Никто не хотел уступать

 

Документ объемом почти в десять тысяч страниц, язы-ком цифр обозначил приоритеты государства. Как, за счет каких ресурсов будут решены экономические, социальные задачи. Депутатам предстояло изучить эти цифры, сопоставить намеченные цели с финансовыми возможностями, с ожиданиями общества. Дискуссии в стенах Госдумы предшествовал «разнос», который устроил правительству Владимир Путин. Повод – недостаточные средства, заложенные, а точнее – не заложенные в проекте на выполнение предвыборных обещаний президента. Он объявил тогда выговоры трем министрам, отвечающим за социальные вопросы. Из-за чего один из них, глава Минрегиона Олег Говорун, подал в отставку. Урок, считают в нашем Белом доме, пошел впрок. Бюджет, отметил, в частности, премьер Дмитрий Медведев, получился жестким, в то же время сохранил социальную направленность. На пленарном заседании Госдумы министр финансов Антон Силуанов озвучил его основные параметры. Доходы в 2013 году составят 12,8 триллиона рублей. Расходы – почти 13,4 триллиона. Дефицит – свыше пятисот миллиардов рублей. Уровень инфляции – 5,5 процента. Особенность этого бюджета, по словам докладчика, – он не привязан к текущей цене на нефть. Учитывается ее средняя стоимость за несколько предыдущих лет. На будущий год она запланирована в пределах 91 доллара за баррель. Окажется дороже – разница пойдет в Резервный фонд. Возможен и вариант обратный. Что и придает бюджету особую устойчивость. «Главное сегодня – создать хорошие налоговые условия, инвестиционный климат, снизить нефтегазовую зависимость страны. Этим задачам и отвечает наш проект», – подчеркнул министр. Однако еще накануне, в беседе с журналистами первый вице-спикер Госдумы Александр Жуков предрек документу «непростое прохождение» в палате. Так оно и вышло. Депутаты не обнаружили в нем достаточных средств для развития ведущих отраслей, социальной сферы. Коммунистов, в частности, удивили и озадачили расходы на образование. С одного процента ВВП они сокращены до 0,7 процента. Председатель Комитета Госдумы по охране здоровья Сергей Калашников усомнился в том, что будут выполнены обещания улучшить медобслуживание населения, существенно поднять зарплату врачам. В 2013 году, привел он цифры из предложенного проекта, расходы на здравоохранение должны составить 3,77 процента ВВП, в 2014 – 3,67, в 2015 – 3,5 процента. При том, что норма, принятая ВОЗ, пять - шесть процентов. Не случайно в рейтинге этой всемирной организации Россия по расходам на здравоохранение занимает 115-е место. Недостаточны ассигнования на жилье для детей-сирот, на детскую оздоровительную кампанию, обеспечение квартирами молодых семей. По сути не будет сокращен разрыв между минимальной оплатой труда и прожиточным минимумом. Не вырастут пособия по безработице. Между тем расслоение нашего общества достигло критических величин. Доходы десяти процентов наиболее и наименее обеспеченных отличаются в шестнадцать с половиной раз. К тому же основные траты по таким важным статьям, как образование, медицина, физкультура и спорт правительство передает на региональный уровень. Но там с деньгами, как известно, туго, а накопленный госдолг субъектов Федерации зашкаливает за триллион рублей. Выступивший на этом заседании представитель Общественной палаты РФ Валерий Фадеев отметил, в частности: "Логика бюджета - избегать рисков, накапливать средства. Это не позволяет успешно решать задачи модернизации. Не стимулируется аграрное производство, а выделяемые дотации лишь позволят селу хоть как-то выживать. Под вопросом выполнение социальных указов президента", В ответ на последнее замечание А. Силуанов поведал о «хитром маневре» правительства. Часть предвыборных обещаний В. Путина решено исполнить досрочно, за счет бюджета года текущего. Цена такого маневра – тридцать миллиардов рублей. «Мы планируем не от потребностей, а от возможностей», – терпеливо разъяснял оппонентам главный финансист страны. Как и его предшественник Алексей Кудрин, горой стоит он за «подушку безопасности» – Резервный фонд. Он должен составлять не менее семи процентов ВВП. Депутаты предлагали ограничиться пятью процентами. Остальное пустить на расходы «полезные, неотложные». В двух фондах: Резервном, Национального достояния уже свыше пяти триллионов рублей. К концу года от нефтегазовых прибылей сюда поступит около двух триллионов. Эти деньги практически не работают на отечественную экономику. Между тем страна задыхается от их нехватки, заметил председатель Комитета Госдумы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Игорь Руденский. Раздувать расходы, на фоне мирового кризиса нельзя, убеждал А.Силуанов, другие же источники пополнения казны исчерпаны. Так ли это на самом деле? Минфин, экономический блок правительства, отмечали многие участники дискуссии, преувеличивают опасность кризиса. Тем более, что по прогнозам аналитиков, цена энергоресурсов обещает быть для нас благоприятной. Лидер фракции КПРФ Геннадий Зюганов указал и на другие неиспользованные резервы. «Почему, – спросил он докладчика, – у нас до сих пор плоская шкала налогов? На Западе миллиардеры владеют примерно двумя процентами национальных богатств, а в России, «стране социальной справедливости», третьей их частью. Между тем тринадцать процентов берут и с доходов бедного учителя, библиотекаря, и с олигарха». Во всем мире, отметил он далее, применяют прогрессивный налог. В Колумбии платят его даже бандиты, наркомафия. Ввели бы у нас – получили дополнительно минимум полтора триллиона рублей. В Евросоюзе собираемость – 85 процентов, скандинавских странах – не менее 95. Мы не можем достичь даже уровня Восточной Европы. Соберите сполна хотя бы эти тринадцать процентов – еще в казну полтора триллиона рублей. Столько же могла бы дать и монополия на водку. До миллиарда рублей теряем ежегодно только из-за несовершенства госзакупок. Огромные средства бесконтрольно тратятся при строительстве дорог. По числу занятых в бюджетной сфере на тысячу жителей мы превосходим развитые страны. Чего не скажешь об эффективности. Значит, вместе с ростом зарплаты надо предусмотреть и способы оптимизации, повышения отдачи этих структур. Наращивая резервный фонд, в то же время занимаем средства на внешних рынках. В предстоящую трехлетку, по данным Счетной палаты РФ, госдолг может составить 5,7 триллиона рублей. Его обслуживание, погашение потребует свыше 1,6 триллиона рублей. В то же время на счетах федерального казначейства постоянно растут, накапливаются объемы не используемых средств. Картина получается весьма странная, любопытная: государство занимает деньги, хотя они у него есть, и лежат без движения. – Россия напоминает мне человека, который всю свою жизнь экономит на еде, питье, одежде, не заводит семью. И только с единственной целью – копить средства на собственные похороны, – саркастически заметила Оксана Дмитриева. От имени фракции «Справедливая Россия» она предложила альтернативный вариант бюджета. Бездефицитный. За счет сокращения Резервного фонда, госдолга и его обслуживания, других источников пополнения казны. Парламентское большинство поддержало детище правительства. – Одобренный проект – компромисс между экономическими возможностями, рисками и гарантиями выполнения социальных обязательств, – пояснил нам в кулуарах руководитель фракции «Единая Россия» Андрей Воробьев. Первое чтение – лишь начало дискуссии. Рассмотрены концепция бюджета, направления финансовой политики. Во втором речь уже пойдет о распределении средств по конкретным статьям, адресам, регионам. Споры при таком «дележе» чрезмерно накаляются, затягиваются на долгие часы. Александр Платошкин, спецкорр. Москва.



← Назад в раздел