«Впереди большие перспективы»

Дальний Восток и Сибирь обладают природными богатствами, способными поднять экономическую мощь России и активизировать ее взаимодействие со странами Азиатско-Тихоокеанского региона и Европы. Сегодня здесь активно осваиваются нефтегазовые, угольные и железорудные месторождения, прокладываются линии Амуро-Якутской железнодорожной магистрали. Федеральными целевыми программами, помимо добывающих мощностей, предусматривается строительство объектов промышленного сектора, в том числе нескольких металлургических предприятий. Ключевое значение в этой связи приобретает транспортная инфраструктура, и, в частности, возрастает привлекательность создающегося Ванино-Советско-Гаванского транспортно-промышленного узла, в развитии которого значительную роль играет ФГУП «Росморпорт» в лице своего Ванинского филиала. Ванинский филиал ФГУП «Росморпорт» начал работать с 1 июня 2004 года. В его хозяйственном ведении находятся гидротехнические сооружения морских портов, система управления движением судов, служебно-вспомогательный флот и другие основные средства морских портов, которые не подлежали приватизации. Главной задачей ФГУП «Росморпорт» является оказание государственных услуг в морских портах. Сегодня ФГУП «Росморпорт» успешно обеспечивает предоставление комплексных услуг судам в морских портах Ванино, Советская Гавань, Де-Кастри, Николаевск-на-Амуре и лоцманских услуг в порту Охотск. Эти порты расположены на западном побережье Татарского пролива и имеют различные возможности своего функционирования. Три самых крупных из них - Ванино, Советская Гавань и Де-Кастри - являются портами круглогодичного действия, а Николаевск-на-Амуре и Охотск - сезонными, работающими с июня по ноябрь из-за сложной ледовой обстановки. Из пяти портов Хабаровского края только два – Ванино и Советская Гавань – связаны железной и автомобильной дорогами с транспортной сетью Дальнего Востока России. В настоящее время ведется строительство автомобильных дорог, связывающих остальные порты с транспортной сетью региона. Филиал от имени ФГУП «Росморпорт» осуществляет следующие основные виды деятельности: организует эффективное использование федерального имущества в морских портах, которое передано ему в хозяйственное ведение; осуществляет контроль над сохранностью предоставленного в аренду стивидорным компаниям федерального имущества морских портов, его надлежащим содержанием, целевым и эффективным использованием, а также соблюдением арендатором условий договора аренды; выполняет безопасную эксплуатацию закрепленных за ним гидротехнических сооружений, систем обеспечения безопасности мореплавания и других объектов портовой инфраструктуры; принимает участие в разработке и согласовании в установленном порядке генеральных схем, стратегических планов, технико-экономических обоснований развития, реконструкции, модернизации и технического перевооружения транспортно-технологических перегрузочных комплексов морских портов и других объектов и сооружений прибрежно-портовой инфраструктуры; выполняет функции заказчика-застройщика при реконструкции, модернизации и техническом перевооружении транспортно-технических перегрузочных комплексов портов и других объектов и сооружений прибрежно-портовой инфраструктуры; осуществляет технический надзор за строительством, участвует в работе государственных комиссий по выбору площадок строительства и сдаче портовых объектов в эксплуатацию; проводит дноуглубительные работы с целью обеспечения безопасности судоходства и поддержания объявленных глубин акваторий морских портов, причалов, подходных каналов, проводит водолазные работы; осуществляет ремонт, реконструкцию и новое строительство зданий и сооружений производственного и социально-бытового назначения; занимается экологическим обслуживанием акватории портов, приемом всех видов судовых отходов; взимает все государственные портовые сборы, которые являются источником финансирования всех видов его деятельности. В целях обеспечения безопасности плавания судов, предотвращения происшествий, а также защиты морской среды в Филиале создана и работает во всех портах лоцманская служба. Лоцманы базируются в портах Ванино, Де-Кастри и Николаевске-на-Амуре. Ванинский филиал ФГУП «Росморпорт» является одним из наиболее крупных морских предприятий Хабаровского края, осуществляет свою деятельность в пяти морских портах края. При непосредственном участии Филиала в наши порты пришли инвесторы, которые вкладывают или намереваются вложить свои средства в развитие портовой инфраструктуры. Сегодня предприятие активно участвует в создании современных перегрузочных портовых мощностей, содействует увеличению доходов от предоставляемых транспортных услуг. Наращивая свои доходы на поле портового бизнеса, оно направляет средства на совершенствование транспортной инфраструктуры портов, развитие сервиса для российских и иностранных судов и обеспечение безопасности мореплавания, осуществляя лоцманские проводки судов во всех морских портах края, в Амурском лимане и Сахалинском заливе. Новым важным этапом в развитии