Вся жизнь в пути

 

– Очень показательно, Вячеслав Михайлович, что вслед за прошедшим саммитом АТЭС и Морской коллегией Минтранса РФ во Владивосток в полном составе прибыло Правление АСМАП во главе с его президентом Евгением Москвичевым, чтобы «сверить часы» с теми глобальными изменениями, которые в последние годы произошли на Дальнем Востоке. Так уж совпало, что беседа с вами проходит в канун праздника автомобилистов, и наша региональная газета имеет уникальную возможность поздравить с ним вас лично, весь боевой отряд международных перевозчиков и всех автомобилистов Дальнего Востока. А самое главное пожелание – рассказать читателям, как сработало выездное Правление АСМАП, которое впервые побывало в столь далеком регионе. – Задача Правления просто и ясно стыковалась с идеями саммита АТЭС, поскольку полностью перекликается с жизнью и деятельностью международных автоперевозчиков. На западе и юге страны подобные выездные «десанты» для Правления АСМАП не редкость, а вот для Дальневосточного региона имеют жизненно важную подоплеку, поскольку и Президент РФ Владимир Путин, и премьер знают болевые точки Дальнего Востока, ставшего благодаря их заботам «передним краем России», а город Владивосток, это подчеркивал не раз Дмитрий Медведев, – «Центром экономического сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе». Оно ведь и на самом деле так: после саммита впервые на заседании Межрегиональной ассоциации экономического взаимодействия субъектов РФ «Дальний Восток и Забайкалье» прозвучала просто фантастическая идея: «Дать региону особую преференцию (что исторически было и при царе, и даже при советской власти), освободив от части налогов и беспошлинного ввоза оборудования. То есть в рыночное время для выхода территорий из стадии сырьевого придатка страны включить действенные механизмы по созданию предпосылок экономического роста и процветания Дальнего Востока. В том, что такие радикальные меры, дающие импульс промышленному развитию территории и росту численности населения, необходимы, не приходится сомневаться. Пример Владивостока в период подготовки к саммиту АТЭС – яркое тому подтверждение. Посмотрите, сколько в городе появилось новых современных предприятий – вплоть до очистных сооружений, которые впервые были здесь заложены. А какие экстрасовременные трассы пролегли вокруг тихоокеанской столицы? Три уникальных моста расширили зону для жизни Владивостока, зажатого со всех сторон заливами и сопками, – ни одно поколение не мечтало о таком «подарке» центра. А кампусы Дальневосточного федерального университета, который, нет сомнений, станет кузницей кадров у Тихого океана? Владивосток засиял как значимый транспортный узел, и он станет образцом для других городов региона: Южно-Сахалинска, Петропавловска-Камчатского, Магадана – они ведь тоже могут быть своеобразными центрами транспортных узлов Дальнего Востока при взаимодействии со странами АТР. Для нас – международников-транспортников, – что отмечалось на выездном Правлении АСМАП, сделаны серьезные подвижки руководством страны и ряда министерств и ведомств в экономическом взаимодействии с великим Китаем. В последние годы мы особенно сблизились с соседней державой: очень многое значат нефтяная труба, проведенная к ее границе, поставки приамурской энергетики, приморских лесопереработок, работа портов, которые стали ориентироваться на грузопотоки Китая. Если они, реконструируясь и взаимодействуя со смежниками (в том числе и с автомобилистами), как говорилось в новой Стратегии на заседании Морской коллегии, пропустят больше грузов стран АТР, в том числе и китайских, то появится громадный объем работ не только для международных автомобилистов, но и для таможенников, пограничников, дорожников. А порты дальневосточные являются градообразующими - их налоги кормят все тихоокеанское побережье. У приморских, хабаровских и сахалинских портов есть резервы для расширения грузопотока и перегрузочные мощности. Даже владивостокский порт, который, казалось бы, загружен до предела и зажат со всех сторон, тем не менее, имеет на перспективу солидные проекты расширения и настроен на приток новых грузов. Участие в погрузочном процессе и в деятельности портов нас особенно интересует, ибо для международных перевозчиков это не просто выгодно, а необходимо. В