тамбовского) заключили такое соглашение. Районная администрация взяла на себя не только ведение кассовых операций, но и полностью весь бюджетный процесс, в том числе и проведение конкурсов, котировок и аукционов согласно 94-ФЗ. Результат не преминул сказаться очень быстро: повысился уровень бухгалтерского учета, своевременно стали реагировать на изменения в законодательстве, на требования прокуратуры, а также стали правильно «отрабатывать» целевые средства бюджетов вышестоящих уровней.

Главы сельсоветов находят поддержку и понимание во всех отделах, в том числе и финансовом управлении администрации района. Это подготовка и участие в публичных слушаниях по бюджету, подготовка документов по протестам прокуратуры (например, по пожарной безопасности), разработка целевых программ по исполнению своих полномочий.

Еще одно соглашение по передаче полномочий на район было связано с утверждением генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждением планировки территории, выдачей разрешений на строительство. Теперь районная администрация готовит документацию на проведение конкурсов на топографическую съемку, составление генеральных планов поселений, целевых программ по градостроительству, осуществляет контроль за использованием средств областного бюджета.

В 2011 году представительными органами власти поселений приняты решения о передаче еще ряда полномочий. Таким образом, на районный уровень, в муниципальный район, переведены полномочия по организации библиотечного обслуживания населения, комплектованию и обеспечению сохранности библиотечных фондов библиотек поселения, по созданию условий для организации досуга и обеспечения жителей поселения услугами организаций культуры, по обеспечению условий для развития на территории поселения физической культуры и массового спорта, организации проведения официальных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий поселения.

Сельские дома культуры и клубы были ликвидированы, с 1 января 2012 года они являются филиалами МАУ «Тамбовский районный дом культуры». В связи с тем, что в штатные расписания сельских домов культуры включены, помимо работников культуры, ставки библиотекарей и методистов по спорту, принято решение о передаче ставок библиотекарей в МБУ «Тамбовская межпоселенческая центральная библиотека», а методистов по спорту - во вновь созданное с 1 января 2012 года бюджетное учреждение нового типа по спорту МБУ «Районный центр спорта».

В результате сохранилась ведомственная подчиненность, повысилось качество предоставляемых услуг, так как директора сельских домов культуры вместо творческой работы вынуждены были заниматься заключением гражданско-правовых договоров, отраслевой системой оплаты труда (а с выходом указов президента от 7 мая 2012 года - это огромный объем работы), ведением кадровой работы и прочими управленческими делами. По соглашению стороны ежегодно определяют объем межбюджетных трансфертов, которые включают в себя расходы на заработную плату и отчисления в основные фонды, основные средства, связь, подписку, проведение мероприятий. Содержание зданий взял на себя район.

В результате за год такой работы (по организации культурного и библиотечного обслуживания, обеспечению условий для развития физической культуры и массового спорта) значительно увеличилось количество и качество проводимых мероприятий в поселениях. Сохранены все традиции по проведению спортивных мероприятий - районная спартакиада, именные соревнования, дни сел. Ежегодными в районе стали проведение Лыжни России (более 300 участников и 600 человек болельщиков), легкоатлетического кросса. Второй год проводятся районные осенние ярмарки. Заметно улучшилась материально-техническая база учреждений.

Но не надо думать, что с передачей этих полномочий на муниципальный уровень главы сельсоветов устранились от решения вопросов местного значения. Наоборот, они стали более активными. Принимают участие в совместных районных совещаниях глав сельсоветов с работниками культуры поселений, совместных совещания глав сельсоветов с методистами по спорту, директорами школ и учителями физической культуры. Не менее двух раз в год проводятся совместные совещания глав сельсоветов с участковыми уполномоченными полиции.

Одной из новых форм работы администрации муниципального района с ОМСУ поселений стало совместное планирование и защита перспективных планов развития территорий. Совместно с начальниками отделов районной администрации главы сельсоветов, депутатский корпус, руководители всех учреждений и организаций, находящихся на территории сельсовета, подводят итоги работы за год (в том числе по эффективности расходов бюджета, собираемости налогов, обеспеченности муниципальными услугами, выполнением целевых программ, строительства на селе и т.д.), ставят новые цели и задачи.

На таких формах работы, как проведение информационных встреч с населением, встреч с активами сел, учеба глав и муниципальных служащих, проведение дней администрации, участие в районных административных советах и сессиях, юбилеях сел, я не буду акцентировать внимание, предполагая, что такие мероприятия проходят во всех районах.

Отдельно отмечу, что за каждым сельсоветом у нас закреплен куратор из числа начальников отделов и управлений районной администрации, которые участвуют в подготовке и проведении административных советов сельсоветов, на сессии сельских советов выезжают работники районного Совета народных депутатов.

Освободив глав от решения названных вопросов, мы предложили им заняться вплотную оставшимися полномочиями. Не все полномочия полностью подкреплены финансово, и главам приходится искать способы решения этих вопросов местного значения. Отрадно, что жители сел понимают их, помогают в этом. В частности, у нас в муниципальном районе прижился налог по самообложению. Во всех сельсоветах такой налог утвержден. Сумма со двора разная - от 100 до 300 рублей, собираемость тоже разная. «Разброс» от 4 тысяч до 170 тысяч рублей. Но если население понимает и видит результат вложений, то не только платит, но и само просит увеличить его, как было в Красненском сельсовете. Решение о том, куда направить средства, принимаются на собраниях граждан. Благодаря самообложению привели в порядок и благоустроили кладбища, пробурили скважины.

Никто не будет спорить о том, что цели и задачи у местного самоуправления районного и поселенческого уровней одни - улучшение качества жизни населения. Если есть взаимодействие этих уровней, то и задача исполнима. Главное - работать в одной связке, на взаимном уважении и понимании, не бояться ответственности, продумывать и сообща обсуждать.


Любовь ЛОБОВА,

начальник организационного отдела администрации Тамбовского района Амурской области.



← Назад в раздел