«Регион с причалами для АТР»

 

– Какие задачи ставило Правительство РФ перед Федеральным агентством морского и речного транспорта в связи с проведением саммита АТЭС во Владивостоке. Судя по Вашей июньской инспекции во Владивосток, Вы остались довольны результатами проделанной работы? – Действительно задачи ставились масштабные, и проделана большая конкретная работа по реализации мероприятий по созданию морской транспортной инфраструктуры для подготовки и проведения саммита АТЭС-2012 во Владивостоке. Реконструированы фасады и кровли зданий, а также проведено благоустройство территории городка и учебно-спортивного центра парусного и маломерного флота МГУ им. адмирала Г.И. Невельского. Здание университета – своего рода фасад Владивостока, так как его видно как с бухты Золотой Рог, так и с Амурского залива. Проведена реконструкция причалов Владивостокского морского порта, модернизирована система управления движением судов в порту (реконструкция здания радиотехнического поста на мысе Голдобина). Построен грузовой терминал для обеспечения строительства объектов саммита АТЭС-2012 на о. Русский (мыс Поспелова). Все поручения Правительства РФ по подготовке к АТЭС в части морской транспортной составляющей были выполнены, и в целом транспортники получили высокую оценку Президента России за проделанную работу. Созданная и модернизированная инфраструктура будет востребована и после саммита. – Вы немало выступали перед морской общественностью и рассказывали о новых направлениях и подходах к морской транспортной составляющей не только в разрезе саммита АТЭС, но и задач, которые поставлены Президентом и Правительством РФ в отношении всего Дальнего Востока. Что планируется сделать в части развития дальневосточных портов? – Развитие транспортной инфраструктуры на Дальнем Востоке является одной из приоритетных задач социально-экономического развития России. Ряд проектов по созданию портовой инфраструктуры на Дальнем Востоке включен в Федеральную целевую программу «Развитие транспортной системы России (2010-2015 гг.)» и Федеральную целевую программу «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года». В настоящее время разрабатывается государственная программа «Социальное развитие Дальнего Востока и Байкальского региона», где особое внимание будет уделено этому вопросу. Основная задача – это развитие портов для обеспечения потребности экономики в перевалке грузов. Мощность российских дальневосточных портов в последние годы существенно выросла и на начало 2012 составляла 164,5 млн. тонн, что было достигнуто за счет ввода в эксплуатацию ряда крупных портовых комплексов. Среди них – нефтяной терминал в порту Де-Кастри, терминалы для отгрузки нефти и сжиженного природного газа в порту Пригородное, первая очередь морского терминала Козьмино в порту Восточный, угольный терминал в бухте Мучке в порту Ванино. В 2011 году суммарный грузооборот дальневосточных портов составил 125,4 млн. тонн, что в 2,5 раза больше, чем в 2002 году. Еще больше – в 4,5 раза возрос за этот период объем перевалки наливных грузов, составивший в 2011 году 54,4 млн. тонн. За 8 месяцев 2012 года объем перевалки грузов в портах Дальнего Востока составил 88 млн. тонн, что на 5,1% больше, чем за предшествующий аналогичный период. При этом объем перевалки сухих грузов вырос на 9% до 51,7 млн. тонн. Наибольшую долю в объеме перевалки составляют уголь – 33%, наливные грузы – нефть – 23%, нефтепродукты и сжиженный природный газ – 20%. Доля экспорта составляет более 80%. Развитие морских портов Восточный и Находка предполагается осуществлять в рамках проекта «Развитие транспортного узла «Восточный - Находка», который включен в подпрограмму «Развитие экспорта транспортных услуг» федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)». В рамках этого проекта рассматривается возможность создания угольных, контейнерных и зерновых терминалов. Крупнейший дальневосточный порт России – порт Восточный. Объем перевалки в Восточном в 2011 году составил 38,3 млн. тонн. В 2012-м ожидается рост до 6%. Максимальная глубина у причалов порта составляет 16,5 метра, что позволяет принимать суда водоизмещением до 150 тысяч тонн. Основная специализация порта – навалочные грузы, прежде всего