Речной форпост Востока России

Амурское государственное бассейновое управление водных путей и судоходства – одна из старейших организаций на территории Дальнего Востока, которой в этом году исполняется 112 лет. С первых дней своего существования Амурское водное управление поставило перед собой задачу обеспечить безопасные судоходные условия на дальневосточных реках. Для этого разрабатывались меры по углублению, уборке фарватеров и выпрямлению русел рек. Приобретался за границей и строился в собственных судоремонтных мастерских свой технический флот. Сегодня коллектив управления решает вопросы транспортного процесса и грузовых операций, осуществляет дипломирование и аттестацию работников речного транспорта, а также эксплуатацию гидротехнических сооружений. Возвращение России на Амур планировал в свое время Петр Великий, но осуществили замысел присоединения Приамурья к Российской империи контр-адмирал Геннадий Невельской и губернатор Восточной Сибири Николай Муравьев. С тех пор начался период исследований и освоения дальневосточных земель. Амурская экспедиция установила, что Амур судоходен на всем своем протяжении и открыт для входа морских судов, но для усиления безопасности требовалось выполнение регулярных мероприятий по улучшению судоходных условий. С 1894 года такие мероприятия носили уже систематический характер. На Амур была командирована экспедиция Ведомства Путей сообщения, а через два года в его состав вошло «Управление работ по улучшению судоходных условий на реках Амур, Шилка и Уссури». В годы Великой Отечественной войны большая часть рабочих и инженеров Амурского бассейнового управления ушли на фронт. Пять путейских пароходов вместе с экипажами были приписаны к Амурской военной флотилии для оказания поддержки воинским частям в боях с Японией. Анализируя вклад Управления водных путей Амурского бассейна в развитие судоходства на Дальнем Востоке, можно оценить, насколько организованно выполнялась работа. Путейцы управления имели собственную типографию. На крупных пристанях они вывешивали бюллетени о состоянии водного режима на реках. В обязанности организации входили надзор, учет и расследование аварий на реках, а также проверка знаний судоводителей и механиков. По всем речным магистралям изданы судоходные карты, включившие указания фарватеров и сложных участков. Путейцы Амура доказали – на всем протяжении нижнего течения реки могут ходить коммерческие суда со значительной осадкой, что позволяет связать промышленные центры Хабаровского края с побережьем Охотского моря и Сахалином. Водные пути Амурского бассейна протяженностью 7285 километров проходят в границах пяти федеральных субъектов: Забайкальского, Приморского и Хабаровского краев, Амурской области и ЕАО. При этом 2714 пограничных с КНР километров на участках рек Амгунь, Амур и Уссури обслуживаются совместно с китайскими путейцами. Амурские специалисты с первых дней своей деятельности понимали, что великая речная магистраль восточной окраины России должна иметь надежный и глубокий выход в Тихий океан, поэтому изучали и описывали реки Дальнего Востока. Главным препятствием для судоходства на реках Амурского бассейна долгое время являлись каменные гряды и подводные скалы. Их убирали вручную зимой и летом. Но сегодня на смену тяжелому труду путейцев пришли современные технологии и оборудование. Начиная с 1964 года продолжается модернизация, а материальная база управления пополняется новыми земснарядами. За последние 20 лет паровой землечерпательный флот был заменен на дизель-электрический. С 1978 по 1988 год выполнены масштабные работы по углублению переката на Среднем Амуре, что открыло путь угольным караванам Амурского речного пароходства в течение всей навигации. Путейцы Амура принимали участие в реализации проектов «Сахалин-1» и «Сахалин-2», обеспечив достаточную ширину и глубину судового хода для безопасной транспортировки буровых платформ. В 2009 году в Китае состоялось 50-е совещание, на котором рассмотрены и согласованы вопросы выполнения всех видов путейских работ, включая дноуглубительные и изыскательские работы для безопасности плавания судов двух стран. В рамках государственного контракта на Амурском судостроительном заводе завершено возведение судна экологического мониторинга с автоматизированным комплексом «Амур-акватория» для проведения гидрографических и картографических работ с глобальными навигационными системами «ГЛОНАСС» и GPS. На основании полученных материалов создаются электронные навигационные карты водных путей Амурского бассейна. Выполняются работы по обеспечению безопасности судоходства в районах Благовещенска и Комсомольска-на-Амуре. Подводя итоги очередной навигации, можно с уверенностью сказать: путейцы Амура выполнили поставленные Росморречфлотом задачи. Последние три года ФГУ «Амурское государственное бассейновое управление водных путей и судоходства» возглавляет