Морской державе - державное морское образование

Принятие такого решения высшим руководством страны подчеркивает важность для России морской хозяйственной деятельности на этом региональном направлении. Что должно быть сделано в первоочередном порядке для реализации принятого государственного решения, каким будет Дальневосточный государственный морской научно-образовательный комплекс, рассказывает ректор Морского государственного университета имени адмирала Г. И. Невельского Вячеслав Седых.

 

 

– Самый первый шаг, который должен быть сделан до конца 2007 года, – это принятие решения Правительства Российской Федерации, закрепляющее статус нашего университета как Дальневосточного государственного морского научно-образовательного комплекса, и утверждены последовательные мероприятия по созданию и развитию комплекса, – подчеркивает Вячеслав Иванович. – Далее должна начаться реализация этих мероприятий. По нашим планам комплекс мероприятий сейчас прописан до 2015 года. Их уровень затрагивает ключевые министерства – Минэкономразвития России, Минфин России, Минобрнауки России, Минтранс России – и, конечно, исполнительную власть регионов (создаваемый комплекс охватывает, по крайней мере, 8 субъектов Дальневосточного федерального округа). По существу, весь комплекс мер сводится к двум блокам: создание нормативно-правовой базы и ресурсное обеспечение комплекса. Здесь имеются в виду мероприятия, от которых внешним образом зависит судьба создаваемого комплекса. Конечно, предстоит огромная работа коллектива. Об этом надо говорить отдельно. Но сейчас главное, чтобы принятое государственное решение наполнилось реальными государственными ресурсами, тогда будет движение, будет результат.

Решение о создании на Дальнем Востоке качественно нового крупного государственного морского научно-образовательного комплекса является своевременным. Этому предшествовала многолетняя работа. Еще в 2000 году на совместном заседании Коллегий Министерства транспорта Российской Федерации и Министерства образования Российской Федерации было принято решение о создании на базе тогда еще Морской академии морского образовательного комплекса. Это дало свои результаты. Модель более рациональной организации морского образования была распространена на все ведомственные вузы, в университете выстроена гармонизированная структура институтов, центров, филиалов, запущена модель непрерывной подготовки морских специалистов.

Сейчас наступил следующий этап модернизации системы морского образования. Суть его состоит в том, что следует придать созданной структуре новое качество, основываясь на принципах интеграции научной, образовательной и производственной деятельности. И сделать это надо, опираясь на соответствующую нормативно-правовую базу и качественно новое ресурсное обеспечение.

Перед создаваемым морским научно-образовательным комплексом ставится задача опережающего обеспечения кадрами не только морского транспорта, но и широкий сектор морской хозяйственной деятельности. Все мы являемся свидетелями бурного развития Азиатско-Тихоокеанского региона. Деятельность России по освоению и рациональному использованию ресурсов Мирового океана определена ее геополитическими интересами по этому региональному направлению. Для Дальневосточного федерального округа морская хозяйственная деятельность - одно из приоритетных, а может, самое приоритетное направление развития.

Обратите внимание на то, как необратимо и мощно в начале ХХI века морской транспорт стал превращаться в своеобразный локомотив инновационного развития всего дальневосточного транспортного комплекса. Сегодня, по существу, только морской транспорт может в полной мере обеспечить обслуживание богатейших месторождений нефти и газа на шельфе морей Тихого океана и на континенте, взять на свои плечи снабжение крупнейших предприятий Крайнего Севера и, что немаловажно для международного бизнеса, – нести гарантированную ответственность за экспорт, импорт и транзит в торгово-экономических взаимоотношениях со странами АТР. Более того, посмотрите: во всех правительственных решениях именно на морской флот возлагаются стратегически важные задачи обеспечения безопасности государства, эффективного использования страной транспортного, сырьевого, энергетического и рекреационного ресурсов Мирового океана. Нынешний транспортный флот ведущих судоходных компаний Дальневосточного региона пополняется современными дорогостоящими судами – газовозами, контейнеровозами нового поколения, универсальными и специализированными плавсредствами для безопасной и производительной работы в пределах шельфовой зоны.

