Крайний Север: сто лет ожидания?

Когда-то на Колыму отправлялись за романтикой и за деньгами. Привлекательными были надбавки и северный коэффициент. И в таких условиях, казалось, вполне возможным было обеспечить себе достойную жизнь на пенсии. Однако так не получилось. Реформы обесценили деньги, копившиеся на сберкнижках. И не то что купить квартиру на “материке” - просто уехать большинство людей не может. Удерживать же тех, кто все-таки намерен покинуть Магаданскую область, невозможно, тем более, что на этот счет есть и Федеральная целевая программа. Но то, как она работает, вызывает все больше нареканий, потому что очередь ожидающих жилищные сертификаты почти не движется.

Известно: магаданская земля осваивалась из-за золота. Экономическая политика была такова, что на месте открытого месторождения быстро появлялся поселок со всем необходимым для жизни. Но горняки заканчивали добычу и уходили, а поселок без своего производства оставался. Сейчас в области нет ни одного района, где не было бы таких мест. Мало того, раньше жилой фонд на 80 процентов был ведомственным.

– В 1992 году рухнули ГОКи, и его жилфонд никто никуда не передал, просто перестали дома обслуживать. В Тенькинском районе поселки вообще были списаны с их баланса - и Заречный, и Гастелло, и Гвapдeeц, и Белово, - вспоминает председатель комиссии по региональной политике и законодательству областной Думы Геннадий Данилюк. - Областной и районным администрациям пришлось их содержать, хотя денег на это не было, - завозить уголь, поставлять электроэнергию, платить зарплату. Перспективы создать новые рабочие места отсутствуют, и это беда людей, попавших в такое положение. Тогда же родилось первое временное Положение областного Совета народных депутатов о переселении неперспективных поселков в пределах территории, чтобы люди попросту не замерзли. И, надо признать, что срывать людей с обжитого места - процесс очень болезненный.

Тогда был принят федеральный Закон “О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей”. Он предполагал только одну очередь, которая формировалась по дате подачи заявления, и все жилищные субсидии, которые поступали в область, распределялись пропорционально количеству очередников в муниципальных образованиях. Закон оказался не так эффективен, как ожидалось. С 1 января 2003 года вступил в силу Закон № 125-ФЗ с тем же названием. Он устанавливал очередность предоставления жилищных субсидий по категориям граждан. В первую очередь их выдают выезжающим из городов, поселков, с полярных станций, находящихся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, закрывающихся в соответствии с решением Правительства РФ. Во вторую очередь их получают инвалиды 1-й и 2-й групп, также инвалиды детства, родившиеся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. В третью очередь - пенсионеры с учетом стажа работы. В четвертую - граждане, признанные в установленном порядке безработными. В пятую - работающие граждане с учетом стажа работы. И это затормозило процесс переселения.

– Первым делом нужно расселять закрывающие поселки, - размышляет председатель комитета экономики администрации области Ирина Пеньевская. - В 2006 году это Спорное и Кулу. А в целом из Магаданской области желает выехать 26 тысяч человек. Больше всего среди них пенсионеров: их около 16 тысяч. Но как раз они и пострадали. Расселять северян предписано согласно очередности: раз есть закрывающиеся населенные пункты, то все жилищные сертификаты распределяются между их жителями. Пока все представители первой очередности их не получат, заявления остальных рассматривать не будут.

На 1 января 2006 года количество очередников на жилищные сертификаты на переселение в южные регионы России составляло около 650 тысяч человек - около 240 тысяч семей. Однако за прошлый год были переселены лишь 7 тысяч жителей. Дефицит бюджета по программе переселения граждан из РКС и приравненных к ним местностей в 2006-2010 годах составляет 212 млрд. 587 млн. руб.

 

Проблема закона в том, что на федеральном уровне финансирование недостаточное. В прошлом году для Магаданской области были выделены жилищные сертификаты на сумму 167 миллионов рублей, но пришли они в область несвоевременно, и в этом году продолжается их выдача. А в 2006-м общая сумма по сертификатам составила всего 60,8 миллионов! Но на эти деньги нельзя окончательно расселить даже людей из Спорного и Кулу, не то что перейти к другим спискам очередности.

– Отчего же такая нехватка денег?

