Морской - значит лучший

Традициям верны, традициями сильны Морской университет – один из тех вузов, без которых, наверное, невозможно себе представить Владивосток. Так же, как без стоящих в гавани кораблей, без гудков и шумов порта, без моря… – Наш вуз, без преувеличения, – старейший во Владивостоке, – говорит Сергей Огай, – первым учебным заведением Владивостока были Александровские мореходные классы. Мы их непосредственные преемники, и на нашем логотипе указан год основания – 1890. Исторически доказанная дата, наш приоритет и наша гордость. – Для владивостокцев, особенно тех, кто старше 30 лет, ваш вуз остается ДВВИМУ. Им гордятся, его уважают. Очень многие специалисты, которые сегодня успешны и в бизнесе, и во власти, уважаемы приморцами, учились и окончили ДВВИМУ. Что от ДВВИМУ осталось в МГУ? – Ваш вопрос в самую точку! Мы считаем, что основным достоинством и основным отличием нашего учебного заведения как морского ВУЗа являются морские традиции и бережное к ним отношение. Первая и самая важная традиция, которую мы пестуем и бережем – уклад жизни курсантов. Основная часть наших учащихся – курсанты – живут так, как это было принято при подготовке специалистов для российского флота. И, несмотря на веяния времени и на то, что это дорогое удовольствие, курсанты все годы учебы вместе в общежитиях, в учебных группах, в ротах у них есть командиры и наставники. Курсанты носят форму и находятся на полном государственном обеспечении. Сохранять такую систему подготовки специалистов для флота нам позволяет наличие кафедры военно-морской подготовки. Это на сегодняшний день наше огромное преимущество. Мы сумели сохранить кафедру в те времена, когда по всей стране в вузах их уменьшили чуть ли не в десять раз. Для университета это не просто дополнительное преимущество, которое позволяет молодым людям, успешно прошедшим военную подготовку, получить вместе с дипломом об окончании ВУЗа лейтенантские погоны, как офицера запаса, но и успешно выстраивать последующую карьеру с этим явным преимуществом. И еще в состав военно-морской кафедры всегда входил организационно-строевой отдел – система обеспечения воспитательных функций для курсантов. Сегодня Федеральным агентством морского и речного транспорта перед нами поставлена задача распространения курсантской подготовки на остальную часть обучающегося контингента - на студентов. Конечно, здесь есть объективные трудности, например, материальные. На обмундирование и питание курсантов выделяются средства из бюджета, а для студенческого контингента – нет. Пока мы не нашли возможности, чтобы реализовать эту идею, но будем стараться как минимум обеспечить всех студентов формой. – Замечательная традиция! И, я полагаю, далеко не единственная? – Безусловно. Еще одна традиция нашего вуза – проведение гребно-парусной регаты, нашего главного спортивного праздника. И в этой регате сегодня с большим успехом принимают участие не только курсантские, но и студенческие команды. Регата – азартное, веселое, привлекающее всеобщее внимание мероприятие, и мы делаем все, чтобы развивать эту традицию. Есть у нас традиция посвящения в курсанты. Конечно, сегодня каждый ВУЗ устраивает некий ритуал посвящения первокурсников, но в нашем ВУЗе он проводится очень много лет! Новенькие – будущие курсанты – прибывают в вуз в начале сентября, проходят подготовку и примерно в конце месяца посвящаются в курсанты. На это событие приглашаются не только родители, но и обязательно -–представители морской общественности Владивостока. А в последние годы традицией стало присутствие на церемонии высоких гостей из нашего Агентства, министерства транспорта. В этом году посвящение в курсанты состоится 22 сентября, по окончании Совета. На нем будут присутствовать руководитель Федерального агентства морского и речного транспорта Александр Давыденко, представители министерства транспорта. Будущие курсанты с начала сентября учатся строевому шагу, учат гимн Морской академии (именно в этой структуре сосредоточен курсантский состав), клятву курсанта. 