Развитие Дальнего Востока РФ – пересечение интересов России и США

Как отметил И. Неверов, наши страны подошли к новому уровню взаимопонимания, где все больший удельный вес занимает экономическая составляющая. По его данным, 2006 год был очень успешным для России. Объем промышленного производства увеличился на 8% и стал абсолютным рекордом после постсоветского периода - прирост ВРП превысил прогнозируемый показатель и достиг 7%.

“Положительная экономическая динамика в России носит устойчивый характер. Сегодня в России создаются условия, отвечающие международной экономической и правовой среде. Капитал из-за рубежа в Россию идет в рекордных суммах. В первом полугодии 2007 года в экономику России вложено $ 60 млрд. иностранных инвестиций, к концу года мы прогнозируем, что эта цифра достигнет $90 млрд. В то же время США по объему накопленных инвестиций (около $7 - 8 млрд.) в России занимает сегодня 6-е место, около 50% этих инвестиций приходится на ТЭК. Внешнеторговый оборот с США в 2006 году составил $25 млрд. Хотя мы можем выйти на более масштабный торговый оборот, увеличив его в несколько раз. Потенциал развития торговли, инвестиций и приграничного сотрудничества между нашими странами не ограничен”, - заявил И. Неверов.

“В России сегодня реализуются крупные инвестиционные проекты, они создают заманчивую перспективу для нас”, - отметил, в свою очередь, помощник министра торговли США по делам Европы Пол Дайк.

Почти все дальневосточные регионы РФ осуществляют сотрудничество с США. Наиболее наглядный и масштабный пример сотрудничества с США представлен в проекте “Сахалин-1”. “Компания “Exxon Neftegas Limited” (ENL) крупно представлена в России и во многом создает определенный климат во взаимоотношениях наших стран. Проект “Сахалин-1” бьет невероятные рекорды, применяются мировые технологии”, - отметил П. Дайк.

Как сообщил первый вице-президент компании ENL Джеймс Тейлор, на месторождении Чайво добыча нефти достигла сегодня максимального уровня - 250 баррелей в сутки. Прямая выгода России от реализации первой стадии проекта “Сахалин-1” (разработка месторождения Чайво) в виде налогов, роялти и российской доли нефти составит $50 млрд. “Выгоды России принесут и следующие стадии реализации проекта”, - заявил он.

По его словам, сегодня в рамках “Сахалин-1” общая сумма размещенных контрактов среди российских подрядчиков составила $3,9 млрд.

“За счет реализации шельфовых проектов ВРП Сахалинской области к 2010 году увеличится, по прогнозам, в 3 раза. На острове в рамках проектов СРП уже создано около 1 тыс. новых рабочих мест, где через 10 лет 90% составят российские специалисты. Это огромные возможности профессионального роста сахалинских специалистов”, - отметил Д. Тейлор.

“Проект “Сахалин-1” открывает путь для торгово-экономического сотрудничеств России и США. Наши державы гордятся уже достигнутым уровнем сотрудничества в энергетической сфере РФ”, - добавил он.

В то же время открываются новые и более масштабные горизонты сотрудничества между нашими странами, считают участники форума. Один из них – решение Правительства России об укреплении экономической мощи Дальнего Востока России.

Россия может стать стабилизатором для США на северо-востоке Азии, где сейчас бурно развиваются такие страны, как Корея, Япония, Китай. Об этом заявил заместитель руководителя Межрегиональной ассоциации экономического взаимодействия субъектов Дальнего Востока и Забайкалья, председатель секретариата РАТОП с российской стороны Анатолий Бурый. “Россия может стать успокаивающим фактором для США во взаимоотношениях со странами северо-восточной Азии”, - сказал он. С этой целью США должны активно участвовать в укреплении экономической мощи Дальнего Востока России в рамках федеральной программы социально-экономического развития Дальнего Востока и Забайкалья.

“Нам нужны не столько инвестиции, сколько новые технологии и высококвалифицированные кадры для среднего и малого бизнеса”, - отметил он.

Он сообщил, что принятая 2 августа 2007 года правительством РФ федеральная программа социально-экономического развития Дальнего Востока и Забайкалья до 2013 года предусматривает вложения в общей сумме $23 млрд. Затем, в ходе реализации этой программы, будут подготовлены еще две аналогичные программы одна - сроком реализации с 2014 по 2019 г., другая – с 2020-2025 гг.

“Объем финансирования реализации следующих программ будет гораздо больше, чем объем финансирования первой принятой в этом году программы. Все три программы будут стратегией развития Дальнего Востока России и Забайкалья”, - информировал он.

По его словам, если цель первой программы – создание транспортной, энергетической инфраструктуры и систем связи, то цель следующих – резкий рост экономического потенциала Дальнего Востока России.

“Рост ВРП к 2025 году предполагается в 10 раз по сравнению с нынешним уровнем ВРП ДФО. Такого резкого роста ВРП можно достичь двумя путями – либо привлечь на Дальний Восток для постоянного проживания еще 2 млн. человек, либо в 5 раз увеличить производительность труда. В ходе реализации первой программы планируется определиться с выбором одного из этих направлений. Дальше мы должны определить механизм реализации выбранного направления”, - пояснил А. Бурый.

