Дальний Восток – гарант величия страны

ПОД ЗАЩИТОЙ “ЕДИНОЙ РОССИИ”

 

В последние годы Правительство России неоднократно порывалось как-то ужать, сократить список районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. При Минэкономразвития даже была создана специальная “рабочая группа по районированию”, которая, рассмотрев ограниченный комплекс критериев, пришла к выводу о необходимости сокращения количества северных территорий. Однако согласиться с такой позицией Комитет по проблемам Севера и Дальнего Востока никак не мог.

Поэтому при поддержке Политсовета политической партии “Единая Россия” у нас тоже была создана отдельная рабочая группа по районированию, куда вошли видные ученые, специалисты федеральных, межрегиональных и региональных органов представительной и исполнительной власти, научных центров. Группа сосредоточила свое внимание на целом комплексе неучтенных оценочных критериев - природно-климатических, медико-биологических и социально-экономических.

Итогом ее работы стало создание научно обоснованной Методики районирования Севера. Основной акцент в ней сделан на районировании собственно территории Севера в зависимости от фактического проживания там людей. Главным критерием районирования стала степень оценки дискомфортности окружающей среды, влияющей на здоровье и работоспособность человека. Вот на основе этой Методики и был разработан проект федерального Закона “О районировании Севера Российской Федерации”. Сформирован и оформлен к нему картографический перечень территорий Крайнего Севера и приравненных к ним местностей по общероссийскому классификатору объектов административно-территориального деления.

Еще раз подчеркиваю: Комитетом были приложены все усилия, чтобы впервые подготовленная научно обоснованная Методика районирования помогла сохранить практически весь существующий перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. И поверьте, что прозвучавшая ранее информация о том, что якобы приравненные к Северу районы Приморского края выпадают из данного перечня, - не соответствует действительности. В утвержденном варианте Методики такие районы Приморья абсолютно не теряют своего статуса!

Так как разработка Методики районирования и проекта федерального Закона велась под эгидой высшего руководства партии “Единая Россия”, то сейчас эти документы находятся на рассмотрении всей партии. А связана такая постановка вопроса с тем, что перед рассмотрением законопроекта Государственной Думой Комитет считает целесообразным твердо заручиться поддержкой депутатов - членов фракции “Единая Россия”. Наш Комитет, к слову сказать, в составе которого работают только члены фракции “Единая Россия”, надеется, что в ближайшее время подготовленные документы по районированию будут вынесены на рассмотрение Государственной Думы.

СОХРАНЕНИЕ СЕВЕРНЫХ ГАРАНТИЙ

 

Комитет по проблемам Севера и Дальнего Востока проделал без преувеличения огромную работу по сохранению северных гарантий и компенсаций, которые Правительство России большей частью намеревалось отменить. Нам удалось сохранить главное - суть существующих северных гарантий и компенсаций. В частности, в итоговом тексте закона, по сравнению с первоначальной редакцией его проекта, сохранен государственный статус северных гарантий и компенсаций. Сохранен также федеральный уровень установления северных районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате. Принятый законопроект запрещает снижение существующих на момент принятия северных гарантий. Также субъектам Российской Федерации и местным органам власти предоставлено право устанавливать дополнительные гарантии и компенсации.

К сожалению, этим законом был признан утратившим силу ряд статей нашего основного северного закона, обеспечивающего гарантии и компенсации жителям районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Значительная часть этих норм исключена в связи с их дублированием в Трудовом кодексе, федеральном Законе “О трудовых пенсиях в Российской Федерации” и других законодательных актах, сохраняющих свое действие.

Поначалу, помните, не во всех субъектах Федерации закон заработал в соответствии с теми задачами, которые были в него заложены. В ряде регионов в начале 2005 года сложилась кризисная ситуация. Государственная Дума внимательно отслеживала ее. Начальная практика исполнения нового закона изменила отношения между Госдумой и Правительством. Федеральное Правительство столкнулось с жесткой критикой со стороны депутатов всех фракций, в том числе и членов нашего Комитета. Особое непонимание депутатского корпуса вызвала неточность правительственных планов и прогнозов.

Вместе с тем, взаимодействие всех ветвей власти и общества позволило выйти из непростой ситуации, решить возникшие проблемы с проездом на городском транспорте, с обеспечением лекарствами. Сейчас острота положения в большинстве регионов снята. Тем не менее, Госдума продолжает и будет дальше отслеживать ситуацию с реализацией 122-го Закона. Такой мониторинг требуется для совершенствования системы социальной поддержки. Сегодня созданы условия для развития адресной социальной помощи, для более эффективного использования бюджетных средств, что позволяет решать самые актуальные задачи, в том числе увеличивать социальные выплаты.