22 сентября будет очень насыщенным для коллектива Морского университета: с утра пройдет освящение места, где будет построена часовня святого Николая Чудотворца (мы проводили консультации с епархией, выбрали место под строительство, согласовали его с городскими архитекторами), а затем начнется церемония посвящения в курсанты. Она пройдет в актовом зале ВУЗа. Для родителей, так как зал небольшой, устроим видео-трансляцию праздника. Затем на плацу будет общее построение всего курсантского состава, руководитель Агентства примет парад, а затем будут вручены зачетные книжки и курсантские билеты. От судовождения до морского права – Сергей Алексеевич, сохранили ли вы специальности, которые получали курсанты в ДВВИМУ, добавили ли новые и почему? – Все специальности, которые были в ДВВИМУ: судовождение, эксплуатация энергетических установок, электрооборудования судов, радио-специальности сохранены в полном объеме. Конечно, они претерпели изменения - таковы веяния времени. Я сам был курсантом ДВВИМУ, заканчивал судомеханический факультет как судоремонтник. Сегодня появились несколько специальностей и специализаций именно судоремонтного профиля. Мы стараемся усилить это направление: готовим уже не только специалистов в области ремонта машин и механизмов, но и судоремонтников-корпусников. МГУ им. адм. Г.И. Невельского, если говорить современным языком - это кластер специализаций для морского флота и мы стараемся его закрыть максимально полно. Замечу, что первыми в России среди вузов Речморфлота мы получили звание университета. Это о многом говорит. Очень сильной в ВУЗе является школа подготовки морских экологов. Начиналась она с научно-исследовательского центра в области морской экологии, затем появилась система повышения квалификации, подготовки и переподготовки специалистов в области морской экологии, в частности, мы организовали сертифицированные курсы повышения квалификации для тех, кто занимается борьбой с разливами нефти. А сегодня имеем полноценный Институт защиты моря и освоения шельфа. Здесь научные, производственные и образовательные силы сосредоточены на морской экологии и на подготовке специалистов, эксплуатирующих нефтегазовые сооружения, работающие на шельфе. Это весьма востребованное и относительно новое для университета направление. Наша гордость – Морской институт информационных технологий. Здесь есть специальность по информационной безопасности. Конечно, подобных специалистов готовят и в ДВФУ, но я считаю, что мы имеем серьезное преимущество потому что студенты, обучающиеся по этой специальности, могут получить военное образование и на выходе – офицерское звание лейтенанта запаса, что делает их на порядок конкурентоспособнее на рынке труда. Поэтому на эту специальность очень высокий конкурс и средний балл, необходимый для поступления. В этом же институте ведется подготовка системщиков, программистов, радистов… Специальности по управлению портовой деятельностью, которые были в ДВВИМУ, расширились, появились специальности экономического профиля, менеджмента, и они сосредоточены в Институте экономики и управления на транспорте. Хочу отметить и гуманитарное направление университета. Морской гуманитарный институт хорошо работает. Есть у нас специальности, связанные с морской психологией, очень востребованные у абитуриентов. В ДВФУ на специальности «психология» 20 бюджетных мест, и все заполнены. У нас бюджетных мест на эту дисциплину нет. Тем не менее, мы 15 человек набрали на коммерческой основе. Успешно развивается направление «Юриспруденция», разумеется, с акцентом на специализацию «Морское право». И хотя нашему учебному заведению не дают бюджетных мест на подготовку юристов, тем не менее, приняты на обучение на коммерческой основе две полноценные группы. И это, несмотря на то, что цена на подготовку назначена такая, что в полной мере покрывает себестоимость. Для Дальнего Востока это приличные деньги, тем не менее, мальчишки и девчонки стремятся учиться у нас, понимая, что по окончании обучения у них есть хорошая возможность получить работу морского юриста не только в российских судоходных компаниях, но и в фирмах стран АТР. Институт международного образования в этом году совершил настоящий прорыв, иначе не назовешь. Партнер России в АТР – Социалистическая республика Вьетнам – направил на обучение в МГУ им. адм. Г.