Время экономить

С прицеломна будущее В ходе первого чтения депутаты обсуждают основные параметры бюджета: доходы – 63,787 миллиардов рублей, расходы – 67,462 миллиарда рублей, дефицит – 3,675 миллиардов рублей. Пресловутое «затягивание поясов» авторы проекта несколько отложили, запланировав принятие бездефицитного бюджета лишь в 2014 и 2015 годах. К слову, впервые в Приморье разработан трехлетний бюджет. Этим самым осуществлен переход к среднесрочному планированию. Таким образом предполагается повысить эффективность государственных трат. Рост собственных доходов краевого бюджета в будущем году составит 12 процентов. В сравнении с 2012 годом налоговые и неналоговые доходы вырастут на 5,7 миллиардов рублей и составят 52 миллиарда рублей. А вот безвозмездные поступления из федерального бюджета сократятся до 11,5 миллиардов рублей. На реализацию действующих программ в 2013 году предусмотрено 24,9 миллиардов рублей, что на 20 миллиардов меньше, чем в 2012. На это повлияло и завершение мероприятий по подготовке к саммиту АТЭС, и окончания программ модернизации, и ряд других причин. В итоге меньше средств в новом году получит сельское хозяйство и рыболовство (19,5 процентов), здравоохранение (28,6), почти в два раза сократятся расходы на услуги ЖКХ (43, 79) и на 85 процентов – траты на культуру и кинематографию. Муниципалитетам предложат помощь 16 октября заседание комитета по бюджетно-налоговой политике и финансовым ресурсам прошло в расширенном составе. В обсуждении проекта приняли участие также главы муниципальных образований и председатели представительных органов городов и районов Приморья. Основные вопросы обобщил председатель правления Совета муниципальных образований Приморья, глава Уссурийского городского округа Сергей Рудица. По его словам, главная проблема муниципалитетов – недостаток финансовых средств на выполнение своих полномочий, обостряется с каждым годом. Из-за отсутствия финансовых средств под вопросом реализация закона о бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям, так как у муниципальных образований нет возможности оформить их и обеспечить необходимую инфраструктуру. Тяжелым бременем на бюджеты муниципальных образований ложится исполнение судебных решений по ремонту жилья, не хватает средств на ремонт дорог, высокий процент софинансирования из местного бюджета не позволяет участвовать в целевых программах - вот неполный перечень муниципальных бед. Совет муниципальных образований даже подготовил предложения по корректировке краевого закона о межбюджетных отношениях. В их числе – проведение анализа полномочий, увеличение нормативов налоговых отчислений в бюджеты муниципальных образований, пересмотр методики расчета субвенций городам и районам. Как пояснил председатель Законодательного Собрания Виктор Горчаков, предложения муниципальных образований рассматриваются. В администрации края по поручению губернатора продолжается работа по анализу полномочий и их финансового обеспечения. Однако директор департамента финансов Приморского края Татьяна Казанцева считает, что критикуя администрацию края, главы муниципальных образований, во многом лукавят. – В текущем году финансирование здравоохранения перешло на краевой уровень, – объяснила Казанцева. – Таким образом, у муниципалитетов высвободились средства в объеме 3,2 миллиарда рублей, которые они могут направить на свои текущие расходы. Общий объем бюджетов муниципалитетов – 22 миллиарда рублей, 50 процентов они дополнительно получают в виде субсидий, то есть мы помогаем муниципалитету исполнять его полномочия. И если перейдем на 95-процентное софинансирование, то, наверное, надо рассматривать вопрос, нужны ли там главы, если все за них должен финансировать край. Тем не менее законодатели считают необходимым внести изменения в соответствующее постановление администрации и изменить уровень софинансирования государственных программ из краевого и местного бюджетов в соотношении 90 и 10 процентов соответственно. Органам местного самоуправления депутаты предлагают разработать и включить в проекты бюджетов необходимые программы и направить в Белый дом предложения по их включению в краевые госпрограммы на условиях софинансирования. Как отметил председатель комитета по бюджетно-налоговой политике и финансовым ресурсам Галуст Ахоян, достаточно большой перечень вопросов депутаты направят губернатору, чтобы при подготовке ко второму чтению могли быть учтены замечания профильных комитетов и муниципалитетов. Бюджет скромный,но социальный Так или иначе, но проект краевого бюджета сохраняет социальную направленность. Значительная часть средств – 60 процентов от общей суммы расходов – в 2013 году и в последующий период будет направляться на социальную поддержку (16 млрд.), образование (12 млрд.), здравоохранение (9,5 млрд.), физическую культуру и спорт (2 млрд.). В проект включены новые расходные обязательства. Так, впервые с 2013 года в Приморском крае будет выплачиваться региональный материнский капитал, на эти цели предусмотрено 