Александр Анатольевич Савин, который прошел трудовой путь от моториста-рулевого теплохода до сменного помощника капитана – мастера пути. Работая первым заместителем руководителя ФГУ «Амурводпуть», он координировал проведение дноуглубительных работ, дноочистительных и изыскательских работ на реках Амурского бассейна. С 2009 года он является председателем Смешанной российско-китайской комиссии по судоходству на пограничных реках. Контролируя проведение полевых работ по демаркации государственной границы между Россией и КНР, внес свой вклад в принятие решений в интересах нашей страны. По инициативе Александра Савина в план работы госкомиссии включена организация гидролого-морфологического обследования водотоков пограничных участков с целью выявления основного фарватера в результате деформации русла реки Амур и береговой полосы. За вклад в развитие внутренних пограничных водных путей Амурского бассейна он награжден знаками «Отличник речного флота», «Почетный работник речного флота», «Почетный работник транспорта России» и «Заслуженный работник транспорта». Немало в коллективе организации и других заслуженных работников речного транспорта. Среди них первый заместитель ФГУ «Амурводпуть» М. Трегубов, заместители руководителя О. Милевский, А. Кириченко, начальник службы безопасности судоходства Е. Путько и начальник службы пути Н. Лобастов. Значительный вклад в развитие предприятия внесли ветераны А. Аксенов, В. Поздняк и М. Бердник. Немалых достижений добились экипажи теплоходов «Хрустон» и «Пингвин». В этом году и с января 2013 года в федеральное законодательство вносятся серьезные изменения, что связано с рядом аварий на реках России. – Затронули Кодекс и ужесточения требований в части совершенствования международных экологических норм, – отмечает Александр Савин. – Так, судовладелец для предотвращения загрязнения с судов нефтью или нефтепродуктами и ликвидации последствий такого загрязнения обязан разработать в отношении судна план чрезвычайных мер и обеспечить выполнение такого плана в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти. Контроль над исполнением плана возложен на Администрацию бассейнов внутренних водных путей. С 2013 года вводятся изменения в системе управления безопасностью судов. Теперь капитан судна, плавающего под флагом России, должен быть гражданином РФ с дипломом капитана. Капитанам судов, осуществляющих перевозку опасных грузов, в том числе буксируемых на несамоходных баржах, необходимо иметь при себе свидетельство об аттестации капитана судна внутреннего плавания, выдаваемое органом власти на транспорте. Законодатель дополнил нормы требованием в части спасательных операций, в том числе по обезвреживанию грузов, а также в части страхования или финансового обеспечения судна. С 2013 года вводится норма в отношении назначения страховщиком экспертизы судна и доступа экспертов на судно и к судовой документации. Полномочия нашей организации расширяются в связи с политикой повышения безопасности судоходства, что является важнейшей задачей ФГУ «Амурское государственное бассейновое управление водных путей и судоходства». Во исполнение требований Федерального закона 131-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» на внутренних водных путях Амурского бассейна начато осуществление государственного портового контроля. В структуре «Амурводпути» введена должность заместителя руководителя – капитана речного бассейна. Образована служба портового контроля и регистрации судов, в состав которой вошли отдел регистрации судов, Инспекция государственного портового контроля портов Хабаровск, Благовещенск, Комсомольск-на-Амуре и Николаевск-на-Амуре. Заместителем руководителя – капитаном Амурского бассейна внутренних водных путей назначен Михаил Трегубов. Подразделения инспекции укомплектовываются средствами связи, мебелью, офисной техникой. 12 сентября в рамках рабочей поездки на Дальний Восток заместитель министра транспорта РФ В. Олерский посетил Хабаровск. На совещании обсуждались вопросы по ведению и организации портового контроля, перспективы развития внутренних водных путей, портовой деятельности, проблемы, препятствующие развитию портовой инфраструктуры и пунктов пропуска в Амурском бассейне. В ходе совещания заслушан доклад М. Трегубова об организационно-штатных мероприятиях ФБУ «Амурводпуть» по обеспечению портового контроля. Рассмотрены вопросы социальной защиты инспекторского состава, взаимодействия контролирующих и надзорных органов по безопасности судоходства. Министр промышленности и транспорта Хабаровского края В. Быченко доложил о программах обновления и строительства речного флота. Руководитель ФБУ «Амурводпуть» А. Савин сделал доклад по проблемным вопросам российско-китайского сотрудничества в области водного транспорта, в том числе и вопросам развития судоходства на пограничных реках. Андрей СМИРНОВ. г. Хабаровск



← Назад в раздел