Сахалинский филиал Росморпорта – форпост на востоке России

Сахалинский филиал ФГУП «Росморпорт» находится на самой восточной границе России. Это молодая структура Минтранса, которая обеспечивает безопасность мореплавания в акваториях морских портов Сахалина. Основной задачей как Сахалинского филиала в частности, так и всего предприятия ФГУП «Росморпорт» являетсяобеспечение в рамках российского законодательства и международных правовых норм безопасности мореплавания в акваториях морских портов и на подходах к ним. В недалекой перспективе филиал будет расширять свою зону ответственности в части обеспечения безопасности судоходства не только южной части Сахалина, но и всей Сахалинской области, включая Курильские острова. О перспективах развития филиала рассказал его руководитель Александр Галкин. – Сахалинский филиал имеет отличия от большинства остальных филиалов Росморпорта: обособленность региона и то, что все подведомственные нам объекты расположены практически по всей территории нашей области. В этот имущественный комплекс входят 5 морских портов и 5 терминалов: порты Корсаков, Холмск, Александровск-Сахалинский, Поронайск и Шахтерск с терминалами: Углегорск Северный, Углегорск Южный, Бошняково, Красногорск и отдельный терминал Набиль, являющийся терминалом морского порта Москальво на самом севере Сахалина. Отличие Сахалинского филиала еще и в том, что кроме множественности объектов имущественного комплекса, существует еще и фактор удаленности объектов друг от друга на значительные расстояния. Учитывая слаборазвитую транспортную инфраструктуру региона и большую протяженность грунтовых дорог, можно сделать вывод – все это приносит не только дополнительные проблемы в осуществлении производственной деятельности, но и способствует усилению духа, закаляет характеры не только сотрудников филиала, но и практически всех островитян. Но вместе с тем, Сахалинский филиал находится в единой системе общероссийского специализированного предприятия – ФГУП «Росморпорт», которое в свою очередь находится в структуре Федерального Агентства морского и речного транспорта, являющегося законодательным органом на морском и речном транспорте и входящего в состав Министерства Транспорта РФ. – Александр Николаевич, как вы оцениваете нынешнее состояние сахалинских портов и их перспективы? – В целом состояние портов удовлетворительное, несмотря на то, что большинство их построено еще японцами до начала и во время Второй мировой войны. Сейчас ведутся работы по реконструкции гидротехнических сооружений. Так в этом году с очень хорошим качеством произвели ремонт причала в Набиле на севере Сахалина для обслуживания шельфовых проектов ООО «ЮРЭК ТРАНСПОРТ», являющееся дочерним предприятием ООО «Сахалин - Шельф - Сервис». Данная компания имеет очень хорошую репутацию не только в Дальневосточном регионе, но и за его пределами. В Шахтерском морском порту на западном побережье Сахалина ведется реконструкция технологической составляющей. Большая перспектива по реконструкции терминала Северный Углегорск, морского порта Шахтерск, расположенного на западном побережье Сахалина. Инвесторами здесь выступает южнокорейская компания «Самсунг», оператор (стивидорная компания) ООО «Порт Углегорский». По терминалу Южный Углегорск на данный момент проходят судебные разбирательства между арендатором ООО «Сахалин - Хуашэн» и территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Сахалинской области. Компания ООО «Сахалин - Хуашэн» является арендатором федерального имущества на долгосрочной основе сроком действия договора аренды на 49 лет. В имущественный комплекс арендованного данным обществом имущества входит: гидротехника (причалы), расположенные в терминале Южный Углегорск морского порта Шахтерск, судоподъемный слип терминала Южный Углегорск, судоподъемный слип терминала Северный Углегорск.