“Для Дальнего Востока начнется период индустриализации, который должен быть сопоставим с потенциалом ведущих стран АТР. Задача стратегии развития Дальнего Востока – укрепление экономической мощи региона. США – страна, которая может оказать содействие в развитии Дальнего Востока и Забайкалья. В своей работе мы активно будем использовать Российско-Американское тихоокеанское партнерство, которое поддерживается правительствами наших стран. Впереди у нас огромная по масштабам работа”, - сказал А. Бурый.

В ходе реализации Федеральной целевой программы (ФЦП) “Социально-экономического развития Дальнего Востока и Забайкалья до 2013 года” планируется построить 6,5 тыс. км автодорог, около 300 км железных дорог, 4 тыс. км нефте- и 1 тыс. км газопроводов. Будут реконструированы 10 морских портов. “Транспортная инфраструктура – один из главных ограничителей экономического роста Дальнего Востока РФ. Поэтому основная часть финансовых средств, предусмотренная на реализацию программы, будет направлена именно в этот сектор”, - отметил А. Бурый.

По словам А. Бурого, самый большой объем работы в автодорожном секторе придется на строительство автомагистрали Якутск - Магадан с перспективой ее дальнейшего выхода к Берингову проливу (Чукотка). “Это так называемая дорога “Колыма”, большой объем финансовых средств будет вложен в то, чтобы ее сделать долговечной. Еще один крупный объект в этом секторе – модернизация автодороги Хабаровск-Якутск с твердым покрытием (сейчас работы уже ведутся на этом объекте в Читинской области)”, - рассказал докладчик.

“Будет построена железная дорога Якутск - Мирный для увеличения работ по алмазным месторождениям. Для существенного наращивания мощности переработки грузов в морпорте Ванино (до 60 млн. т в год) будет реконструирована железнодорожная ветка Комсомольск-на-Амуре – Ванино. Также планируется реконструировать железнодорожную ветку Уссурийск - Хасан для соединения с Транскорейской магистралью”, - пояснил А. Бурый.

В рамках реализации ФЦП предполагается соединить порты, аэропорты, дороги, ЛЭП Дальнего Востока России в единый транспортно-энергетический узел со странами Северо-Восточной Азии.

“Сейчас правительство РФ готовит документы по созданию так называемых особых экономических зон (ОЭЗ) портового типа. Данные ОЭЗ предполагается разместить в морпортах Находки, порта Восточный и Ванино”, - информировал А. Бурый.

“В рамках ФЦП государство взяло на себя основную финансовую нагрузку, так как деловые круги без снятия транспортных ограничений не придут в этот регион”, - добавил он.

А. Бурый отметил, что для выполнения работ по развитию транспортного сектора потребуется большое количество строительной техники, новых технологий. “Опыт американских компаний в этой сфере будет очень востребован”, - заявил он, приглашая американские компании стать участниками реализации ФЦП.

“Предполагается, что до 2013 года экономический рост Дальнего Востока России будет обеспечиваться за счет развития добычи и переработки природных ресурсов и развития транспортной и энергетической инфраструктуры”, - заявил А. Бурый.

Одна из главных проблем, которая сдерживает экономическое развитие Дальневосточного региона, – высокая стоимость электроэнергии, которая приводит к существенному удорожанию промышленной продукции, производимой на Дальнем Востоке. Продукция становится неконкурентоспособной. Это главное ограничение, и его необходимо убрать.

Решение данной задачи, по его данным, возможно за счет слияния энергосистем Сибири и Дальнего Востока в единую систему. В этой связи в рамках ФЦП предполагается создание трех “энергокоридоров” - Иркутск - Магадан, Бурятия -Амурская область, Иркутск - Хабаровск - Сахалин - Япония. Для этого потребуется строительство более 8 тыс. км ЛЭП к 2013 году и еще 6,5 тыс. км к 2018 году. Планируется строительство новых генерирующих мощностей общей мощностью 40 тыс. МВт в Бурятии, Якутии, Амурской, Сахалинской, Магаданской областях, в Хабаровском и Приморском краях.

В ближайших планах - строительство Совгаваньской ТЭЦ, Усть-Среднеканской ГЭМ, Благовещенской ТЭЦ, Сахалинской ГРЭС-2 и расширение Южно-Сахалинской ТЭЦ-1 общей мощностью 1 ГВт.

Второе масштабное направление – развитие угледобычи (в первую очередь - Эльгинского месторождения в Якутии) и нефтегазодобычи (разработка месторождений Сахалинского шельфа, месторождений на территории Корякии) при совместном участии крупнейших российских и мировых компаний.

В 2008 году планируется завершить строительство трубопровода ВСТО, который свяжет сибирские и якутские углеводородные месторождения. В этой связи, по информации Анатолия Бурого, на территории Дальнего Востока будет построено 5 нефтеперерабатывающих заводов. Будет создана Тихоокеанская национальная судоходная компания, она займется транспортировкой нефти и нефтепродуктов на внутренний и мировые рынки.