последние годы этому серьезное внимание придает Комитет по транспорту Государственной Думы, который возглавляет настоящий профессионал – бывший замминистра транспорта России, сегодняшний президент АСМАП Евгений Сергеевич Москвичев. Он лично принял участие в выездном заседании во Владивостоке. Разговор на Правлении интересен был еще не только потому, что он проходил по следам саммита АТЭС – на дискуссии присутствовали 16 руководителей самых крупных автоперевозчиков России: Евгений Попов из Калининграда – ООО «Попов и компания», Рафик Сулейманов из Новгорода – «НБИ Транспорт-Сервис», Валерий Волков из Нижнего Новгорода – ООО ТЭК «Трансинвест-НН», Сергей Алейников из Новочеркасска – ООО «Выбор Интранс», Николай Кондратьев из Иркутска – ООО «Никалид», Алексей Строганов из Пскова – ООО «Виктория С», Александр Николенко из Смоленска – ОАО «Фирма Транзит» и несколько представительных фирм из Москвы. Разговоры получились предметные – перевозчики делились и за трибуной, и в кулуарах, и в поездках по Приморью своим опытом, а дальневосточный они брали, что называется, в разрезе и положительного, и существенных недоработок. – Вы, очевидно, пригласили лучших дальневосточных перевозчиков? – Наши перевозчики помогли очень интересно провести совместное заседание с Дальневосточным советом АСМАП. На нем аппарат Правления представил детальный план развития Ассоциации, и все предложения дальневосточных международных перевозчиков были включены в эти планы центрального АСМАП, а в особенности - плохо решаемые проблемы по китайскому направлению. Раньше как-то такие вопросы проходили вскользь: объемы ежегодно растут, но должных решений для дальнейшего совершенствования перевозок не принималось. На Правлении затрагивался еще один важный вопрос: впереди намечен съезд транспортников России и для его трибуны хотелось выработать существенные предложения. С чем дальневосточники пойдут на этот съезд – какие проблемы международного характера, связанные с Китаем и перевозками грузов внутри региона, взаимодействия со смежными структурами, особенно с силовыми службами, следует поднять? Миллионы и миллионы рублей мы зарабатываем: заправляемся, ремонтируемся,обслуживаем население, возим в Китай и обратно грузы и пассажиров, что очень выгодно и государству, и фирмам, а потому должен быть взаимный интерес всего комплекса в развитии и углублении международного направления. Тем не менее Правление рекомендовало глубже разобраться: как и за счет чего дальневосточники справляются? Конечно, должен быть паритет в доходах – 50 на 50. А в общем-то Россия ввозит только 30% грузов. В обороте торговли транзитом меньше 50% даже возим. Почему такое происходит – где теряем? Лет пятнадцать подряд были большие простои автотранспорта на плохо оборудованных пограничных переходах. Только в Приморье их пять. Сейчас положение меняется к лучшему. Реконструируется переход в Пограничном, построен новый в Краскино. Правление нашло время для знакомства с автопереходом. Сутки мы потратили, съездили к китайской границе и посмотрели, как строится Краскинский автопереход, который будет отвечать всем современным требованиям. Нас убедили, что не только Москва может возводить объекты и даже рыть тоннели, но и на далекой границе с Китаем будет действовать первый автомобильный тоннель – на трассе Владивосток - Хасан, под заповедником «Барс». Здесь самый опасный и крутой перевал, особенно сложен проезд зимой. Автомобилисты еще раз обращали внимание на быстрейшее завершение строительства этой важной трассы, чтобы она не выпадала из министерских транспортных планов и была сдана в эксплуатацию хотя бы до 2014 года. Гостям показали также новую трассу, которая должна пойти в Находку. Реконструкция этого «сухопутного» направления очень необходима, потому что в основном здесь должны появиться в разработке новые участки, которые обойдут жилые зоны Артема и Шкотово, чтобы дорога пролегла в обход селений. Это громадный проект, требующий миллиардов рублей. Нам важно, чтобы это стало своеобразным транспортным коридором, по которому пойдут грузы на целую сеть южных портов. А самое главное – иметь такую дорогу, чтобы грузы не занимали железнодорожные пути и их перебрасывали на автомобильный транспорт. – Вы, говорите, наметили свои планы развития на 2013 год? – Честно