В плачевном состоянии находится порт Александровска-Сахалинского на севере западного побережья Сахалина. В течение последних двух лет в данном морском порту не ведется производственная деятельность, местные власти, ФГУП «Росморпорт» и Сахалинский филиал обеспокоены таким положением дел. Возможно, предприятиеЗАО «Александровск-Сахалинский морской порт» ожидает банкротство либо иные мероприятия с соответствующими последствиями и перспективами. Тем более, необходимо учитывать, что интерес к данному порту в настоящее время есть у нескольких потенциальных инвесторов и у него могут появиться в ближайшее время неплохие перспективы. Больным вопросом является морской порт Поронайск – единственный порт на восточном побережье Сахалина. Порт стоит без работы практически 10 лет и на сегодняшний день договор на правах долгосрочной аренды сроком на 49 лет с компанией ООО «Поронайский стивидор» пока не заключен и перспективы по нему не ясны. Терминал Красногорск морского порта Шахтерск, расположенный на западном побережье Сахалина, уже два с половиной года является невостребованным по причине удаленности грузовой базы и отсутствия потенциальных как грузоотправителей, так и грузополучателей. Но возможно, в связи улучшением общей экономической обстановки в регионе и своего выгодного географического расположения, он станет в недалеком будущем привлекательным и весьма рентабельным для арендаторов. В морском порту Холмск есть определенные возможности для дальнейшего развития паромной переправы Ванино - Холмск. Арендатором паромного комплекса, также на долгосрочной основе является одна из крупнейших судоходных компаний Дальневосточного региона – ОАО «Сахалинское морское пароходство», но для развития паромного сообщения Сахалин - материк кроме реконструкции паромного комплекса необходимо строить новые современные паромы. В этом направлении необходимы совместные усилия как самого акционерного общества, так и различных структур от федерального до местного уровней. И здесь понимание и взаимодействие уже найдено и начата планомерная работа по изыскательским и проектным работам. Основными морскими портами Сахалинской области традиционно являются: Корсаков и Холмск. Это связано не только с масштабами грузопереработки, но и с тем фактором, что данные морские порты являются портами с круглогодичным режимом работы, т.е. незамерзающими, остальные же морские порты Сахалина являются портами с навигационным (сезонным) режимом работы из-за их зависимости от ледовых условий. Грузооборот в данных морских портах составляет: Корсаков – 1млн.- 1,2млн.тонн в год; Холмск – 2,1млн. - 2,3млн.тонн в год; В морском порту Корсаков стивидорную деятельность осуществляют: ОАО «Корсаковский морской торговый порт» и ООО «РН-Востокнефтепродукт». В морском порту Холмск: ОАО «Сахалинское морское пароходство», ООО «Трансбункер-Холмск» и ОАО «Холмский морской торговый порт». Из общего количества перерабатываемых грузов основная масса приходится на ОАО «Сахалинское морское пароходство» – от 75 до 80%. – Общий грузооборот портов региона сегодня? – Примерно 5,5 - 6 млн тонн в год, не считая самый крупный по грузообороту порт Сахалинской области – морской порт Пригородное, т.к. данный порт не находится в зоне ответственности Сахалинского филиала. Самые крупные порты – Корсаков, где обрабатывается ежегодно более 1,1 - 1,2 млн. тонн грузов, и Холмск – порядка 2,1 - 2,3 млн. тонн (из них примерно 1,6 млн тонн приходится на Сахалинское морское пароходство). Все порты и терминалы региона – с рейдовой погрузкой, кроме Корсаковского и Холмского портов. – За содержание и ремонт федеральной части морских портов отвечает ваша структура? Ведь деньги на эти цели выделяются из федерального бюджета. – На каждый вид работ мы на условиях конкурса отбираем компанию, которая готовит проектно-сметную документацию (ПСД). Затем, если это требуется, получаем заключение госэкспертизы и объявляем конкурс непосредственно на проведение самих ремонтных работ. Но на нас теперь возложено производство промерных и дноуглубительных работ. Раньше мы этим не занимались. Нанимали другие компании, но это финансово затратно для федерального бюджета, поэтому теперь будем выполнять соответствующие работы своими силами. Для этого на 2013-2014 годы запланировано приобретение специализированного промерного оборудования и оснащения к нему. В прошлом году нам удалось приобрести три японских судна в составе земкаравана: буксирный катер «Виктор Оленич», земснаряд «Фарватер» и грунтоотвозную баржу «Створ». Финансировал их приобретение центральный аппарат ФГУП «Росморпорт». С сентября этого года с помощью этих судов мы начали производство дноуглубительных работ в акватории морского порта Шахтерск. В филиале запланировано и согласовано с центральным аппаратом предприятия, поэтапное проведение необходимых работ по ремонтному черпанию в акваториях практически всех морских портов Сахалинской области. Принимая во внимание очень высокую степень заносимости акваторий