уголь, и крупнотоннажные контейнеры. В порту предусматривается также развитие сухопутной транспортно-логистической инфраструктуры, обеспечивающей работу порта. В рамках отдельного грузового района порта Восточный завершается строительство в бухте Козьмино нефтяного терминала в составе трубопроводной системы «Восточная Сибирь - Тихий океан». В декабре 2009 года была введена в эксплуатацию первая очередь терминала мощностью 15 млн. тонн в год. Проектом предусмотрено создание объектов, обеспечивающих безопасное плавание в акватории специализированного терминала и на подходах к нему, в том числе по безопасности мореплавания в бухте Козьмино, системе управления движения судов (СУДС), средствам навигационного оборудования (СНО), дноуглублению акватории терминала, строительству здания портофлота. Введение в эксплуатацию второй очереди нефтяного терминала увеличит его мощность до 50 млн. тонн в год, при этом доставка нефти по железной дороге прекратится. В ситуации ограниченной пропускной способности Транссибирской железнодорожной магистрали это откроет возможность для доставки в порты Приморского края до 15 млн. тонн других грузов. Находкинский нефтеналивной терминал – крупнейший специализированный морской терминал для отгрузки нефтепродуктов на тихоокеанском побережье России. Пять его причалов общей длиной 520 м рассчитаны на прием судов длиной до 250 м при осадке до 11,5 м. Максимальный дедвейт обработанных судов 83 тыс. тонн. На терминале производится реконструкция железнодорожных эстакад фронта слива мазута, резервуарного парка, технологических трубопроводов, а также нефтепирса. Планируется, что пропускная способность порта Посьет после намечаемой модернизации составит 7-9 млн. тонн в год. В Приморском крае предполагается создание нового угольного терминала мощностью порядка 20 млн. тонн в год для малых и средних производителей угля. Место размещение терминала пока не определено. На Сахалине – порт Пригородное, обеспечивающий круглогодичную отгрузку на экспорт сырой нефти и сжиженного природного газа. В настоящее время рядом компаний планируется построить на Сахалине угольный терминал для отгрузки на экспорт сахалинского угля. Развитие порта Де-Кастри осуществляется в рамках реализации проекта «Сахалин 1». Для круглогодичного экспорта нефти с терминала в Де-Кастри на мировые рынки используется специализированный флот танкеров с двойным корпусом класса «Афрамакс» грузоподъемностью до 100 тыс. тонн. Реализация проектов «Сахалин 3-9» вызовет в перспективе необходимость создания на Дальнем Востоке дополнительных портовых мощностей для отгрузки нефти. Большие перспективы развития у порта Ванино, ориентированного на перевалку угля. Порт входит в состав транспортного узла Ванино-Советская Гавань. Навигация в порту осуществляется круглогодично. В порту Ванино действуют автомобильно-железнодорожная паромная переправа Ванино - Холмск (Сахалин), грузооборот которой в последние годы стабилизировался на уровне 2 млн. тонн в год. В соответствии с Федеральной целевой программой «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года» береговые сооружения паромной переправы будут реконструированы. Для использования на линии Ванино-Холмск будут построены два новых парома. Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2009 года № 1185 утверждено создание единственной на Дальнем Востоке портовой Особой экономической зоны (ПОЭЗ) в порту Советская Гавань, однако развитие данного порта, как и порта Ванино, ограничивает не только пропускная способность БАМ, но и железнодорожные подходы непосредственно к порту. Развитие портовых мощностей на севере Дальнего Востока осуществляется за счет федеральных средств в рамках Федеральной целевой программы «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года». В частности, в рамках этой программы осуществляется строительство морского вокзала в г. Петропавловск-Камчатский, нового причала и пункта пропуска на терминале Никольское, расположенном на Командорских островах, а также строительство причального пирса в селе Тиличики и реконструкция портопунктов в селе Усть-Хайрюзово и поселке Палана Камчатского края. Одна из ключевых инициатив, которую Россия продвигала на прошедшем во Владивостоке саммите