Лицензирование в строительстве

Длительная дискуссия на тему роли и месте государства по вопросам регулирования и контроля в сфере строительной деятельности завершилась в пользу большинства профессионалов от строительства. Вопрос о создании саморегулируемых организаций в строительной отрасли, призванных взять на себя роль государства, остается открытым до принятия соответствующего закона. Первое чтение его состоялось в далёком 2003 году и по причинам многочисленных замечаний к законопроекту до сих пор не состоялось второе чтение.

На сегодняшний день в Госдуме имеется два варианта законопроектов о саморегулировании в строительстве, представленных комитетом по собственности и комитетом по промышленности, строительству и наукоемким технологиям.

Оба законопроекта получили взаимноотрицательные заключения, что ставит под вопрос принятие каждого из законопроектов хотя бы в первом чтении на осенней сессии Госдумы.

Основные опасения в этих законопроектах вызывает возникновение возможности монополизации строительного рынка, превращение его в достаточно высокий и дорогостоящий барьер для предпринимателей среднего и малого бизнеса.

Закон, конечно же, рано или поздно будет принят. Будут разработаны механизмы его действия. Хотелось бы, чтобы с введением в действие закона был установлен определённый переходный период, в течении которого параллельно действовали законы о саморегулировании и лицензировании.

Сама по себе идея саморегулирования в строительстве имеет здравый смысл. Саморегулирование в некоторых странах дальнего зарубежья существует, но создавалось и внедрялось в жизнь эволюционным путём десятилетиями.

Строительная отрасль в России сумела преодолеть состояние 90-х годов и находится на той стадии своего возрождения, когда не нужны экстраординарные революционные меры по её реконструкции.

Печальный опыт фактической отмены действия строительных норм и правил в угоду сырого закона о техническом регулировании закончился возвратом к десятилетиями апробированным нормам.

Сроки разработки технических регламентов в области строительства перенесены с 2006года на 2010 год, причём разрабатываться они будут по закону о техническом регулировании, в который в текущем году внесены значительные, если не сказать коренные, изменения.

Лицензирование в строительстве существует с 1992 года. За это время и закон и положения о лицензировании претерпевали довольно существенные изменения. При этом, профессиональное сообщество строителей в своём большинстве не сомневалось в необходимости существования государственного влияния на строительство в виде лицензирования.

Надо честно признаться, что наличие лицензии это не стопроцентная гарантия качества. Это гарантия того, что организация или индивидуальный предприниматель не уйдут от ответственности за причиненный ущерб; это гарантия того, что на рынок строительных услуг не придёт непрофессионал.

Как и любая достаточно новая система, система лицензирования в отрасли нуждается в совершенствовании. Федеральным государственным учреждением “Федеральный лицензионный центр при Росстрое” разработано новое положение о лицензировании, которое упростит процедуру лицензирования, сделает её ещё более прозрачной и доступной.

Постоянно обновляемая база реестра лицензий Росстроя включает полную информацию обо всех лицензированных участках российского рынка проектно-изыскательных и строительных услуг, а также о принятых мерах воздействия за допущенные нарушения лицензионных требований при осуществлении лицензируемых видов деятельности. В настоящее время только система лицензирования позволяет контролировать появление на строительном рынке организаций и индивидуальных предпринимателей на этапе возникновения у них намерения заниматься деятельностью по осуществлению видов деятельности в строительстве. Электронная версия реестра лицензий публикуется в сети Интернет и является открытой для доступа физических и юридических лиц.

В проектно-изыскательной и строительной сфере сегодня работает около 10 тыс. организаций и индивидуальных предпринимателей. Свыше 12 тыс. лицензий дают право лицензиатам осуществлять лицензируемые Росстроем виды деятельности на всей территории Дальневосточного Федерального округа.

Конечно же, критерии получения лицензии останутся прежними, это наличие профессионально подготовленных высшей и средней школами специалистов; наличие, принадлежащей на том или ином законном основании материально-технической базы; наличие внутрипроизводственной системы контроля качества; систематическое, не реже одного раза в пять лет, повышение квалификации специалистов.

Как уже неоднократно отмечалось в различных средствах массовой информации вопрос действия системы лицензирования после первого июля 2008 года остается открытым.

Органы представительной и исполнительной ветвей власти в регионах, профессиональное бизнес-сообщество в своем большинстве, по-прежнему, считают необходимым сохранение лицензирования в строительстве на тот период, пока не будут разработаны и апробированы закон и механизм действия негосударственных форм регулирования.

Всех Вас, уважаемые профессионалы и потребители услуг в области строительства, поздравляю с наступающим Днем Строителя, желаю мирной и благополучной жизни.

Анатолий СЕРОВ,

директор филиала по Дальневосточному федеральному округу федерального государственного учреждения “Федеральный лиценционный центр при Росстрое”.



← Назад в раздел