ТРУДИТЬСЯ ТОЛЬКО ПО КОДЕКСУ

 

Государственной Думой 16 июня 2006 года принят федеральный Закон о внесении изменений в Трудовой кодекс. Обусловлено это практикой применения его за первые 4 года действия, которая выявила ряд противоречий и недостатков.

Часть принятых норм предусматривает расширение и защиту трудовых прав работников. Так, устанавливаются государственные гарантии по оплате труда, обязательные для соблюдения во всех государственных и муниципальных учреждениях, определяются базовые уровни оплаты труда квалификационных групп работников, конкретизируются гарантии при сокращении численности или штата работников. А в обязанность работодателя вменяется выплачивать денежную компенсацию за нарушение установленного срока выплаты заработной платы.

Этим же федеральным законом внесены изменения в ряд статей, регулирующих труд лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. В частности, статья 325 Трудового кодекса, гарантирующая выплату компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно, дополнена рядом правовых норм. Установлено, к примеру, право работника на получение компенсации одновременно с получением ежегодно оплачиваемого отпуска за первый год работы, уточнено право неработающих членов семьи работника на получение компенсации, урегулирован срок для выплаты предварительной компенсации. Изменения внесены и в ряд других статей.

УЧЕСТЬ АППЕТИТЫ ИНФЛЯЦИИ

 

Государственная Дума уделяет большое внимание модернизации пенсионной системы. Среди важнейших вопросов наступившей осенней сессии – рассмотрение законов о бюджетах внебюджетных фондов, в том числе Пенсионного фонда РФ. Президент России в послании Федеральному Собранию обозначил задачу повышения пенсий в будущем году. Однако члены Комитета убеждены, что разовыми повышениями ограничиваться нельзя. Недавно на его заседании мы говорили с председателем Пенсионного фонда Геннадием Батановым о необходимости в целом рассмотреть вопросы модернизации пенсионной системы. Это та сфера, где нужно не только прогнозировать, но и четко планировать. Только так мы сможем обеспечить устойчивость пенсионной системы. Нами выдвинуты соответствующие инициативы по ее совершенствованию. Важно не упустить из вида те положительные результаты, у которых есть перспектива. Повышение пенсий должно быть реальным, а не формальным. Следовательно, оно должно сопровождаться действенной антиинфляционной политикой, тем более что на жизни большинства пенсионеров инфляция сказывается особенно остро.

ДЕМОГРАФИЧЕСКИЙ ИСХОД

 

Россия во все времена чутко заботилась о людях, живущих на ее дальних окраинах. Однако с развалом Советского Союза и изменением условий хозяйствования политика резко поменялась, и население начало покидать регион, оголяя стратегически важные территории. За десять лет с Дальнего Востока уехало более 1 миллиона человек. Данные переписи 2002 года показали, что в регионе осталось проживать только 6 млн. 686 тыс. человек. В итоге на сегодняшний день мы имеем в Дальневосточном федеральном округе самую низкую в стране плотность населения - 1,2 человека на квадратный километр при средней по стране - 8,5.

Для суровой территории, если страна хочет ее сохранить и сделать достойной, она просто обязана создать привлекательные условия для закрепления проживающего здесь населения. Депутаты Комитета по проблемам Севера и Дальнего Востока считают: условия должны быть созданы такие, чтобы человек самостоятельно принял решение - ехать сюда жить! Для этого за опытом ходить за моря не надо, вполне можно использовать тот, что был наработан у нашего государства – выплачивать переселенцам большие “подъемные”, оплачивать проезд, развивать систему государственных гарантий и компенсаций.

Один важный момент, на который депутаты Комитета постоянно обращают внимание Правительства РФ и других федеральных органов, - очень слабая социальная защищенность жителей северных территорий. Посмотрите: здесь самые высокие тарифы на услуги ЖКХ, а средняя зарплата у северян едва дотягивает до половины столичной, пенсии вообще ниже регионального прожиточного минимума. Величина прожиточного минимума в Приморском крае, к примеру, 4309 рублей. В целом же по России – 3388. При такой существенной разнице среднемесячная зарплата в Приморье и в целом по России примерно одинакова: 9784 руб. и 9503 руб. соответственно. И еще пара цифр: средний размер месячной пенсии в Приморье - 2744 руб., что составляет 81,1 % к величине прожиточного минимума. А в целом по России – 2728 руб., или 101 %. В цифрах, заметьте, не учтена ни экстремальность условий, ни отдаленность от Центра. На Дальнем Востоке жизнь в 1,5-2 раза дороже. Думаю, пояснения тут излишни.

