Мы строим, взрывая, работа такая!

Заказчики, конкурсы, тендеры, участие в различных форумах и совещаниях, поездки на отдаленные участки не дают возможности Генеральному директору засиживаться в кабинете. Поэтому его часто не бывает в Тынде, а когда появляется, то время для личных бесед отводит посетителю по минимуму или переносит на выходные дни. Рассказывать о себе не любит, как и о производстве буровзрывных работ, за то с удовольствием делится впечатлениями от встреч с интересными людьми, с которыми приходится сталкиваться в Москве, или же других городах России, куда заносит судьба командировочного.

На интервью для “Парламентской газеты” согласился не сразу, хотя и дал добро редакции. Попросил узнать, что за издание, какой замысел выпуска праздничного номера, что интересует редакцию? И в этом весь Рудницкий. Узнать все, а потом принимать решение. Его трудовая биография сложилась на строительстве Байкало-Амурской магистрали и наш разговор начался именно с нее.

 

– Константин Абрамович. На БАМ вы попали после стыковки магистрали. Не было грустно от того, что не оказались участником грандиозного события тех лет?

 

– Грусть отсутствовала, а вот зависть была. По-доброму завидовал тем, кто укладывал последнее звено магистрали, кто возвел последний мост, последнюю водопропускную трубу, отсыпал последний куб земли, взорванный коллективом спецуправления № 87, где я работал. Так получилось, после института попал на стройку в завершающий период и многие события, происходящие на БАМе, прошли мимо меня. Но и я успел внести свою, пусть маленькую, лепту в этот проект. До сдачи магистрали в постоянную эксплуатацию оставалось еще несколько лет и тресту “Бамтрансвзрывпром” предстояло выполнить немалый объем буровзрывных работ. Что мы и делали. Со своей задачей справились, с честью уйдя на строительство железнодорожной линии Беркакит-Томмот-Якутск.

– Какие качества строителей БАМа взяты вами на вооружение и продолжаете ли вы пользоваться ими в своей работе?

 

– Преданность делу, которому служишь, ответственность за слова, данные человеку любого ранга, бережное отношение к людям, к северной природе. Она очень ранима и прокладка автомобильных или железных дорог болезненно сказывается на ее состоянии. Эту особенность мы учитываем постоянно при производстве буровзрывных работ. Без них строителям не обойтись в условиях Крайнего Севера. То же самое делали и бамовцы. Они жили по своим законам чести и морали, пункты которых состояли в основном из высокого и светлого. Бамовское братство поражало многих, кто побывал на стройке и мне приятно говорить сегодня о том, что среди работающих со мной немало людей из того же времени. Они наша честь и совесть.

– Константин Абрамович, я не случайно заговорил о БАМе. В разные годы и при разных властях делалась попытка поднять Сибирь и Дальний Восток. И магистраль, в строительстве которой вы участвовали, тому подтверждение. Но она так и осталась не раскрученной. И вдруг о ней заговорили. Как вы расцениваете заявление председателя правительства России Михаила Фрадкова о подготовке программы по развитию магистрали и хозяйственному освоению зоны БАМа?

 

– Транспортное влияние БАМа простирается на территории в 1,5 миллиона квадратных километров. Это всем известно, как и то, что север Иркутской, Читинской, Амурской областей, Бурятии и юг Якутии открывают доступ к крупнейшим минеральным, лесным и другим ресурсам. Разработка недр позволила бы не только поднять экономику обширной территории, но и расширить связи России со странами Тихоокеанского региона. Ясно, как дважды два. Попытка освоения этих районов велась действительно неоднократно. И были первые успехи. Я с огромным удовольствием вспоминаю 1998-2001 годы, когда началось строительство подъездных железнодорожных путей к Чинейскому месторождению титаномагнетитовых руд (север Читинской области) и к Эльгинским коксующимся углям (Якутия). Стройки в буквальном смысле всколыхнули регион. Тысячи людей получили рабочие места с хорошей заработной платой, ожили предприятия, встали на ноги строительные организации, влачившие жалкое существование. В Тынду стали возвращаться строители, покинувшие БАМ из-за отсутствия работы. Процесс становления можно проследить на примере нашего коллектива. ООО “БСК-Взрывпром” как подрядное подразделение по ведению буровзрывных работ на линии Улак-Эльга было зарегистрировано 15 февраля 2001 года. За десять месяцев мы проделали на трассе колоссальный объем работ – взорвали семь миллионов кубометров грунта самой различной категории. В то время о таких цифрах и мечтать не могли. Но светлые времена продолжались не долго. Руководство МПС тех лет обвинили в нецелевом использовании денег, стройки прекратили финансировать и на этом, эпопея освоения зоны БАМа закончилась. Хотелось бы верить в серьезность намерений нынешнего правительства, сделавшего столь важное для всех нас заявление.

