В интересах коренных народов

Василий Назаренко, председатель Чукотской окружной Думы:

 

– Уверен, нет необходимости подчеркивать важность проблем, которые вынесены на коллективное осмысление нашего Совета законодателей. В Российской Федерации, пожалуй, нет другого федерального округа, кроме нашего, Дальневосточного, испытывающего остроту этих проблем, которые органы государственной власти субъектов ДФО пытаются решить в одиночку.

Должен отметить, что вопросы защиты конституционных прав коренных малочисленных народов всегда были в центре внимания органов государственной власти Чукотского автономного округа. В целях сохранения и дальнейшего развития традиционных видов хозяйственной деятельности Думой автономного округа были разработаны и сегодня действуют такие основополагающие законы, как:

“О государственном регулировании развития морского зверобойного промысла в Чукотском автономном округе”;

“О государственной поддержке развития северного оленеводства в Чукотском автономном округе”.

Кроме того, в округе принят ряд целевых программ, направленных на поддержку коренного населения. Одна из них - “Государственная поддержка сельскохозяйственного производства Чукотского автономного округа на 2006 год”. Был принят также ряд законов, которые содержат не только экономический, но и духовный потенциал. Этими законами установлены нормы и порядок поддержки народных художественных промыслов, созданы правовые условия для выявления и охраны в Чукотском автономном округе национально- исторических памятников и памятников культурных традиций местного населения, урегулирован ряд вопросов по обеспечению социально- культурного развития коренных малочисленных народов.

Мы в округе всегда стремились адекватно реагировать на складывающиеся обстоятельства, исходя из конкретных условий и требований, выдвигаемых жизнью. Отменили в конце 2001 года действовавший более трех лет Закон “О дополнительной социальной защите лиц из числа коренных малочисленных народов, проживающих на территории Чукотского автономного округа”, который в период повальной безработицы, хронических невыплат заработной платы сыграл большую роль в моральной и материальной поддержке коренного населения округа. А взамен Дума совместно с правительством автономного округа приняла меры по поддержке и стимулированию производителей продукции оленеводства и морзверобойного промысла.

Сегодня, к примеру, оленеводы, морзверобои к заработной плате получают добавку из окружного бюджета в зависимости от эффективности и качества труда, количества выпасаемых оленей, прироста оленепоголовья, добытых объемов морзверя.

И результат налицо. Не только улучшилось состояние дел в основных отраслях хозяйствования коренного населения, наметилась устойчивая тенденция роста оленепоголовья, производства оленины и мяса морзверя, но и возросло материальное положение жителей национальных сел.

После уточнения разграничения в августе 2004 года федеральным законодательством полномочий по уровням власти, вопросы поддержки, сохранения и развития коренных малочисленных народов Севера стали в основном федеральной прерогативой. В связи с этим ряд положений наших законов по проблемам коренного населения Чукотки, а то и некоторые законы в целом, в частности, Закон “О защите исконной среды обитания” пришлось признать утратившими силу.

Ситуация такова: сегодня на государственную политику по проблемам коренного населения органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут влиять в основном через внесение предложений в федеральное законодательство. Именно поэтому мы в Думе автономного округа придаем большое значение обсуждаемому на нынешнем совещании вопросу. Предлагаемый проект федерального закона, по нашему мнению, будет способствовать решению назревших вопросов законодательного совершенствования защиты конституционных прав и законных интересов коренных малочисленных народов.

В ходе подготовки этого законопроекта мы внесли два предложения. А именно: внести изменения в статью 333.35 части второй Налогового кодекса Российской Федерации, принятие которой позволит исключить практику предварительной оплаты лицами коренных малочисленных народностей госпошлины в размере 100 рублей за оформление в банковских учреждениях лицензии, дающей право на пользование водными биологическими ресурсами. В большинстве национальных сел банковских учреждений нет, и оформление лицензии в условиях ограниченного по времени промыслового периода вызывает большие трудности.

Для сведения. Мы с такой законодательной инициативой вышли в Государственную Думу, но пока вопрос не решается. Надеемся, что включение этого предложения в рассматриваемый сегодня законопроект позволит сдвинуть дело с мертвой точки.

Другое наше предложение: закрепить в статье 1 закона “Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации” в понятии территориально-соседских общин малочисленных народов важнейший принцип их деятельности, только на некоммерческой основе. Это предлагается сделать с целью уточнения понятия, чтобы исключить двоякое толкование о возможной деятельности территориально-соседских общин.

Есть еще целый ряд проблем, над которыми депутаты Думы округа бьются уже несколько лет и не могут разрешить. Особенно – в вопросах пенсионного обеспечения. В частности, мы неоднократно обращались (и пока безрезультатно) в Государственную Думу с предложением о льготном выходе на пенсию зоотехников, веттехников, работающих непосредственно в оленеводческих бригадах. Предлагалось их приравнять к оленеводам. Они работают вместе, бок о бок, живут в одинаковых условиях. Однако оленеводы выходят на пенсию на пять лет раньше. Это не справедливо.

Другая проблема. Государство гарантировало до 2000 года, что при начислении пенсии трудовой стаж работы в районах Крайнего Севера будет учитываться один год за полтора. А с принятием нового пенсионного законодательства эта норма утратила силу. Мы считаем: тот стаж, который был заработан до 2000 года, должен учитываться по предыдущему законодательству - год за полтора, а тот, что заработан после 2000 года, учитываться по новому закону – год за год. Однако понимания в федеральных органах государственной власти по этому вопросу мы не находим.

И еще один пример. Законом “О гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, установлено, что неработающие пенсионеры имеют право на оплату дороги к месту отдыха и обратно один раз в два года. Правительство Российской Федерации на основании этого закона установило, что оплата производится только в том случае, если у пенсионера отдых был организованным. Другими словами - пенсионер должен купить путевку в санаторий, дом отдыха, либо в турпоездку, и только тогда ему оплатят дорогу.

Возьмем пенсионеров из лиц местной коренной национальности, многие из которых проживают в национальных селах и ранее выезжали на отдых к детям, родственникам в окружной и районные центры, другие села. Как они теперь смогут воспользоваться правом “бесплатного” проезда к месту отдыха? Ведь невозможно организовать в каждом районном центре, каждом населенном пункте санатории, турбазы, дома отдыха.

Мы вышли в Государственную Думу, Правительство России с предложением изменить такой порядок. Но сомневаемся, что будет принято положительное решение. Ведь Правительство уже дало на эту нашу законодательную инициативу отрицательное заключение.

Есть и другие проблемы, связанные с жизнью и деятельностью коренных малочисленных народов. Вот уже много лет депутаты Госдумы “мусолят” такой нужный закон, как “О северном оленеводстве”.

Сегодня отдельные правовые нормы по вопросам защиты исконной среды обитания малочисленных коренных народов разбросаны по нескольким федеральным законам, и, наверное, назрела необходимость разработать специальный Закон “Об охране и защите исконной среды обитания малочисленных коренных народов”.

Предлагаю: законопроект, который мы сегодня рассматриваем, не расширять и выходить с ним в Госдуму в таком виде, как он есть. Но на этом не останавливаться. Дождаться результатов по другим нашим законодательным инициативам, еще раз проанализировать федеральное законодательство по проблемам местного коренного населения и спланировать нашу совместную работу в этом направлении.

 

 



← Назад в раздел