248,5 млн. рублей. Чуть меньше – 172 миллиона рублей – запланировано на ежемесячные денежные выплаты в случае рождения третьего ребенка или последующих детей в семьях с низким доходом. Тем не менее, как отметила вице-губернатор Приморского края Ирина Василькова, бюджет выглядит довольно аскетичным – Не согласованы пока предложения департамента образования на сумму более 1,5 миллиардов рублей, расходы на программы в области здравоохранения, не предусмотрены средства на обеспечение полноценным питанием беременных женщин, повышение заработной платы работникам культуры и многие другие цели, – отметила она. По словам председателя комитета по регламенту, депутатской этике и организации работы Законодательного Собрания Константина Межонова, сейчас существуют ряд программ, которые прописаны в федеральном бюджете, но отсутствуют в проекте краевого. Так, в разделе «Образование» не урегулированы вопросы по финансированию роста заработной платы, расходам на малокомплектные школы, дистанционное обучение, поддержку одаренных детей. Есть вопросы по поддержке опекунов, приемных семей, детей-сирот. Предложений у депутатов масса. Так, было рекомендовано предусмотреть 1,6 млрд. рублей на содержание сети учреждений системы здравоохранения. Эти средства, по мнению народных избранников, необходимо направить на оборудование хосписов, содержание коек сестринского ухода, скорой медицинской помощи, специализированной медпомощи, закупку автомобилей скорой помощи и модульных фельдшерско-акушерских пунктов. В своих рекомендациях к законопроекту депутаты обращают внимание и на поддержку культурной сферы. В частности, они предлагают с 1 января 2013 года повысить на 30 процентов заработную плату работникам учреждений культуры, искусства и образования и направить на эти цели 88 млн. рублей. Селу мало денег Депутаты комитета по продовольственной политике и природопользованию не одобрили сокращение расходов на сельское хозяйство и рыболовство. По мнению парламентариев, для эффективной работы сельского хозяйства Приморью необходимо увеличить расходы на поддержку сельхозпроизводства на 805 млн. рублей, на развитие рыбохозяйственного комплекса – на 357 млн. рублей. Директор департамента сельского хозяйства и продовольствия Андрей Бронц подчеркнул, что новая программа по поддержке сельского хозяйства находится у экспертов в стадии разработки. – Действие программы по поддержке сельхозтоваропроизводителей заканчивается в этом году, а новая пока не утверждена, – объясняет начальник департамента финансов Татьяна Казанцева. Между тем, определены четкие сроки прохождения всех стадий формирования бюджета. Поэтому это направление будет финансироваться в рамках госпрограмм. То же самое по «рыбакам», их программа также завершается в нынешнем году. В проекте краевого бюджета есть строка «внепрограммные мероприятия», в ней заложено 935 млн. рублей, они предполагают реализацию полномочий субъекта в данной области. – На сегодняшний день ни депутаты, ни главы муниципальных образований не понимают, каким образом будет вестись финансирование, распределяться денежные средства, – считает председатель комитета по продовольственной политике и природопользованию Евгений Зотов. – Программа до сих пор находится на стадии согласования в администрации Приморского края. По разделу «Национальная экономика» расходы на сельское хозяйство и рыболовство сокращены на 705 млн. рублей. Мы же намерены поднимать экономику края, вкладывать деньги в производство, переработку. Дефицит будет, вопрос в его размере Между тем, разработчики проекта бюджета признают, что он не является образцовым. Большинство вопросов вызывает тот факт, что те программы, которые должны определять базовые расходы, до сих пор не утверждены. – Требования Бюджетного кодекса и жесткие сроки рассмотрения законопроекта не позволяют нам ждать, когда будут внесены программы, и мы вынуждены работать в таком режиме, – говорит Виктор Горчаков. – Конечно, бюджет должен быть наполнен конкретными расходами и можно предположить, что его основные параметры ко второму чтению изменятся. Либо мы будем пересматривать программы либо увеличивать дефицит, другого пути я не вижу. С таким же предложением – увеличить расходы – выступал ряд депутатов. Однако это мнение далеко не единодушное. По мнению депутата Сергея Сопчука, если нет предложений по увеличению доходов бюджета, проект надо принимать в первом чтении и начинать работу по корректировке расходной части. – Я категорически против увеличения дефицита бюджета, поскольку в этом случае мы даем возможность краевой администрации достаточно вольготно распоряжаться средствами бюджета без нашего участия, – сказал Сопчук. – Поэтому надо действовать последовательно, принимать проект в первом чтении, а все, что касается распределения внутри разделов оставить для дискуссии во втором. Так или иначе, 31 октября состоится очередное заседание краевого Законодательного собрания, где продолжится обсуждение проекта бюджета. Ольга ОСТРОВЕРХ.



← Назад в раздел