«Порт – это и школа мастерства»

– Совсем недавно, Виктор Анатольевич, ваш порт отметил свой полувековой юбилей, и роль его в развитии всего Чукотского автономного округа поистине велика. Что из себя представляет он на сегодняшний день? Чем живут портовики, какие задачи выполняет столь большой коллектив?

 

– В настоящее время Анадырский морской порт – это высокотехнологическое предприятие по оказанию погрузочно-разгрузочных, транспортных и ремонтных услуг. Причалы порта позволяют принимать морские транспортные суда с осадкой до 7,5 метра и водоизмещением свыше 10 тысяч тонн. В его состав входят 3 основных и столько же вспомогательных структурных подразделений с квалифицированным персоналом различных профессий и специальностей общей численностью около 200 человек.

Но, наверное, это всё-таки громко сказано о ведущей роли нашего порта в развитии всего северного края. В основном, если говорить о его значимости на чукотской земле, – это обеспечение перевозки грузов в Анадырском районе и частично – по округу, потому что мы занимается и перевалкой угля для Эгвекинотской ГРЭС. Практически весь уголь идёт от нас, через наш порт, в Эгвекинот. В этом году запланировано отгрузить туда более 120 тысяч тонн.

Хотя, действительно, во многом от нашей слаженной работы зависит нормальная жизнь не только города, но и национальных посёлков Анадырского района: Канчалан, Марково, Усть-Белая, Снежное, Краснено. Туда регулярно завозим топливо. И, конечно, обеспечиваем грузопоток по всему району, осуществляя перевозки грузов первой необходимости для жителей национальных поселков, включая продукты питания, бытовое оборудование, строительные материалы и прочие грузы.

При этом жизнедеятельность нашего порта нельзя рассматривать как-то изолированно. Мы, в свою очередь, зависим от грузоотправителей и грузовладельцев, которые формируют пакет заказов для доставки необходимых грузов из центральных районов страны на Чукотку. То есть по сути выполняем государственный заказ по северному завозу. На его увеличение мы никак повлиять не можем, поскольку не являемся коммерческой структурой, которая привлекает грузы. Мы в основном перерабатываем их. И если поручат нам переработать, скажем, 200 тысяч тонн генеральных грузов , то мы и такое количество переработаем. Благо, мощности позволяют.

При этом, конечно, нужны постоянные большие материальные вложения в ремонт, модернизацию предприятия, на закупку топлива и сменно-запасных частей. Да, есть у нас отличные глубоководные причалы, но, возведённые ещё в конце 70-х, они постепенно вырабатывают свой ресурс. И если основные – 12-й и 13-й – ещё продержаться более десятка лет, то 11-й два года назад попросту рухнул. И нужно было заказывать новый проект его реконструкции, финансировать строительство. Вопрос “упёрся” в деньги: где их изыскать? Мы выделили более 4 млн. рублей на проект, закупили необходимый материал – шпунт Ларсен-5, анкерные тяги – на общую сумму свыше 9 млн. рублей. То есть выполнили весь комплекс подготовительных работ, дело осталось за “малым” - начать ремонтные работы.

Выход из сложившейся ситуации пытаемся найти, тесно сотрудничая последние 3 года с правительством округа в плане передачи гидротехнических сооружений субъекту Федерации, чтобы в итоге, наконец, восстановить 11-й причал. Взаимопонимание и постоянную поддержку правительства Чукотки ощущаем и надеемся, что в зимний период 2007 года приступим к реконструкции аварийного причала.

– Есть ли ещё проблематичные вопросы, Виктор Анатольевич, от которых, что называется, болит голова у руководства порта?