АТЭС, – использование территории России для транзита грузов из Азии в Европу и наоборот. Исходя из этого, прирост портовых мощностей, как портов Дальнего Востока, так и других морских бассейнов для обслуживания увеличивающихся грузопотоков будет осуществляться за счет реализации инвестиционных проектов, включающих реконструкцию существующих мощностей и строительство новых терминалов – В связи с развитием Дальнего Востока и его роли в увеличении грузопотока России, ориентированного на страны АТР, особое внимание уделяется развитию Севморпути и его портов, без этого невозможно решение транспортных проблем таких регионов как Колыма, Камчатка, Чукотка, север Якутии. Изложите свою точку зрения по этому вопросу. – В целях создания конкурентных преимуществ Северного морского пути необходимо развитие законодательной базы и системы управления Северным морским путем, модернизация его инфраструктуры и совершенствование тарифной политики. Начало положено. 28 июля 2012 года Президент Российской Федерации В.В. Путин подписал Закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части государственного регулирования торгового мореплавания в акватории Северного морского пути». Принятие Закона позволит создать централизованное государственное управление Северным морским путем, обеспечивающее безопасные условия плавания судов на его акватории и предоставление равного доступа всем заинтересованным перевозчикам, в том числе иностранным. Организация плавания судов в акватории Северного морского пути возлагается на Администрацию Северного морского пути, создаваемую в виде федерального государственного учреждения. Развитие инфраструктуры Севморпути предусматривает модернизацию базовых портов, улучшение ледокольного, гидрографического, аварийно-спасательного и гидрометеорологического обеспечения, совершенствование системы связи. Арктическое судоходство с использованием современной инфраструктуры призвано обеспечить расширение ресурсной базы страны и социально-экономическое развитие арктических территорий при соблюдении жестких требований к сохранности окружающей среды. Важным фактором обеспечения конкурентоспособности Северного морского пути является совершенствование тарифной политики на услуги, оказываемые судам при плавании по Северному морскому пути. Без сомнения основой безопасных условий плавания судов в ледовых условиях Северного морского пути является мощный ледокольный флот. В настоящее время на трассах Северного морского пути действуют 9 линейных ледоколов (из них 5 атомных, в том числе построенный в 2007 году атомный ледокол «50 лет Победы» и 4 дизельных). Развитие ледокольного флота России осуществляется в рамках Федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России (2010 - 2015 годы)». За счет средств федерального бюджета планируется строительство одного универсального атомного ледокола мощностью 60 МВт и четырех линейных дизельных ледоколов (линейный дизель-электрический ледокол мощностью 25 МВт и три линейных ледокола типа ЛК-16). Огромное значение для развития Северного морского пути имеет навигационно-гидрографическое обеспечение, которое является составной частью системы безопасности судоходства. Необходимо создать базовые пункты, где будут сосредоточены силы и средства различных ведомств для проведения, в случае необходимости, спасательных операций. С целью создания современной комплексной системы навигационно-гидрографического обеспечения на Северном морском пути предусматривается: – продолжение работ по замене светооптической аппаратуры плавучих и береговых средств навигационного оборудования на новую энергосберегающую аппаратуру на основе светодиодной оптики; – установка перспективных альтернативных, экологически чистых источников питания (АИП) (солнечных батарей, ветрогенераторов и аккумуляторных батареи нового поколения, изготовленных с учетом жестких экологических требований. На сегодня проведена замена или модернизация более ста трех единиц средств навигационного оборудования, работающих от альтернативных источников энергии. Задача надежного навигационного обеспечения в настоящее время решается в рамках Федеральной целевой программы ГЛОНАСС. Сегодня для целей морской навигации в Арктике эффективно используются глобальные