Долгота-то колымская!

Анатолий ЧИСТЯКОВ, председатель комитета Законодательного Собрания Приморского края по экономической политике и собственности:

 

– Регулирование развития социально-экономических отношений северных территорий находится в прямой зависимости от нормативно-правовой базы или от разработки и принятия нужных данным территориям законов. Так, федеральным Законом от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ в Закон Российской Федерации “О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях” была введена новая система предоставления гарантий и компенсаций, которая предусматривает их установление отдельно для работников организаций, финансируемых из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, а также из средств организаций, не относящихся к бюджетной сфере.

Этим создана многоуровневая система предоставления людям гарантий и компенсаций. В результате может сложиться положение, что граждане, работающие в одинаковых условиях, будут получать совершенно различные виды и размеры гарантий и компенсаций, что противоречит цели их предоставления. Также из статьи 4 закона было исключено важное концептуальное положение, предусматривающее необходимость возмещения работодателю затрат на предоставление государственных гарантий и компенсаций за счет средств соответствующих бюджетов.

Во многие статьи закона внесены изменения, ухудшающие правовое положение граждан, проживающих и работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. И, таким образом, внесенные изменения в закон имеют негативные последствия для социально-экономического развития Севера. Согласно статистическим данным, уровень жизни в большинстве северных субъектов значительно ниже среднероссийского. Изменение системы гарантий и компенсаций повлечет еще большее падение этого уровня, произойдет значительное расслоение населения по уровню доходов и отток трудоспособного населения из северных регионов. Предлагаем еще раз рассмотреть внесенные изменения в вышеуказанный закон.

Не менее проблематично жилищно-коммунальное хозяйство края. В принципе его “болевые точки” характерны и для всей матушки-России. К примеру, на 1 января 2005 года жилой фонд Приморья составлял 39 миллионов квадратных метров общей площади - 828 000 квартир. Основной жилищный фонд постройки 70-80 годов пришел в негодность, все обветшало до такой степени, что передавать его в пользование жильцам без надлежащего ремонта просто невозможно. А где взять деньги? Простая арифметика: только по ремонту кровель - а их насчитывается 2,5 миллиона квадратных метров - потребуется 2,5 млрд. рублей! Для приморского дотационного бюджета такая сумма неподъемна. И, естественно, администрация и Законодательное Собрание вынуждены были отказаться от этой затеи и стали проблему реализовывать иным путем. Тем не менее, депутаты считают и настаивают: предусмотреть в расходах федерального бюджета средства на ремонт и восстановление жилого фонда! 

Законодательное Собрание также подготовило Обращение к председателю Правительства РФ Михаилу Фрадкову с просьбой: пересмотреть механизмы ограничения цен на жидкое топливо на новый отопительный сезон. Дело в том, что привозной мазут, на котором работают основные приморские теплоисточники, обходится из-за протяженных транспортных схем в копеечку: ценовой разрыв, как правило, составляет 80% стоимости жидкого топлива. На таких ценах многие предприятия, образно говоря, горят синим пламенем – разоряются. На наш взгляд над непомерными тарифами необходимо установить государственный контроль. А Комитет Госдумы по проблемам Севера и ДВ мы просим энергично поддержать обращение приморских депутатов.

Третья проблема связана с транспортной составляющей, которая, скажем так, в Приморье уникальна. Огромные средства уходят на поддержание в рабочем состоянии жизнеобеспечивающих трасс. Здесь действует несколько краевых целевых программ. Однако нам необходимо не только сохранить имеющуюся дорожную сеть, но и развивать ее. На территории края приоритетным направлением является формирование и развитие опорной магистральной дорожной сети: в том числе по направлениям, обеспечивающим активный выход территории к морю и сопредельным странам. Нужна незамедлительная реконструкция и модернизация трасс Хабаровск – Владивосток, Владивосток – Находка, Уссурийск – Пограничный, Раздольное – Хасан в рамках международных транспортных коридоров.

В “Стратегии социально-экономического развития Приморского края на 2004-2010 годы” предусмотрено уже строительство широтных автомобильных дорог с выходом к освоенным портам и порт-пунктам на южном и восточном побережье для доступа к важнейшим сырьевым районам. Их шесть трасс. А если к ним прибавить еще строительство четырех железных дорог и веток, то получается целая серия транспортных объектов, существующих пока лишь в проектах. Вот и хотелось, чтобы все они как можно быстрей осуществлялись, ибо создание такого транспортного каркаса освоения территории для Приморского края и в целом для России крайне важно. Однако на пути реализации всех перечисленных транспортных проектов стоит серьезная финансовая проблема. Одними средствами краевого бюджета эту проблему не решить, участие Федерации в данном случае обязательно. 

Что касается финансирования федеральной целевой программы “Экономическое и социальное развитие коренных и малочисленных народов, то я не хочу углубляться в суть частностей, цифр и фактов, о которых хорошо информированы и Государственная Дума и Правительство. Однако, подчеркну, что на 2007 год ни одна заявка на выделение средств пока не удовлетворена. Считаю необходимым при корректировке федеральной целевой программы учесть социальную проблематику коренных малочисленных народов Севера и надо значительно увеличить объем ассигнований. И параллельно обратить внимание на очень острую для приморских “северных территорий”, которые, отнюдь вовсе не лежат на сочинской широте, проблему в части “северного завоза”.

Тут, считают депутаты, необходимо создать единый логистический терминал с участием государства, который бы координировал межрегиональное взаимодействие по организации завоза груза в районы с ограниченными сроками навигации. Задача сохранения и развития Севера и Дальнего Востока является государственной, поэтому необходимо создать условия для консолидации грузопотоков по доставке продукции, необходимой для обеспечения жизнедеятельности северных территорий.



← Назад в раздел