отечественных морских портов может стать создание в них особых экономических зон, в которых за счет наличия условий для эффективной работы будет обеспечен значительный рост портовых мощностей и грузооборота. Кроме того, это даст возможность организовать здесь строительство не только новых причалов, но и промышленных объектов по переработке сырья, выпуску готовой продукции и полуфабрикатов. Большие перспективы открываются у предприятия с созданием в Советской Гавани первой в России портовой особой экономической зоны. Здесь есть место и для нашей работы. Мы ожидаем, что она обеспечит более выгодные условия для работы и занятий бизнесом, привлечет дополнительные инвестиции и юридическую защиту. Международный опыт доказывает всю состоятельность создания подобных зон. В связи с наличием более полутора тысяч гектаров свободных земель, примыкающих к морскому побережью Ванино-Советско-Гаванского транспортного узла, представляется уникальная возможность создания здесь свободной портовой зоны. Несомненно, наряду с реализацией других проектов это положительно отразится на укреплении региональной экономики и сформирует прочную основу для развития производительных сил Дальнего Востока России. В настоящее время одной из приоритетных задач развития транспортно-промышленного комплекса Хабаровского края является развитие Ванино-Советско-Гаванского транспортно-промышленного узла, которое неразрывно связано с реконструкцией и увеличением загрузки Байкало-Амурской магистрали, дальнейшим развитием портовых мощностей и припортовой инфраструктуры. Порты Ванино и Советская Гавань расположены на материке в центральной части Татарского пролива, куда выходят все морские и сухопутные транспортные пути региона. Порты имеют выход по железной дороге на Транссибирскую и Байкало-Амурскую магистрали, а по строящейся автомобильной дороге Лидога - Ванино - на единую сеть автомобильных дорог России. Ванино-Советско-Гаванский транспортно-промышленный узел наряду со сложившимися транспортными связями имеет прекрасные природно-географические условия и обширные свободные территории для дальнейшего развития морских портовых мощностей и припортовой инфраструктуры. Уже сегодня, после выхода на проектную мощность балкерного терминала ЗАО «Дальтрансуголь» в порту Ванино, на существующих причалах узла можно перерабатывать около 30 млн. тонн грузов в год. Сегодня в портах сочетаются передовые технологические решения с устаревшими портовыми причалами 60 - 70-х годов прошлого века. Для информации: срок службы причала –в среднем 50 лет. Дело в том, что причалы проектируют и строят под расчетные (конкретные) суда, фактически под требования времени. В 60 - 70-х годах прошлого века флот был совершенно другим. И если длина судна еще позволяет ему стоять у причала, то по осадке далеко не каждое судно сможет пришвартоваться к этому причалу. Необходима реконструкция. В 2008 году в рамках Федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России» из государственного бюджета были профинансированы проектные работы по строительству и реконструкции объектов федеральной собственности в сумме 131 млн. рублей. Только реализация этих проектов позволит увеличить пропускную мощность причалов Ванинского порта на 5 млн. тонн в год. На очереди – разработка проектных решений по реконструкции береговых сооружений автомобильно-железнодорожного и паромного сообщения Ванино - Холмск (о. Сахалин). Финансирование осуществляется также из государственного бюджета в рамках Федеральной целевой программы «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года». После реконструкции паромного комплекса, а она будет проведена как в Ванино, так и в Холмске, причем с постройкой новых судов-паромов, можно будет, на наш взгляд, прекратить разговоры о ее ненадежности и поиске альтернативных решений. Кроме государства в развитии транспортно-промышленного узла активное участие принимают частные инвесторы, реализующие или готовые вложить свои средства в проекты по строительству перегрузочных комплексов до 100 - 120 млн. тонн грузов в год до 2025 года. При этом в порту Ванино перспективный объем грузопереработки составит более 90 млн. тонн в год к 2020 году при прогнозируемом объеме в 2012-м – около 20,5 млн. тонн. В 2011 году переработано 18,9 млн. тонн грузов. За счет чего же увеличится объем грузопереработки? Вот перечень основных инвесторов и их объектов: 1. Мощность действующего балкерного терминала ЗАО «Дальтрансуголь» возрастет к 2020 году до 25 млн. тонн грузов в год. 2. В Ванино будет построен транспортно-перегрузочный комплекс ООО «Саха (Якутская) транспортная компания» с грузопереработкой до 16,3 млн. тонн железорудного концентрата и 18,06 млн. тонн угля в год. Проект строительства транспортно-перегрузочного комплекса включает в себя две очереди: – первая очередь - строительство терминала с расчетным грузооборотом 16,36 млн. тонн в год. Начало строительства – 4-й квартал 2012 года, ввод в эксплуатацию – 3-й квартал 2014 года; – вторая очередь – строительство терминала с расчетным грузооборотом 18,00 млн. тонн