– Из всех территориально-производственных комплексов, планировавшихся в годы советской власти разместить в зоне БАМа, действует пока только один – Южно-Якутский. Это перспективный район и он развивается. О других пока речь не идет. Если таковые появятся, смогут ли подразделения Группы компаний “Взрывпром” обеспечить строителей взорванной массой, находясь далеко от основной базы?

 

– Безусловно, смогут. И тому есть примеры. В порту Ванино мы строим угольный терминал, в Читинской области участвуем в реконструкции железнодорожной линии Карымская-Забайкальск, в Бурятии – автомобильной дороги “Байкал”, в Якутии возводим железную дорогу Томмот-Якутск, в Амурской области и в Республике Саха (Якутия) строим нефтепровод “Восточная Сибирь-Тихий Океан”. Продолжаем работать и на строительстве федеральной автомобильной дороги “Амур” Чита-Хабаровск. География обширная. Более того, в прошлом году буровые комплексы по просьбе энергетиков были переброшены на строительство дополнительного берегового водосброса Саяно-Шушенской ГЭС. Поучаствовали мы и в строительстве Богучанского гидроузла в Красноярском крае.

– Ходят слухи вас снова приглашают туда?

 

– На гидростанции, которая сооружается на Ангаре, большие объемы буровзрывных работ и мы рассчитываем принять участие в реализации этого проекта. Кстати, ее судьба во многом схожа с другими стройками зоны БАМа. Неоднократно принимались программы освоения региона Нижнего Приангарья, но только в 2006 году началось его освоение. И конечно же центром всего этого стало продолжение строительства Богучанской ГЭС - главного поставщика электроэнергии развивающегося края. В пределах этого района сосредоточены все необходимые ресурсы для восполнения потерь в сырьевой базе после распада СССР, поэтому освоение Нижнего Приангарья станет на многие годы приоритетным направлением. Здесь с использованием государственно-частного партнерства и средств инвестиционного фонда привязываются крупные предприятия по переработке лесных ресурсов и производству алюминия. Так что мы там можем задержаться надолго.

– Несколько лет назад возможность такого маневра исключалась. Сегодня вам уже мало Дальнего Востока и Забайкалья, собираетесь осваивать Сибирский федеральный округ. Не боитесь надорваться?

 

– Прежде, чем включиться в процесс строительства гидроузла, надо выиграть тендер, а потом уже соображать, как справиться с предложенными объемами. Что же касается маневра, то он стал возможен благодаря приобретению мощной буровой техники лучших зарубежных фирм, специализирующихся в этом направлении: “Атлас Копко” - Швеция, “Сандвик” - Финляндия, “Соосан” - Республика Корея. Они высокопроизводительны и рассчитаны на непрерывную работу. Пополнился парк и новыми отечественными станками БТС-150 и УРБ 2А в количестве 72 единиц. Если к сказанному добавить профессионализм наших рабочих, слаженность действий взрывников с перевозчиками техники, то проблемы с маневром отпадают сами по себе. Говорю об этом с гордостью, хотя сами понимаете, что переброска станков и механизмов за тысячи километров друг от друга не проходит безболезненно для любого предприятия. В нашем случае добавляется еще проблема доставки и хранения взрывчатых материалов, без которых усилия любой из компаний сводятся к нулю. Повторюсь, передислокация дело серьезное и хлопотное. Вынуждает нас идти на такой шаг отсутствие объемов в Амурской области и в соседних с областью районах. Одна надежда на изменение ситуации в связи с принятием правительством новой госпрограммы развития Дальнего Востока.

– Что дает вам объединение в Группу компаний “Взрывпром”?

 

– Каждое подразделение, базирующееся в Тынде, занято одним и тем же – производством буровзрывных работ. Но технические, материальные и людские ресурсы у всех разные. Объединение дает возможность маневра. Сложилась, к примеру, в ООО “Магистраль” критическая ситуация на одном из участков, а в другой компании в это время простаивает комплекс, есть возможность помочь. Что мы и делаем. Короче, объединенные одной целью и одними общими задачами, мы в состоянии сегодня производить буровзрывные работы на высоком профессиональном уровне одновременно в разных регионах в короткие сроки в любых условиях и в любое время года. Коллективам по плечу выполнить объемы буровзрывных работ в пределах нескольких миллионов кубометров в месяц.