И. Невельского по основной образовательной программе шестерых курсантов. Они надели форму, живут со всеми курсантами в кубриках. Чтобы они могли получать полноценное образование в МГУ, год назад ребята в наших стенах девять месяцев изучали русский язык в Институте международного образования нашего вуза. Надо сказать, что во Вьетнаме эти ребята преодолели громадный конкурс, который организовывала компания «Вьетсовпетро», успешно работающая в добыче нефти и газа. Вьетнамские курсанты – ребята из глубинки, прекрасно осознают выпавший им прекрасный шанс получить высокооплачиваемую специальность, но и свою долю ответственности, ведь на них на родине сделали серьезную ставку. Именно в МГУ, кстати, во время работы саммита АТЭС, побывал Президент Вьетнама. Он заявил, что считает МГУ им. адм. Г.И. Невельского достойнейшим учебным заведением, предоставляющим высочайший стандарт образования, где о курсантах из его страны действительно тепло заботятся. Во время встречи президент сказал этим ребятам, что вы первые шестеро, но за вами должны быть 60, а в перспективе – 600 курсантов из Вьетнама в Морском университете во Владивостоке. Потребность в квалифицированных морских кадрах сейчас во Вьетнаме очень большая. Страна эта и речная, и морская, там работают целые поколения моряков, которым сегодня требуются специальные знания. И нам приятно, что выбор пал на нас. Не могу не упомянуть о факультете водных видов спорта. Конечно, это, на первый взгляд, экзотическая специальность, но полностью соответствующая нашей морской направленности. Мы готовим профессиональных тренеров в водных видах спорта. Группы небольшие – 10-12 человек, однако они составляют ядро профессионалов, которые плотно работают с остальными учащимися: и с курсантами, и со студентами. В Морском университете огромное внимание уделяется спортивной подготовке! И мы не можем не гордиться, тем, что наш выпускник Иван Штыль стал олимпийским призером! Я помню этого парня, он прекрасно учился, очень коммуникабельный, талантливый, уверен, у него впереди немало спортивных побед! Подводя итог, скажу: мы сохранили традиционные морские специальности, и сегодня задача состоит в том, чтобы повысить качество подготовки курсантов и студентов. Сегодня Минобрнауки всерьез озабочено тем, что выпускники, попадая в сферу реальной экономики после студенческой скамьи, оказываются не готовыми к работе, не в состоянии практически применить знания. И даже ставился вопрос о том, чтобы к диплому прилагалось квалификационное свидетельство, подтверждающее, что человек не только знает, но и умеет выполнять то, чему его учили. Так вот, у нас в вузе подобной проблемы нет. Мы уже много лет работаем по такому принципу, когда курсанты проходят реальную практику и имеют реальный плавательный опыт в соответствии с международными конвенциями. Выпускники получают рабочие дипломы, которые позволяют им занимать конкретную должность – к примеру, вахтенного помощника капитана. Этим мы серьезно отличаемся от других вузов, ведь система международно-признанных дипломов уже давно работает в нашем учебном заведении. Красота формы и содержания – Модернизация – сложный процесс и весьма затратный… – Это правда. Но есть необходимость, есть стратегическая задача, мы должны ее решать. Пути решения я вижу такими: часть средств должен выделить федеральный бюджет. В обязательном порядке должны участвовать и наши непосредственные заказчики: судоходные компании. Часть тех средств, которые удается зарабатывать ВУЗу, тоже должна идти на модернизацию. Такой системный подход, думаю, позволит прийти к желаемому результату. Тем более что, если говорить о неких пионерских проектах, мы создали Фонд развития Морского университета, основанный на принципах целевого капитала. Сегодня ядро этого Фонда пока что небольшое, несравнимое с такими вузами, как Гарвард, Оксфорд или МГИМО. Но все же, в прошлом году мы смогли, опираясь на средства этого Фонда, премировать по итогам года 15 лучших студентов и курсантов грантами по 30 тысяч рублей. Сегодня, как мне кажется, особенностью ведомственных вузов, должно быть очень широкое участие в жизни ВУЗа тех заказчиков, которые нуждаются в наших кадрах. Считаю, что Морской университет работает не только для Приморья, но для всего Дальнего Востока. И, готовя кадры для такого огромного региона, мы вправе рассчитывать на широкую поддержку от руководителей предприятий, фирм и организаций, в которых они будут работать. – К слову, о модернизации и изменениях. Я знаю, Сергей Алексеевич, что в дни работы Совета для его участников будет организована морская прогулка на паруснике «Надежда». И вы покажете не только то, какие объекты появились во Владивостоке перед саммитом АТЭС, но и как изменился внешне кампус МГУ им. адм. Г.