Поэтому создание морского научно-образовательного комплекса в полной мере соответствует приоритетам развития ДВФО, стратегическим интересам России на Дальнем Востоке.

По существу, создаваемый комплекс должен взять на себя ответственность за обеспечение кадрами всей морской хозяйственной деятельности на Дальнем Востоке России? 

– Не просто кадрами, а кадрами высочайшего качества. Сегодня стандарты морской деятельности в мире высочайшие, цена промахов настолько велика, что доверить современные морские объекты можно только профессионалам самого высокого уровня.

Сегодня реалии развития экономики Дальнего Востока, интеграционные процессы со странами АТР ставят задачу расширить образовательную и научную деятельность комплекса, направить их на обеспечение не только транспортной деятельности, но и на добывающую, перерабатывающую сферы морской хозяйственной деятельности. Здесь университет имеет серьезный потенциал, в том числе в области морской экологии, фундаментальных исследований Мирового океана.

Для морской деятельности сегодня нужен специалист, который восприимчив к инновациям, готов к эксплуатации техники и технологий не сегодняшнего, а завтрашнего дня. И морская составляющая требует от него еще и умения слаженно работать в автономных коллективах и экипажах, быть морально и физически подготовленным к работе в экстремальных ситуациях. Если говорить о специалистах морского транспорта, то здесь важно, чтобы они, обладая профессиональными знаниями и навыками, хорошо разбирались в коммерции и праве, были в курсе последних инноваций в технике, международном и местном законодательстве, имели высокую технологическую культуру, были предельно собранными и дисциплинированными, поскольку на современных высокотехнологичных судах слишком велики последствия от аварий и катастроф. Доверить управление современными судами и морскими объектами можно только гарантированно высококвалифицированным специалистам по всем предъявляемым к ним требованиям.

Как этого достичь? Нужен принципиально новый подход к организации самого процесса обучения. Мы выбрали путь интеграции в единый процесс научной, образовательной и производственной деятельности. Такой подход подтверждается лучшими международными и отечественными примерами. Концентрация научных, образовательных и инновационных ресурсов на базе морского научно-образовательного комплекса позволит проводить масштабные научные исследования, укрепит и разовьет научные школы, систему воспроизводства научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации. Система мер по расширению научно-исследовательской деятельности в комплексе будет ориентирована на повышение эффективности научных исследований доведением инновационных разработок до опытных и промышленных образцов техники и технологий. Обучающиеся будут непосредственными участниками научных исследований по соответствующим направлениям их профессиональной подготовки. Это позволит получить им навыки самостоятельного обретения знаний и саморазвития.

Важно подчеркнуть, что объединение в одном учреждении двух функций: научной и образовательной, тесное увязывание их между собой и ориентация на единую задачу, позволяет достичь и нового социально-экономического эффекта. Итоговые удельные затраты для получения конечного результата в подготовке конкурентоспособных специалистов и развитии научных исследований в интересах отрасли и региона оказываются меньшими, чем в случае создания отдельных образовательных и научных структур. Но при этом очень важно, чтобы инвестиции на развитие и средства на текущее содержание создаваемого морского научно-образовательного комплекса были адекватны этим функциям.

Комплекс – инновационная структура, сильная в научном, методическом, имущественном, финансовом, управленческом, социальном и кадровом планах. Он обеспечит морскую отрасль высококвалифицированными кадрами всех уровней на основе системы непрерывной подготовки, станет локомотивом инновационной деятельности в морской отрасли. Роль создаваемого комплекса еще и в том, чтобы способствовать прорыву в морской деятельности и выходу России на уровень ведущих морских держав по объему и качеству морских транспортных услуг, участвовать в решении комплексных задач по технологическому освоению ресурсов Мирового океана, обладать высокой чувствительностью к потребностям государства, общества и личности.