 

– Объясняется это тем, что когда формировалась очередность, то были собраны списки людей из закрывающихся поселков, которые хотят выехать. Для тех, кто тогда решился, деньги выделены. Но когда программа реально заработала, то желающих войти в нее стало больше, - продолжила Ирина Станиславовна. - Те же, кто желает остаться на Колыме, могут получить помощь в рамках возможностей области. В 2002 году была разработана областная программа содействия переселению из неперспективных населенных пунктов в пределах региона: на Колыме 25 поселков, где нет градообразующих предприятий и большой уровень безработицы, и в ближайшее время ситуация там не изменится.

… Однако насколько долог процесс перевода неперспективного поселка в категорию закрывающегося, и есть ли между ними принципиальные различия? И в одном, и во втором случае основной критерий - отсутствие градообразующих предприятий, нет работы; иначе - нет и не предвидится развития. Но в результате - условия жизни равные, а суммы на выезд разные. Как говорят депутаты областной Думы, помощь выезжающим из неперспективных поселков за счет областных источников - это мера, возникшая от безысходности, и каждый северный регион старается представить как можно больше таких населенных пунктов в федеральную программу. Но сколько из них попадет в число закрывающихся поселков, а, следовательно, финансируемых за счет федерального центра, только от последнего и зависит.

На расселение неперспективных поселков по областной программе нужно два миллиарда рублей. Ежегодно на нее не было возможности выделять больше 30 миллионов. Только в этом году финансирование составило 47 млн. рублей. Это позволило включить в перечень с. Колымское и Усть-Среднекан Среднеканского района, с. Кулу и п. Транспортный Тенькинского, п. Спорное и Верхний Ат-Юрях Ягоднинского, мкр. Заречье Сусуманского, п. Галимый Омсукчанского и п. Карамкен Хасынского районов. Не стоит объяснять, что все эти населенные пункты - претенденты на включение в федеральную программу.

 

В 2006 году Правительству РФ предложено признать закрывающимися села Таскан и Эльген Ягоднинского района и пос. Усть-Среднекан Среднеканского района. Проект распоряжения Правительства Министерством регионального развития подготовлен и в настоящий момент проходит согласование в Министерстве финансов РФ. Но необходимо сокращение сроков для процедур согласования.

Еще одна проблема, связанная с переселением на “материк” - то, что в первую очередь Колыму покидают трудоспособные люди - работники ЖКХ и социальной сферы, учителя, врачи. По статистике, ежегодно из области уезжает около трех тысяч человек. Дефицит кадров в регионе налицо, на предприятия строительной и горной индустрии работодатели приглашают приезжих. Тем более, что и многие потенциальные переселенцы намерены и дальше продолжать трудиться на приисках по вахтовому методу. Но при этом - безработица в поселках, где уже практически ничего нет. Областная программа содействия переселению из неперспективных поселков предполагает небольшие суммы, но позволяет оставить кадры в регионе. Зато по федеральной программе выехать как раз не могут те, кто работать уже не в состоянии, - пенсионеры и инвалиды, и это вызывает социальную напряженность. Жизнеобеспечение нетрудоспособного населения в условиях Крайнего Севера, по подсчетам специалистов, обходится государству в 3-4 раза дороже, чем на “материке”. А, кроме того, эти люди просто заслужили право выехать туда, куда они хотят.

Переселение - это не только долг государства перед северянами, которые потеряли свои сбережения в переломный для страны период, и не только вопрос экономии. Закон о жилищных субсидиях распространяется только на тех, кто прибыл на Север не позднее 1 января 1992 года, кроме граждан из закрывающихся населенных пунктов. Значит, у трудоспособной молодежи, которая могла бы прибыть работать на ту же Колыму, как это было раньше, нет шанса потом получить государственную помощь в виде жилищного сертификата при отъезде, то есть нет и дополнительного стимула.

– С одной стороны, правильно, что все деньги идут на закрытие населенных пунктов, чтобы не готовить их к зиме, а это значительное сокращение расходов. Но это значит, что должна быть и параллельная программа, - считает Геннадий Данилюк. - Областная Дума и органы региональной исполнительной власти неоднократно выходили с предложением в Госдуму и Совет Федерации по поводу того, что на четыре категории, после выезжающих из закрывающихся поселков, должны выделяться деньги отдельной строкой. Но пока понимания не нашли, равно как и в вопросе о помощи в переселении из неперспективных поселков внутри области. На этом губернатор Николай Дудов заострил внимание на последней встрече с Президентом.