морских портов Сахалина, можно легко определить, что деятельность по поддержанию проектных глубин в акваториях морских портов Сахалина является одной из приоритетных, долгосрочных программ как для Сахалинского филиала, так и для всего ФГУП «Росморпорт» в целом. Одновременно с проведением работ по ремонтному черпанию филиал занимается решением вопросов по организации специализированных свалок (отвалов) в прилегающих территориях к каждому порту и их терминалам для размещения грунта, изъятого со дна акваторий портов. Грунт планируется по технологии, используемой при разработке шельфовых проектов Сахалина, перерабатывать с торфом и использовать в дальнейшем для рекультивации свалок, отсыпки дорог. В данное время в филиале идет подготовительная работа по поэтапному приему от Гидрографической службы Тихоокеанского флота Минобороны РФ средств навигационного обеспечения безопасности мореплавания (СНО): плавучие предостерегательные знаки (буи, вехи), створные знаки и маяки. Данный вид деятельности также, наряду с самостоятельным производством работ по ремонтному черпанию, является для Сахалинского филиала новым. В связи с развитием данного вида деятельности, в ФГУП «Росморпорт» разработана и утверждена большая программа на 2013 - 2015 годы по строительству специализированного флота. Предприятием запланировано строительство специализированных судов, предназначенных для осуществления снятия, постановки и обслуживания этих плавучих средств в акваториях морских портов и на подходах к ним. Дополнительно к этому необходимо отметить, что специалистами филиала проводится значительная работа по подбору подходящих зданий и сооружений с земельными участками, которые будут в дальнейшем необходимы для осуществления мероприятий связанных с хранением, ремонтом и содержанием СНО. – Сейчас какой-то флот у вас есть за исключением земкаравана? – Два больших портовых буксира «Добрыня» и «Восток» в порту Корсаков. Данные буксиры оказывают услуги судовладельцам по доставке наших лоцманов на суда, снятию их с судов и швартовым операциям. – Сколько и какие суда планируете построить? – Большое гидрографическое судно с неограниченным районом плавания и специализированный гидрографический катер. Данные приобретения позволят филиалу самостоятельно заниматься деятельностью связанной с обслуживанием СНО и уйти от зависимости от других судовладельцев. Все это поможет снизить издержки как филиала так и предприятия в целом и оказывать данные услуги на более качественном уровне. – Известно, где и когда будут строиться эти суда? Их стоимость? Финансирование будет осуществляться за счет средств федерального бюджета? – Центральный аппарат «Росморпорта» объявит конкурс на их строительство после заключения инвестиционного соглашения с банком. Предположительно, конкурс планируется провести в первой половине 2013 года. Стоимость этих судов пока неизвестна, но сейчас одно такое судно стоит более 100 млн. рублей. Большое гидрографическое судно будет ледокольного класса, всепогодное, с крановыми установками и вспомогательными катерами на борту. В программе также стоит строительство большого мощного портового буксира (мощностью до 2500 лошадиных сил) для морского порта Холмск и специализированного судна-нефтемусоросборщика МНМС, предназначенного для сбора судовых отходов, очистки акваторий морских портов. Эти суда также будут иметь усиленный ледовый класс и оснащены самым современным оборудованием. Все они будут базироваться в портах Корсаков и Холмск. – В этой связи ваш штат будет существенно расширяться? – С 2013 годавводится новое штатное расписание. Планируется набор в отдел навигационно-гидрографического обеспечения. Он уже создан, но там пока работают 2 человека, в дальнейшем его численность составит 14 человек. Возможно, этот отдел в перспективе разовьется и у нас появится отдельная служба, которая будет заниматься как постановкой и снятием СНО, так и их хранением, обслуживанием и ремонтом. Будем приобретать флот и опять же расширять штат. Сегодня у нас штат сотрудников более 150 человек: квалифицированные юристы, гидротехники, бухгалтера,экономисты, работники флотских профессий (операторы СУДС, лоцмана, экипажи судов), эксплуатационники, водители. Все люди, работающие в нашей системе обеспечения безопасности мореплавания, – очень опытные, готовые грамотно решать поставленные задачи. Так, в службах: СУДС и лоцманской почти все специалисты в бывшем - опытные капитаны с большим стажем практической работы в море. В дальнейшем, в связи с развитием новых видов деятельности, штат работников в филиале будет определенно увеличиваться. – Для чего нужны СНО (средства навигационного обеспечения)? – Данное специализированное оборудование служит для обеспечения безопасности мореплавания в акваториях морских портов и на подходах к ним. Посредством данного оборудования круглосуточно и при любой погоде обеспечивается обозначение границ фарватеров и рекомендуемых путей движения судов на подходах к морским портам и на заходах в их акватории. Необходимо в будущем приобретать земли для создания на берегу в непосредственной близости к морским портам ремонтно-восстановительных баз (РВБ), предназначенных для ремонта, хранения и обслуживания этого оборудования. Для удобства работы и в целях сокращения времени на переезды, возможно, придется создавать не одну ремонтную базу: основную создать в морском порту Корсаков и вспомогательные в морских портах Шахтерск и Москальво. – То есть до этого безопасную проводку судов обеспечивало Минобороны? А теперь эта функция передается вам? – Вы наверное имеете в виду обслуживание СНО, их постановку – снятие, обслуживание, хранение и ремонт. Да на ФГУП «Росморпорт» законодательно возложили эти функции, обязывающие обеспечивать российские порты необходимым оборудованием, чтобы соответствовать международным стандартам безопасности мореплавания. – А каково состояние передаваемых Минобороной знаков и маяков? – В основном все это оборудование как морально так и физически устаревшее, поэтому его замена просто необходима. В каждом порту в начале навигационного периода необходимо менять эти знаки с зимних на летние и наоборот. Наши специалисты будут постоянно контролировать их обслуживание, выполнять круглогодично различные необходимые ремонтные и профилактические работы. – Каковы задачи системы управления движения судов (СУДС)? – Сейчас мы обеспечиваем безопасность прохождения танкеров и судов-газовозов в акватории морского порта Пригородное и на подходах к нему, где они загружаются нефтью и СПГ. Контроль за обеспечением безопасности мореплавания выполняется круглосуточно и в любую погоду. Учитывая большую опасность данного рода грузов (сжиженный газ и сырая нефть) и их значительную одновременную загруженность на каждом судне, то ответственность, которая лежит на всех работниках СУДС филиала, – просто неизмеримо огромна. Задача нашей СУДС – реагировать на условия опасных ситуаций (туманность, ограниченная видимость). Если экипаж танкера или газовоза может распознавать только приближающиеся суда, то мы охватываем всю акваторию и даем экипажу танкера, либо газовоза необходимые рекомендации. Сведения о местонахождении судов на электронные карты поступают из двух источников: радионавигационной станции (радар находится на маяке «Корсаковский») и автоматической идентификационной системы (АИС). Сейчас мы закрываем своим круглосуточным мониторингом северную часть залива Анива (акватория юга Сахалина) и частично порт Корсаков. Система визуального контроля уже сейчас позволяет ограничить вход в акваторию юга Сахалина чужих судов и не позволяет столкнуться танкеру с другими судами. Наша система СУДС создана на основании международных требований и соответствует им. С постройкой в ближайшее время двух радионавигационных станций: в морском порту Корсаков и на мысе Крильон, наш СУДС полностью будет охватывать акваторию порта Корсаков, залив Анива и всю акваторию юго-западной части Сахалина. В перспективе – разработка проектов по установке СУДС в морском порту Шахтерск, тогда акватория западного побережья Сахалина, Татарского пролива, будет закрыта нашим контролем. В дальнейших планах – установить автоматическую станцию, которая будет охватывать акваторию Охотского моря возле южной части Курил. Предполагается, что в перспективе наш Сахалинский филиал, посредством расширения зоны действия своей СУДС и внедрением средств обеспечения безопасности мореплавания будет закрывать Камчатку и Чукотку, то есть практически всю акваторию Охотского моря. В общем, работы как и планов на будущее – огромное количество, и скучать нам некогда, да и жить интереснее, когда четко у тебя обозначено, что твой труд так необходим людям и обществу и ты несешь добро и позитив. А если кратко об этом, то «дорогу осилит идущий». Елена Третьякова. г. Южно-Сахалинск



← Назад в раздел