в год. Начало строительства – 3-й квартал 2014 года, окончание строительства – 2016 год. 3. Намечено строительство специализированного портового перегрузочного комплекса навалочных и генеральных грузов производительностью 25 млн. тонн в год. Имеется проект морской части. Заказчик – ООО «Мечел-Транс». Начало строительства – 2013 год, окончание – 2020 год. 4. Компания «Ариком» планирует построить терминал по переработке железорудного концентрата мощностью 7 млн. тонн в год на мысе Мария в заливе Советская Гавань. Кроме этих компаний строительство новых портовых мощностей в порту Ванино планируют начать такие компании, как «Трансбункер», «Аркаим», «Базовый элемент» и другие. Кроме того, компания «Аркаим» стала пионером в создании в Ванинской припортовой зоне промышленного предприятия. Летом 2009 года она запустила в эксплуатацию первую очередь комплекса по переработке леса. Проект изначально вошел в число приоритетных в Хабаровском крае, тех, которые направлены на развитие глубокой переработки древесины. Его целью является комплексное использование древесного сырья с объемом переработки до 1,2 млн. кубометров круглого леса. Комплекс включает в себя цех лесопиления и сортировки, сушильные камеры, цех строгания и цеха по производству клееных пиломатериалов. Общая производственная мощность всего оборудования даст возможность выпускать около 600 тысяч кубометров готовой продукции в год. Огромный интерес у инвесторов вызвало сообщение о создании в Советской Гавани первой в России портовой особой экономической зоны, заявка на создание которой в июне 2008 года была признана победителем на федеральном конкурсе по отбору заявок на создание портовых особых экономических зон. Десятки российских и зарубежных компаний выразили свое желанием стать резидентами портовой зоны, готовыми вложить в нее свои финансовые средства. Специалистам известно, что Советская Гавань - почти идеальное место для развития судоремонта, судостроения, баз океанического рыболовства, переработки морепродукции и т. п. Однако прошло уже несколько лет с момента подведения итогов конкурса, но процесс ее создания и обустройства, на наш взгляд, какой-то вялотекущий. Если это связано с отсутствием бюджетных средств, то, по нашему мнению, их на первоначальном этапе создания портовой зоны много не надо. Необходимо покрыть организационные расходы, а инвесторы готовы привлечь средства со стороны. Самое главное – не погубить этот проект из-за затягивания сроков принятия решения. Говоря о развитии Ванино-Советско-Гаванского транспортно-промышленного узла, нельзя не упомянуть о недостаточной провозной способности железной дороги, обслуживающей эти порты. Уже сегодня она не может перевезти то количество грузов, которое могут переработать порты Ванино и Советская Гавань. По нашему мнению, наши коллеги-железнодорожники не очень-то верили, что балкерный терминал ЗАО «Дальтрансуголь» уже в 2011 году сможет выйти на проектную мощность. С вводом в строй новых портовых мощностей дефицит провозной способности будет только увеличиваться. То, что сейчас сказано, не камешек в огород соседа. Мы знаем, какие усилия предпринимают наши коллеги для устранения дефицита провозной способности. Даже в условиях кризиса размеры капитальных вложений колоссальны так же, как и объемы работ. Для перспективного развития провозной способности железной дороги, вызванного наращиванием портовой инфраструктуры, ОАО «Российские железные дороги» реализует проект реконструкции участка Оунэ - Высокогорная со строительством Кузнецовского обхода длиной 27 км, в том числе тоннель длиной 3,9 км на линии Комсомольск-на-Амуре - Советская Гавань с использованием механизма государственно-частного партнерства. Строительство объекта начато в 2008 году и рассчитано на пять лет. Есть уверенность, что тоннель заработает уже в октябре текущего года. Но хочется большего, хочется второго пути. Лед вроде бы тронулся. О развитии БАМа и Транссиба еще в начале августа говорилось на совещании в Омске с участием премьер-министра Д.А. Медведева. Глава правительства дал поручение Минтрансу, Минэкономразвития и РЖД разработать схемы привлечения инвесторов для развития транспортного коридора на Дальнем Востоке и в Сибири. Конечно, все эти проекты развития транспортного комплекса Хабаровского края появились не на пустом месте. Правительством Хабаровского края велась и ведется огромная работа по развитию экономики региона, в том числе и Ванино-Советско-Гаванского транспортно-промышленного узла. Большие надежды мы возлагаем и на созданное Министерство Российской Федерации по развитию Дальнего Востока, которое возглавил опытный хозяйственник и политик, полномочный представитель Президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе В.И. Ишаев. Вся его трудовая деятельность связана с Дальним Востоком, и все проблемы региона он знает не понаслышке. В заключение могу сказать, что только слаженная работа государственных органов, портовиков, железнодорожников, энергетиков, грузоотправителей, инвесторов позволит осуществить намеченное.



← Назад в раздел