– Но разве не могут все северные регионы объединиться для решения такого важного вопроса?

 

– Депутатов от северных территорий в Госдуме не много. Кроме того, с Чукотки пенсионеров вывезли. Из Воркуты, Мурманска, Тюмени ходят поезда, так что когда Магаданская область поднимает эти проблемы, не все нас поддерживают. Но абсолютно всех северян не устраивает недостаток денег по 125-ФЗ.

При сохранении нынешнего уровня финансирования жилищных субсидий из федерального бюджета период ожидания денежных средств северянами растянется на 100 лет и более.

– Даже если сохранять ежегодно один и тот же уровень, то надо бы и учесть просто сумасшедший рост цен на жилье, при котором на одну и ту же сумму каждый год может выехать все меньше людей. Иначе какой смысл выселять часть поселка, если затраты на его содержание те же, даже если остается всего несколько человек?  

– Это действительно так. И финансирование выезда граждан из северных территорий в центральные районы страны крайне скудное. Магаданской области в прошлом году было выделено 37 процентов от заявленных средств, а за 8 месяцев текущего года - лишь 10 процентов. При этом и объем заявки также корректируется Министерством финансов России. Всего по области состоят на учете 11430 семей (25859 человек), имеющих право на получение жилищной субсидии, а получили сертификаты в 2005 году 395 семей. Хотелось бы реализацию данного Закона осуществлять в более реальные сроки, поскольку пенсионеры, например, не смогут ждать 20-30 лет. Даже для того, чтобы очередники получили субсидию хотя бы через 10 лет, следует увеличить объемы финансирования в 3-4 раза.

– А что вообще делают власти для решения проблемы переселения?

 

– Первые субсидии на выезд на “материк” выдавали в зависимости от общего стажа работы на Колыме. Но после внесения изменений, когда очередь стала формироваться в зависимости от даты подачи заявления, начались нарекания. Затем северные регионы начали выходить с законодательной инициативой, чтобы изменить создавшееся положение, но итогом стали те самые пять очередей, - ответил Геннадий Николаевич. - Магаданские региональные власти и законодатели предлагали вернуться и к первоначальному варианту - формированию очереди на выезд в ЦРС в зависимости от стажа работы.

Сейчас депутат от Магаданской области в Госдуме Станислав Елисейкин выступает за то, чтобы ввести пропорциональное или долевое распределение средств, предусмотренных на жилищные субсидии северянам, и открыть для них отдельное финансирование. Для этого нужна поправка в статью 2 Закона “О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей”, - чтобы распределять субсидии по всем имеющимся категориям очередников. Тогда выезжать смогут не только жители закрывающихся поселков, и очередь сдвинется с места. Тем более, что их (поселков) список для нашей области в любом случае не может ограничиться двумя населенными пунктами, и все они еще не скоро будут переселены. Работа над этим длится уже два года...

Ведь уезжают люди не от хорошей жизни. Это касается и тех, кто перемещается из района в район, и еще больше тех, кто прощается с Колымой навсегда. Они работали здесь, несмотря на морозы, метели, недостаток тепла и света, тратили здоровье, скучали по родным и близким, и давно выполнили свой гражданский долг перед государством. Все уже давно забыли о высоких северных зарплатах, а на многих предприятиях - и о льготах. Многие, не имея возможности уехать, остались в изоляции. Так почему же северяне оказались лишены права на выбор места жительства и свободу передвижения, гарантированных Конституцией РФ? Север, пусть и Крайний - не гетто, а богатейшая и огромная территория, где живут граждане России, заслуживающие уважения и внимания. Разве не так?

В апреле с.г. Комитет Госдумы РФ по проблемам Севера и Дальнего Востока провел слушания на тему “Переселение из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей: состояние, проблемы и перспективы решения”. Участники слушаний предложили Правительству РФ при разработке проекта федерального бюджета ежегодно предусматривать увеличение финансирования мероприятий по переселению жителей Севера, а при реализации приоритетного национального проекта “Доступное и комфортное жилье - гражданам России” создать условия для приобретения жилья северянами с помощью ипотечного кредитования и привлечения долгосрочных инвестиций в ЖКХ. Предполагается, что законопроект о внесении изменений в Закон “О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера ... ” (в части усовершенствования процесса предоставления жилищных субсидий) будет рассмотрен в ноябре.

Ольга Лопатникова. г. Магадан



← Назад в раздел