Самоуправление особого значения

Десятилетие закона

Федеральный закон ФЗ-131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», принятый в 2003 году, положил начало муниципальной реформе. Основной проблемой при реализации этого закона является недостаточная обеспеченность муниципальных образований собственными доходами.

«131-й федеральный закон заложил правовую базу для становления и развития местного самоуправления, - говорит председатель Законодательного Собрания Приморского края Виктор Горчаков. - Однако, чтобы создать условия для перехода муниципальных образований всех уровней на режим устойчивого развития, необходимы совершенствование существующего законодательства и разработка новых технологий управления социально-экономическим развитием территорий».

В последние годы после принятия целого ряда федеральных законов произошло значительное расширение перечня вопросов, которые стоят перед муниципальными образованиями. Однако доходная база местных бюджетов не была увеличена. К тому же, остаются актуальными вопросы укрепления налоговой базы местного самоуправления. В результате несколько поселений в Приморье не могут самостоятельно обеспечить решение возложенных на них вопросов местного значения.

Выходом из сложившейся ситуации, по мнению специалистов, может стать преобразование муниципалитетов путем объединения поселений в границах одного района. «Предполагается, что объединение экономического и природного потенциала поселений позволит улучшить их социально-экономическую ситуацию, приведет к уменьшению численности аппарата управления и сокращению расходов на его содержание, даст возможность направить финансовые ресурсы непосредственно на решение вопросов местного значения», - считает Виктор Горчаков.

Важнейшей проблемой формирования местного самоуправления в Приморье является то, что оно пока так и не обрело в полной мере своего ключевого игрока - сообщество граждан, проживающих на конкретной территории. Одним из механизмов самоорганизации является институт территориального общественного самоуправления (ТОС), который занимается проблемами, волнующими и беспокоящими жителей в их повседневной жизни. К сожалению, в крае таких институтов самоорганизации граждан практически нет. Поэтому развитию и расширению деятельности ТОС должны способствовать органы местного самоуправления.

Еще одним из самых острых вопросов в муниципальных районах и поселениях является исполнение Земельного кодекса и территориальное планирование. «Вопрос эффективности использования земельного ресурса - это один из важных вопросов исполнительной власти на местах, - отметил Виктор Горчаков. - При этом земельные налоги - это одна из важных составляющих доходной части бюджета для местной власти».

Решать проблемы сообща

Много проблем у муниципалитетов возникает в сфере создания эффективной законодательной базы. Поэтому одно из важнейших направлений взаимодействия Законодательного Собрания с представительными органами местного самоуправления - это совместное обсуждение проектов краевых законов. Депутаты представительных органов муниципальных образований принимают активное участие в обсуждении законопроектов и вносят конкретные предложения к ним.

«Стоит отметить, что представительные органы стали активнее участвовать в законотворческой деятельности краевого парламента. Благодаря этому за последние три года вдвое выросло количество внесенных ими законодательных инициатив», - отмечает начальник управления Законодательного Собрания по взаимодействию с органами местного самоуправления Любовь Мироненко.

Для эффективного решения насущных вопросов местного самоуправления, оказания практической, методической и консультативной помощи муниципалитетам 10 лет назад был создан совет председателей представительных органов городских округов и муниципальных районов при Законодательном Собрании. За это время состоялись десятки совещаний и «круглых столов» по реформированию ЖКХ, земельным вопросам, здравоохранению, избирательному кодексу, молодежной политике. На заседаниях совета шла речь о роли малого предпринимательства в развитии муниципальных образований, обсуждались важные вопросы взаимодействия власти и бизнеса. Одной из эффективных форм работы Законодательного Собрания с местными представительными органами являются выездные семинары, где рассматриваются вопросы, связанные с реформой местного самоуправления, изучением федерального и краевого законодательства.

Значимым событием стало проведение в 2010 году научно-практической конференции на тему «Местное самоуправление в Приморском крае: состояние, проблемы, пути совершенствования», где обсуждались проблемы регионального и муниципального управления в условиях нового законодательства.

Ставка на молодых

Молодежный парламентаризм - еще одно направление работы краевых депутатов и совета председателей представительных органов. После проведения во Владивостоке Молодежного саммита АТЭС заметно активизировалось в крае молодежное самоуправление. В марте этого года при краевом парламенте создано молодежное собрание депутатов. В него вошли 26 народных избранников представительных органов городских округов, муниципальных районов в возрасте до 35 лет.

«Законодательное Собрание взяло курс на развитие молодежного парламентаризма, - говорит краевой депутат и руководитель нового объединения Валерий Кан. - В каждом муниципальном образовании мы создаем молодежные парламенты - совещательные органы, которые будут помогать депутатам решать проблемы молодежи. Наша задача - развернуть молодежный парламентаризм на все территории Приморского края».

В прошлом году местом проведения Дня молодежного парламентаризма стал Большой Камень. Около 50 участников - школьников, студентов, представителей молодежных организаций учились осуществлять свои идеи при поддержке представительных органов своих муниципалитетов.

В процессе реформы

За 10 лет реформы представительные органы проделали большую работу по разработке нормативных актов, накопили определенный опыт правотворческой деятельности, научились выступать с законодательными инициативами. В каком-то районе это работа организована лучше, в каком-то - хуже... Поэтому Законодательное Собрание в 2013 году объявило конкурс на лучшую организацию деятельности представительных органов, чтобы оценить накопленный опыт и распространить его в муниципальные образования края.

По инициативе приморского парламента в помощь муниципальным образованиям разработан сайт для представительных органов городских округов и муниципальных районов, не имеющих собственной интернет-страницы. Доступ к нему открыт на официальном сайте Законодательного Собрания в разделе «Местное самоуправление».

«За годы реформы работа представительных органов большинства муниципальных образований Приморья показала способность решать острые вопросы четко, оперативно и слаженно, - сказал Виктор Горчаков. - Пусть не всегда итог был триумфальным, но совместная работа Законодательного Собрания с местными Думами, деятельность совета председателей представительных органов городских округов и муниципальных районов позволила решить многие задачи на высоком профессиональном уровне, независимо от их сложности и объема».

 

Справка:

Местное самоуправление в Приморье осуществляется в 171 муниципальном образовании: 12 городских округах, 22 муниципальных районах, 137 городских и сельских поселениях. Депутатский корпус края объединяет более 2 тысяч депутатов представительных органов муниципальных образований, 40 депутатов Законодательного Собрания.



← Назад в раздел