“Таким образом, за счет создания единой энергосистемы и единой транспортной системы (строительство ЛЭП, трубопроводов, дорог, морских портов и прочее) Сибири и Дальнего Востока, которая свяжет нас с Северо-Восточной Азией, все это в совокупности приведет к снижению энергетических и транспортных затрат на производство продукции в Дальневосточном регионе. Это позволит снизить себестоимость производства электроэнергии. Ведь сегодня Дальний Восток России существенно проигрывает в экономическом развитии КНР, так как там дешевая электроэнергия и дешевая рабочая сила”, - заявил А. Бурый.

По данным Д. Тейлора, мировой спрос на энергоносители к 2030 году вырастет на 60% в сравнении с данным показателем в 2000 году при прогнозируемом увеличении численности населения Земли с 6 до 8 млрд. человек. Основной объем спроса в энергоносителях будет приходиться на страны АТР. Причем “корзина” энергоносителей останется прежней – основными источниками будут нефть, газ и уголь, из них 80% - углеводороды. Ежегодно употребление нефти в мире будет увеличиваться на 1,4%, газа – на 1,7%, угля – на 1,6%. В этой связи возрастает актуальность разработок шельфовых проектов дальневосточных морей. Об этой перспективе на форуме рассказал генеральный менеджер проектов ЗАО “Сахалинские Проекты” (компания, осуществляющая управление шельфовыми проектами Роснефти на Дальнем Востоке РФ) Дмитрий Антонов. По его словам, общие ресурсы углеводородов только шельфа Охотского моря (включая сахалинский шельф) оцениваются почти в 6 млрд. т нефти и 28,6 трлн. куб. м газа.

Обсудив все эти перспективы в трех сессиях (по энергетике, транспорту и экономике) участники РАТОП считают, что в отношении компаний, занятых в разработке сахалинского шельфа, не должно быть неравенства по налоговым условиям. Они высказали пожелание, чтобы надзорные органы РФ не подвергали шельфовые проекты бесконечным проверкам разных структур, а создавали сводную группу представителей всех надзорных госорганов и 1 - 2 раза в год проводили совместные массированные проверки.

Они заявили о необходимости довести до правительства США требование о скорейшей отмене поправки Джексона-Вэника (данная поправка существенно тормозит развитие торговых связей США с РФ). “Эта поправка очень тревожит американские компании, которые хотят выйти на российский рынок, но из-за данной поправки они оказываются в невыгодных условиях по сравнению с компаниями других стран, работающих в России”, - сообщили координаторы сессии по экономике.

Участники РАТОП отметили, что пока бизнесменам США трудно добраться до Дальнего Востока РФ, а бизнесменам Дальнего Востока РФ - до США из-за отсутствия прямых авиасообщений. Обоим странам необходимо решать вопросы ускорения и упрощения процедуры выдачи виз.

Участники транспортной секции отметили недостаточный уровень технической оснащенности российских дальневосточных аэропортов и воздушных судов, их сильную зависимость от погодных условий. Аэровокзалы нуждаются в создании более комфортных условий для пассажиров и должны быть приспособлены в том числе для инвалидов-колясочников. “Я заметил, что в РФ инвалиды-колясочники практически не летают на самолетах. Одна из причин – таким людям тяжело попасть в здание аэровокзала, а затем - на борт самолета, так как в России данные объекты не приспособлены для людей с ограниченными возможностями. И это касается всех видов транспорта в РФ и вообще очень многих объектов (административных, жилых зданий)”, - отметил координатор секции транспорта Хозей Лоуро.

В числе рекомендаций - на правительственном уровне РФ решить вопросы упрощения и ускорения процедур таможенной очистки, обеспечить финансирование работы РАТОП за счет государственных финансовых средств. Пока данное партнерство работает за счет частных средств.

“Очевидно, что потенциал нашего сотрудничества огромный. Нужно сделать больше, чтобы его реализовать. Необходимо решать налоговые вопросы, работать над имиджем России в США и США в России”, - подвел итог генконсул США во Владивостоке Томас Армбрустер.

Время и место проведения следующего заседания РАТОП будет определено до конца 2007 года. Известно, что оно пройдет в США, предположительно на Гавайях.

“Программа социально-экономического развития Дальнего Востока и Забайкалья - это одна малая часть того, что предстоит нам сделать в ближайшие годы. У нас огромный объем совместной работы. Думаю, что следующее 13-е заседание РАТОП будет проходить в этом ключе”, - подвел итог А. Бурый.

“Укрепление России на Дальнем Востоке станет основным катализатором развития сотрудничества США и РФ”, - заключил директор секретариата РАТОП с американской стороны Дерек Норберг.

В состав РАТОП входят представители от 13 регионов Дальнего Востока РФ и 5 штатов Западного побережья США (Аляска, Вашингтон, Калифорния, Орегон, Гавайи). РАТОП начало свою деятельность в 1995 году. Деятельность партнерства направлена на развитие торгового и инвестиционного сотрудничества дальневосточных регионов России и тихоокеанских штатов США и обеспечивает успешный диалог между правительствами, деловыми кругами, администрациями всех регионов-участников.

Елена Третьякова. Сахалинская область



← Назад в раздел