 

– Есть совершенно парадоксальная ситуация, которую нужно разрешать на государственном уровне. Связана она с реками Анадырь и Канчалан. Наш порт – единственный в регионе, осуществляющий доставку грузов по ним собственным флотом. И мы столкнулись с тем, что реки оказались… бесхозными, вроде как и ненужными государству. В “послеперестроечный” период развития страны наши чукотские кормилицы – Канчалан и Анадырь – попросту не вошли в Единый реестр судоходных рек России. И сразу финансирование по навигационной обстановке на них, как это всегда было прежде, прекратилось. А грузы-то по рекам бассейна доставлять для народа надо! И если раньше государство об этом заботилось, то ныне – “Анадырьморпорт”. Больше никто не хочет вкладывать деньги в средства навигационного обеспечения. Несмотря на неоднократные совместные обращения порта и правительства Чукотки в соответствующие инстанции, указанная проблема до настоящего времени не решена.

– Каким же флотом сегодня располагает порт?

 

– Если в конце прошлого столетия в эксплуатации находилось более 30 плавединиц, то в настоящее время их число сократилось до 12 в связи с резким падением объёмов перевозок. Это, прежде всего, речные суда класса “О” грузоподъёмностью до 600 тонн проекта 414, буксиры толкачи проекта 1741, несамоходные плавединицы, служебно-вспомагательные и пассажирские суда. Последние лет пять характеризуются уже стабильностью в перевозках грузов от Анадыря до Марково и Канчалана, и это обнадёживает коллектив.

– Очевидно, нагрузки на портовиков значительно возрастают с началом так называемого северного завоза. Как справляетесь с поступающими к вам грузами?

 

– Сейчас это дело не отличается чёткостью, как в годы прежние, советские. Раньше совместно с Дальневосточным морским пароходством мы составляли и нормально отрабатывали соответствующий план-график подачи флота на Север. Сегодня же отсутствие планирования подачи в Анадырь “тоннажа”, за исключением линейных контейнеровозов, для нас не несёт ничего хорошего. Работаем, можно сказать, с колёс. Разве это дело?

– Что Вы можете сказать о технике, которой обеспечен порт?

 

– Техника добротная, зарубежного производства (советской, к сожалению, уже и не осталось), но время неуклонно бежит вперёд, нужно кое-что менять, обновлять. Увы, сегодня на покупку, скажем, мощного портального крана мы не можем выделить более 2,5 млн. долларов. Всё очень дорого. Портовики это понимают. Качественно производят ремонт и эксплуатацию имеющейся перегрузочной техники, чтобы она послужила ещё много лет.

У нас очень хорошие ремонтно-механические мастерские. Таких на Чукотке больше нигде нет. Многие приезжие искренне удивляются, как вы, дескать, могли сохранить их в том “бедламе”, который был после развала Союза по всей стране. Сохранили. Спасли это всё. Потому мы сегодня ремонтируем не только, допустим, перегрузочную технику, но и занимаемся судоремонтом своего флота и других судовладельцев. Наши ЦРММ соответствует всем требованиям Регистра РФ.

Ну что у нас ещё есть особенного? Мы создали единственную на Чукотке водолазную группу, и теперь имеем возможность восстанавливать под водой гидротехнические сооружения самостоятельно. Если раньше приглашали таких специалистов из Магадана, Владивостока, Хабаровска, то сейчас эта проблема решена. Есть для этого всё необходимое оборудование, чтобы сделать подводные съёмку, сварку и прочее. Крупным заказчиком недавно был, например, “Чукотснаб”. Наши водолазы в течение двух месяцев производили ремонт нефтепирса в Певеке. Молодцы. Это была непростая работа.

Завершая беседу, хочу сказать, что у нас очень хороший коллектив, большинство прошли здесь настоящую школу мастерства. Когда-то и мне и многим другим молодым специалистам пришлось многому учиться у опытных наставников. Те традиции не угасли. Сегодня уже молодые ребята из Омского речного училища пополняют наш коллектив; им передают опыт бывалые судоводители.

Валентина БРАТЧИКОВА.Анадырь–Владивосток



← Назад в раздел