И. Невельского… – Да. Это наша гордость, наша радость! Во-первых, изменился внешний вид наших корпусов. Но дело не только и не столько в эстетике. Большинство зданий в нашем кампусе были построены несколько десятилетий назад. И вот теперь, сменив облицовку зданий, поставив абсолютно во всех из них новые стеклопакеты, мы получили совершенно другое качество учебных корпусов и общежитий. К примеру, за минувшие десятилетия стены в общежитиях казарменного типа так просолились, что изменилась структура кирпичей. Я помню, что зимой жить в комнатах, выходящих на север, было очень трудно. Зимой вода в графинах замерзала. Стены продувались насквозь. И мы в ротах по очереди жили в кубриках то на южной, то на северной стороне. Сегодня же во всех общежитиях абсолютно равные, комфортные условия. И, замечу, что совсем другие затраты на отопление. Во-вторых, аккуратно заасфальтирована вся территория студенческого городка университета. А перед этим был проведен капитальный ремонт коммуникаций. Это был тяжелый период, но он позади. И я считаю, что такой ремонт – огромное достижение. В-третьих, мы получили абсолютно обновленную спортивную базу. Сегодня на территории городка есть тренажерный комплекс, баскетбольная площадка, вот-вот появится хоккейная, на берегу расположился современный стадион с великолепными внутренними помещениями – раздевалками, душевыми, тренерскими комнатами. В-четвертых, была обустроена гавань. Обновлены причальные стенки, появилось много места для нашего маломерного флота. У нас из всех учебных заведений отрасли наибольшее число учебного флота: имеем ПУС «Надежда» и УПС «Профессор Хлюстин». «Надежду» все знают, второе же судно сейчас готовится к ремонту. Это крепкий корабль, который еще пять, а то и 10 лет прослужит. После ремонта судно сохранит все качества учебного и грузового судна, и сможет участвовать в реализации научных проектов, которые вместе с нашими специалистами будут проводить ученые из Русского географического общества. Плюс у нас почти 30 единиц маломерного флота – яхты. В каждом из экипажей яхт присутствуют курсанты. Фактически мы можем говорить, что в университете есть своя научно-исследовательская флотилия. На «Надежде» работает Дальневосточный плавучий университет со своим оборудованием. Ученые нашего университета с коллегами из ДВО РАН, из Новосибирска, Санкт-Петербурга, а в последние годы и из США, проводят различные научные экспедиции. Мы приобрели яхту «Олимп», серьезно укрепили корпус, оснастили новым двигателем, поставили современное научное оборудование. Таким образом, яхта стала базой, на которой можно проводить постоянный мониторинг прибрежных вод вплоть до начала ледовых условий. У нас есть катер «Галс», на котором установлено стационарное научное оборудование. – А еще, я знаю, у вас есть эстрадный оркестр… Несколько лет назад он играл в Шанхае в павильоне России во время проведения Всемирной выставки… И оркестру аплодировали первые лица КНР и Дмитрий Медведев… – Начну с того, что у нас есть еще и музыкальный взвод! Точнее, всегда существовал. Музыкальный взвод обеспечивал маршевой музыкой все построения, парады и так далее. Он всегда был, есть и будет, кстати говоря, большая конкуренция среди ребят, желающих попасть в музвзвод. Но оркестр, о котором идет речь, которым руководит Анатолий Якименко, – особое явление. Это было, что называется, движение снизу. Коллектив был создан Анатолием, а я поддержал эту инициативу и с удовольствием вижу, каких успехов уже достиг эстрадный оркестр, на каких профессиональных площадках выступает… Им можно гордиться, как, впрочем, и всем нашим Морским университетом. Об этом буду говорить на заседании Совета Федерального агентства морского и речного транспорта. Гипотетически можно себе представить ситуацию, когда наш ВУЗ становится факультетом некого единого на весь Дальний Восток университета. Но тогда, на наш взгляд, будет потеряна целая школа, уникальные традиции подготовки морских кадров, потеряно - и невосстановимо! Ведь за традициями стоит огромный опыт, стоят годы напряженной научной деятельности, трудных плавательных практик, годы уникального труда ученых. Все это обязательно должно быть сохранено! Людмила АЛЕКСАНДРОВА.



← Назад в раздел