Вывод морского научно-образовательного комплекса на запланированную мощность позволит устранить дефицит кадров всех уровней для морской хозяйственной деятельности в Дальневосточном регионе, поставить на рынок труда конкурентоспособных специалистов, обеспечить доступность и качество профессионального образования для транспортного комплекса, повысить инвестиционную привлекательность морского образования, привлечь дальневосточную молодежь и даже молодых людей из центральных и западных регионов России к овладению профессиями для комплексного освоения Мирового океана и работе по специальности на тихоокеанских рубежах России.

Насколько готов, Вячеслав Иванович, ваш университет к осуществлению столь сложной задачи? 

– Заделом для инновационного развития нашего университета является созданная гармонизированная структура институтов и филиалов, которая нацелена на непрерывную подготовку специалистов нового поколения. Кратко охарактеризую нашу структуру с этой точки зрения.

Институт “Морская академия”, Морской технологический институт, Институт автоматики и информационных технологий, Институт менеджмента, морские колледжи, филиалы университета составляют цементирующую базу формирования профессиональных компетенций морских специалистов.

Морской физико-технический институт ведет подготовку по программам естественно-научного направления, информационной безопасности на основе интеграционных связей с институтами Дальневосточного отделения Российской академии наук и обеспечивает высокий уровень базовой фундаментальной подготовки по блоку естественнонаучных дисциплин всех специальностей университета.

Практическая подготовка морских специалистов в соответствии с требованиями международных конвенций обеспечивается собственной судоходной компанией, учебно-технологическим центром, сетью учебно-тренажерных центров.

Уровни общего среднего, начального профессионального, среднего профессионального образования в системе непрерывной подготовки морских специалистов реализуют лицеи, центры патриотического воспитаниям, морской и технологический колледжи, а также филиалы университета.

Институт послевузовского профессионального образования через аспирантуру, докторантуру, соискательство готовит научные и научно-педагогические кадры высшей квалификации для университета, предприятий и институтов отрасли.

Задачи специальной социально-психологической ориентации морских специалистов решают: факультет военного обучения и организационно-строевой отдел, Институт социально-политических проблем управления, Гуманитарный институт, службы социально-психологической поддержки.

Профессиональная физическая подготовка морских специалистов обеспечивается Институтом водных видов спорта. Собственный лечебно-диагностический центр, специализированный медицинский центр “Синергия” реализуют программы специальной медицинской подготовки, обеспечивают весь необходимый комплекс профилактических и лечебных мероприятий для обучающихся, применяя методики регенерации здоровья после длительных экстремальных нагрузок.

Профессиональные экологические знания в университете специалисты получают в Институте защиты моря, который также реализует программу высшего профессионального образования “Безопасность жизнедеятельности в техносфере” и является центром повышения квалификации и переподготовки специалистов предприятий Дальневосточного федерального округа по предотвращению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на море, в том числе связанных с разливами нефти.

Языковую практику, воспитание толерантного отношения к культурам стран АТР курсанты и студенты получают в Институте Восточной Азии, где обеспечивается изучение английского, китайского, японского, корейского языков с привлечением преподавателей – носителей этих языков.

Сеть филиалов и представительств университета обеспечивает доступность учебы для молодых людей, проживающих на острове Сахалин, в Амурской области, в городе Находка, в Хабаровском крае.

Дальневосточный инновационно-технологический центр действует в направлении доведения научно-технических разработок до опытных и промышленных образцов и продвижения этих разработок на рынок.

Все это свидетельствует о том, что университет обладает структурой, способной реализовать комплекс образовательных программ выпуска специалистов для морской хозяйственной деятельности с перспективой открытия новых специальностей, специализаций и направлений. При этом инновационная сущность его деятельности состоит в эффективной работе всего комплекса созданных институтов по подготовке конкурентоспособных специалистов, способных обеспечить устойчивую и безопасную работу транспортного, ресурсодобывающего, перерабатывающего морского комплекса, обладающих высокой технологической и экологической культурой, восприимчивых к инновациям, социально, психологически и физически готовых для работы в экстремальных условиях.