ДАЛЬНИЙ ВОСТОК – ГАРАНТ ВЕЛИЧИЯ СТРАНЫ

 

Край нуждается как в закреплении проживающего здесь населения, так и в привлечении новых переселенцев. Депутаты Госдумы рассчитывают, что Дальний Восток станет первым регионом, который начнет их принимать. Ключевыми участками социально-экономического развития должны стать, прежде всего, Амурская область, Хабаровский и Приморский края. По экстремальности климатических и экономических параметров эти территории наиболее благоприятные.

В 2006 году Президент страны подписал федеральные законы “О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации” и “О внесении изменений в федеральный Закон “О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации” и о признании утратившими силу отдельных положений федерального Закона “О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации”. Они упрощают систему регистрации и учета иностранных граждан и лиц без гражданства по месту жительства и по месту пребывания в Российской Федерации. Упрощается также процедура выдачи разрешений на временное проживание в России и разрешений на работу иностранным гражданам и лицам без гражданства, прибывшим в нашу страну в порядке, не требующем получения визы. Оптимизируя и упрощая миграционные процедуры, мы вправе требовать строгого исполнения закона и устанавливать ответственность за его нарушение. Это будет нашим следующим шагом. Соответствующие поправки в Кодекс об административных правонарушениях находятся на рассмотрении в Госдуме.

Столь огромной стране, как Россия, требуется мощный общенациональный проект, способный всколыхнуть наше общество, и дать толчок новому освоению Дальнего Востока. Ведь освоение Сибири и ДВ России - это даже не вопрос, а фундамент жизни страны. Если мы сможем не только удержать здесь население, но и привлечь его сюда из других регионов и государств СНГ, если мы будем активно развивать экономику и социальную сферу региона, то это, без сомнения, самым благоприятным образом скажется на дальнейшем развитии нашей страны. Не будет преувеличением сказать, что миграционная политика на Дальнем Востоке – это своеобразный тест на выживание России в условиях глобализации.

НЕ УЩЕМЛЯТЬ, А ЛЕЛЕЯТЬ КОРЕННЫЕ НАРОДЫ!

 

Общеизвестно: национальный состав жителей Приморья и в целом Дальнего Востока отличается очень разительной пестротой. Последняя перепись населения зарегистрировала в крае более чем 90 разных национальностей - в том числе коренных малочисленных народов. Однако на последних приходится менее 1% общей численности населения Приморья. Несмотря на систему мер по их поддержке, рост этих народов происходит замедленными темпами. В то же время они активно ассимилируются с другими нациями.

Обеспечение защиты конституционных прав коренных народов тормозится неурегулированностью принципиальных вопросов со стороны федерального законодательства и ведомственных нормативных актов. До сих пор Правительство РФ не приняло Положение о территориях традиционного природопользования в соответствии со ст.11 N49-ФЗ “О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ”, не установило границы земель традиционного природопользования и не определило порядок предоставления для этих целей земель, находящихся в федеральной собственности.

С утратой силы ст.107 Лесного кодекса коренные народы Севера лишились права безвозмездного пользования участками лесного фонда в целях обеспечения традиционного образа жизни. С 2000 года в рамках Федеральной целевой программы “Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера до 2011 года” не предусматривается направление финансовых средств на приобретение снаряжения, технического оборудования для ведения традиционного хозяйствования, развития предпринимательской деятельности.

Комитет по проблемам Севера и ДВ постоянно напоминает на всех правительственных уровнях о существующей несправедливости. Мы также считает крайне важным внесение изменений и дополнений в Налоговый кодекс РФ, которые обеспечили бы безвозмездное использование земель и традиционных природных ресурсов, необходимых для сохранения и развития малочисленных народов. Также следует определить льготы по платежам за пользование лесным фондом для собственных нужд этого населения.

В целом же, на взгляд депутатов Госдумы, главный акцент в защите законных прав коренных малочисленных народов необходимо сделать на создании системы эффективной государственной поддержки как на федеральном уровне, так и в субъектах Федерации. Речь идет о решении проблем демографии и миграции, обеспечения занятости, минимизации безработицы, повышения уровня доходов, создания нормальных жилищных и социально-бытовых условий и качества жизни, медицинского и санитарно-эпидемиологического обслуживания, социальной зашиты, образования, здравоохранения и культуры.



← Назад в раздел