говоря, все автомобильные планы на 2013 год давно утверждены - мы их на Правлении АСМАП как бы в очередной раз детально просматривали. И особое внимание уделяется Китаю – развитию международных автомобильных перевозок. Этот план рассматривался неоднократно, корректировался. Теперь намерены увеличить «китайскую часть», чтобы ее ничего не тормозило. Будет осуществляться строгий надзор. Что мне в работе выездного Правления понравилось? Отношение президента АСМАП Евгения Москвичева. Он неподдельно заинтересован планами развития Дальнего Востока, и потому мы старались показать ему, как приходится непросто работать нашим автомобилистам в экстремальных условиях. Взять Владивосток. Чтобы построить хорошую дорогу, надо вырезать сопку, отсыпать ее, обойти. И вот мы показали гостям сопку Холодильник, рассказали о трудностях, которые постоянно приходится преодолевать. Москвичев встретился с руководителями города и края, с представителями станций технического контроля. Гости посмотрели все мосты и дороги на острове Русском и по другим дорогам проехали, которые порой ведут в никуда. Мы специально завезли руководителя Комитета Госдумы по транспорту на Русском в тупик, чтобы он увидел, что необходимо дальше продолжать работу. Я полагаю, тампоявится кольцевая дорога, которая не позволит портить уникальную природу острова, готовящегося к туристическому и студенческому наплыву, она должна быть такой же обустроенной, как та, что идет сегодня к кампусам университета. Посмотрели рыбный порт, Владивостокский морской торговый, заводы наши посетили… – Вы, как член Правления АСМАП, насколько оцениваете деятельность своего Дальневосточного представительства, возглавляемого Сергеем Ремизовым? За последние годы здесь произошли немалые перемены. – Насколько нужен АСМАП со своим региональным подразделением и членством в нем, «Примор-автотранс» прочувствовал с самого его зарождения. Откровенно говоря, тогда я подал пример своим вступлением в Ассоциацию, зная наперед, что без нее автомобилистам невозможно существовать. И те, кто вступает в действительные члены АСМАП, делают очень правильно, потому как этот орган помогает и защищает водителей и их предприятия в самых трудных, запутанных ситуациях – будь-то заграница или дальневосточная территория. Сегодня бизнес бьется за место под солнцем. И у него должны быть рьяные защитники перед административными чинушами и даже перед законодательными крючко-творами. «Приморавтотранс» состоит и в других ассоциациях. Несмотря на то, что международныегрузовые и пассажирские перевозкисоставляют всего 10% от доходов, но они для нас очень важны, поскольку всегда востребованы. А потому и прибыльны. Почему за них и бьются многие фирмы. И я понимаю: кто лучше работает, качественнее, разворотливее, тот и должен занимать это «теплое» место, когда вся жизнь в пути. Во всех случаях, как бы ни были запутаны дела его действительных членов, АСМАП на самом деле помогает закупить и обеспечить необходимой литературой, провести семинар, найти специалистов, чтобы прочитать лекции международным посетителям. Порой дело даже касается подготовки надлежащей базы для выработки законов, чтобы международные перевозчики правильно и эффективнее – без сбоев работали, соблюдая безопасность рейсов и четко следуя букве закона. Каждая страна, работающая с нами, ведет постоянные бои на рынке перевозок – с Польшей, Украиной, Венгрией непросто работать. Они очень нацелено знают, где и как можно заработать, а нам надо свою работу законно вести. Точно такая же борьба идет и с китайскими предпринимателями. Меньше, может быть, по грузовым перевозкам, потому что мы более маневренные, чем китайский транспорт. Тем не менее нельзя сказать, что мы с китайцами все выигрываем. По пассажирским маршрутам и перевозкам следует прорабатывать технологии. В Китай вроде бы едет наш пассажир, и мы его должны везти – 96% стремится за рубеж русских, но… почти 50% русских везут китайцы. Почему, спрашивается, так получается? Не усвоили процесс, что за каждого пассажира нужно бороться и деньги от наших людей должны оставаться в России. Об этом шел разговор на последней встрече с китайскими организаторами во Владивостоке и на выездном заседании Правления. Все это – интерес АСМАП. Валентина АЛЕКСАНДРОВА. Фото Олега ПАЕВСКОГО.



← Назад в раздел