Залог нашего успеха - накопленный предприятиями опыт, творческая инициатива, освоение и внедрение новых технологий, обновление специализированной техники, системы менеджмента качества в соответствии с требованиями ГОСТ Р НС О 9001-2001, претворение в жизнь других программ, экономическая целесообразность принятия решений. Работы на отдаленных участках все компании ведут вахтовым методом с организацией автономных строительных участков, укомплектованных вагонами-общежитиями, столовыми, механическими мастерскими и электростанциями. В итоге Группа компаний “Взрывпром” стала сегодня главенствующей по выполнению полного комплекса буровзрывных работ не только в Дальневосточном федеральном округе, но и в других регионах России.

– Точек приложения сил у вас предостаточно, но есть, наверное, приоритетные стройки, которым вы оказываете повышенное внимание?

 

– Есть и такие. В первую очередь строительство железнодорожной линии Томмот-Якутск. Мы там работаем в течение нескольких лет и подняли в воздух не один миллион кубометров грунта, уложенного механизаторами в земляное полотно дороги. Могли бы сделать и больше, но лихорадка с финансированием выбивает всех строителей из колеи. Заказчик, а это правительство Республики Саха (Якутия), до сих пор не может погасить задолженность за выполненные объемы не только этого полугодия, но и прошлого года.

Ситуация сложная и с каждым месяцам она обостряется. Но мы, как и другие коллективы, работаем, понимая всю важность дороги для развития Республики.

В прошлом году список объектов, где необходимо производство буровзрывных работ, пополнился еще одним – строительство нефтепроводной системы “Восточная Сибирь – Тихий океан”. Как известно, к концу 2008 года строительство первой очереди должно быть завершено. Выполнение этой задачи невероятно сложное дело. Общая протяженность трубопровода составит 2680 километров, из которых 1468 километров – по территории Якутии и 268 – по северу Амурской области. Строительство его началось в 2006 году и проходит в местностях с суровыми климатическими условиями со слабой транспортной инфраструктурой., в районах вечной мерзлоты, сквозь таежные дебри, мари, многочисленные горные перевалы, реки и сопки. Представляете, с чем столкнулись строители, прибывшие сюда с западных районов страны?

– Представляю. И вы бросились выручать их?

 

– Нет, бросаться мы не стали, строители нефтепровода сами обратились к нам за помощью, поняв, что своими силами им не справиться. Подготовка траншеи для укладки трубы оказалось делом весьма трудоемким и затратным. Первыми на трассу вышли буровые комплексы ООО “Магистраль”. Работая на участке Тында-Сковородино, они дали возможность строителям нефтепровода не только уложиться в график, но и перекрыть его, что имеет немаловажное значение для успешной сдачи в эксплуатацию первой очереди системы в декабре 2008 года. Сейчас буровые комплексы ООО “Магистраль” переброшены на строительство нефтеперекачивающей станции “Сковородино”, где им предстоит взорвать около 300 тысяч кубометров грунта.

В начале 2007 года появился на трассе и ООО “БСК-Взрывпром”. Обосновались на станции Нагорная (Якутия) и начали осваивать участок Тында-Алдан. Работы продолжаются там и сегодня.

– Трубу с потоком нефти с нетерпением ждут в странах Тихоокеанского региона, но особенно ждут ее и в Китае. Это и немудрено: КНР постоянно нуждается в энергоносителях. И нет ничего удивительного в том, что на строительстве ВСТО появились китайские специалисты. Как вы собираетесь с ними работать?

 

– Пока идет процесс переговоров и согласований. Много возникает вопросов, на которые не так-то просто ответить ни китайской, ни нашей стороне. Ясно одно, нам не уйти от сотрудничества с ними, придется учиться терпению, взаимопониманию, налаживая самые тесные контакты с компанией “СРР” из Поднебесной.

– Константин Абрамович, в преддверии профессионального праздника Дня строителя наш разговор не может обойтись без разговора о людях, чьим трудом преобразуется таежное пространство многих районов ДФО. Достойных славы у вас много, назовите хотя бы несколько человек.

 

– У нас их действительно много. И у каждого разные привычки, разные характеры, разное отношение к житейским проблемам. Но есть одно общее – отношение к делу, которому служишь, и которое дает средства для нормальной жизни. Они знают цену заработанным деньгам, они дорожат профессией и просто так не уйдут на другое предприятие, где им могут пообещать более крупную денежную сумму. Они там просто не приживутся, их все равно потянет к своим станкам, к той жизни, которой отдали лучшие годы своей жизни. Не буду называть фамилии лучших, как это обычно принято. Я всех их высоко ценю и дорожу тем, что и они ценят меня.

Пользуясь предоставленной возможностью, хочу поздравить со страниц “Парламентской газеты” с Днем строителя всех созидателей Дальневосточного федерального округа, пожелать им крепкого здоровья, хороших заказчиков, счастья и благополучия.

Иван ШЕСТАК.г.Тында



← Назад в раздел