Ресурсное обеспечение создания и развития морского научно-образовательного комплекса – на решение каких задач будут направлены планируемые бюджетные инвестиции? 

– Да, конечно, без кардинального улучшения качества материально-технической базы университета развития не будет. Для ресурсного обеспечения создания и развития морского научно-образовательного комплекса на современном уровне необходимы государственные инвестиции.

Необходимо обновить лабораторное, технологическое, тренажерное оборудование, инженерные сети и объекты инфраструктуры. Многолетнее недофинансирование морского образования особенно пагубно сказалось на тренажерном, лабораторном обеспечении конвенционной подготовки морских специалистов, на обеспечении учебным флотом. При этом следует сказать, что именно здесь самыми высокими темпами за последние годы постоянно нарастали и продолжают нарастать международные требования к уровню практической подготовки специалистов для работы на современных высокотехнологичных судах и грузовых терминалах.

Основными затратными статьями по приобретению нового учебного оборудования являются средства на создание уникальных плавучих тренажерных комплексов на учебно-производственных судах; тренажеры, объединяющие в единый комплекс мостик и машинное отделение; тренажеры для организации действий по борьбе с разливами нефти на море и другими ЧС; полигоны для отработки навыков по борьбе за живучесть судна и личное выживание в экстремальных условиях; технологические комплексы для отработки конвенционных требований по восстановлению жизнедеятельности машин, систем и механизмов; тренажеры систем связи; лабораторное оборудование по блокам естественных и общеинженерных дисциплин; оборудование для научных исследований.

Капитальный ремонт и реконструкция зданий в 2008–2009 годах позволит без ввода в строй новых строений высвободить площади для установки нового тренажерного оборудования и привести к действующим нормативам их параметры по удовлетворению требований.

В создание морского научно-образовательного комплекса на 2008–2009 годы заложено выполнение НИОКР по внедрению инновационных подходов в образовательный процесс, научно-производственную деятельность, разработке новой тренажерной техники, системы управления и ресурсного обеспечения.

Этап модернизации материально-технической базы в 2010–2015 годах расширяет количество объектов капитального строительства, идет дальнейшее обновление лабораторной и тренажерной базы, модернизируется и строится учебный флот.

На 2009–2012 годы запланировано строительство и наполнение информационного научно-образовательного корпуса (библиотеки) современными компьютерными технологиями выбора и предоставления информации. Информационная система библиотеки должна объединиться с информационными ресурсами библиотечного комплекса Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова по вопросам исследования и комплексного освоения пространств и ресурсов Мирового океана.

Как создание морского научно-образовательного комплекса повлияет на развитие Дальневосточного федерального округа? 

– Мы являемся частицей этого динамично развивающегося Дальневосточного региона и поэтому делаем и будем делать все, чтобы быть полезными людям, живущим здесь, чтобы развивалась экономика этого богатейшего края, чтобы было комфортно и перспективно здесь жить.

Сама жизнь, бурное развитие морской деятельности на Дальнем Востоке обязывают выстраивать систему подготовки специалистов, нацеленную на опережающее обеспечение квалифицированными кадрами всех уровней и специальностей. Будут квалифицированные и надолго связывающие свою профессиональную карьеру с нашим краем кадры – будут динамичный рост экономики и улучшение качества жизни здесь, на дальневосточной земле.

Мы ассоциируем создаваемый морской научно-образовательный комплекс с кораблем, который берет новый курс. И этот выверенный курс позволит обеспечить Дальневосточный край конкурентоспособными специалистами для комплексного освоения и рационального использования ресурсов Мирового океана на тихоокеанском направлении в интересах России.

Валентина ЧАРСКАЯ.г. Владивосток  



← Назад в раздел