навигационные спутниковые системы (ГНСС) ГЛОНАСС и GPS. В настоящее время весь Северный морской путь охвачен сетью контрольно-корректирующих станций (ККС) ГЛОНАСС/GPS. Введены в строй и эксплуатируются шесть ККС, расположенные на островах Олений, Андрея, Столбовой, Каменка, на мысе Стерлигова и на берегу реки Индигирка, три из которых (на островах Андрея, Столбовой и Каменка) введены в эксплуатацию в сентябре 2012 года. Основными задачами арктических портов и перегрузочных комплексов в настоящее время и в перспективе являются: – экспорт углеводородов и продукции горнодобывающей промышленности, обеспечение освоения и эксплуатации нефтегазовых месторождений, включая шельфовые; – обеспечение арктического транзита и обслуживания судов, работающих на трассах Северного морского пути; – обеспечение жизнедеятельности и развития арктических регионов России, их внешнеторговых связей и туризма. Северный морской путь надо рассматривать как комплексный транспортный объект, и все планы развития его инфраструктуры необходимо строить исходя из комплексного развития Арктической морской транспортной системы. В целом, развитие инфраструктуры Северного морского пути и успешный опыт транзитных рейсов крупнотоннажных судов в 2010 - 2012 годах дает возможность рассчитывать на значительный рост грузоперевозок по Северному морскому пути в будущем. – Одним из основных вопросов, который будет рассмотрен на выездном заседании во Владивостоке 21 сентября, – выполнение Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки». В этой связи, как проходит реформа образовательных учреждений Росморречфлота? – Считаю, что основная причина всех трагический происшествий на транспорте последних лет, – это человеческий фактор. Формирование специалиста начинается с учебного заведения. К сожалению, в последнее время воспитательная работа в учебных заведениях ослабла, а ей надо уделять повышенное внимание. У выпускника, пришедшего на флот или в береговые службы, должно быть четкое понимание, что он при выполнении своих профессиональных обязанностей не может и не должен делать ни при каких обстоятельствах. Вопросы модернизации профессионального образования являются важными для всего российского общества. Недаром одними из первых указов, подписанных Президентом Российской Федерации В.В. Путиным 7 мая 2012 года, сразу после вступления в должность, стали Указы «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» и «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», которыми предписывается обеспечить реализацию ряда мероприятий в области образования и науки. Подготовка кадров является фундаментом кадровой политики для отрасли. Устойчивое и эффективное функционирование системы профессионального образования является стратегической государственной задачей, поскольку подготовка специалистов морского и речного транспорта обеспечивает квалифицированными кадрами одну из важнейших отраслей экономики Российской Федерации. За период с 2005-2009 год в системе Росморречфлота было создано 7 образовательных комплексов с 32 филиалами. Один из комплексов расположен на Дальнем Востоке – ФБОУ ВПО «Морской государственный университет имени адмирала Г.И. Невельского» с филиалами в Холмске (о. Сахалин), Находке и Благовещенске (Амурская область). Основные направления деятельности Росморречфлота по совершенствованию подготовки специалистов морского и речного транспорта следующие: – Реструктуризация сети подведомственных вузов и их филиалов, – Внедрение во всех учебных заведениях подготовки плавательного состава по принципу «закрытого учебного заведения»:форменная одежда, питание, проживание в экипажах (общежитиях), дисциплина, формирование организационно-строевых отделов, соблюдение флотских ритуалов. – Формирование нового учебно-методического обеспечения: современные интерактивные учебники и учебные пособия, примерные программы подготовки в соответствии с требованиями Международной конвенции о подготовке и дипломировании и несении вахты 1978 года, независимая оценка остаточных знаний обучающихся. – Повышение эффективности научных исследований. – Совершенствование финансового обеспечения выполнения государственного задания: переход на нормативное подушевое финансирование, повышение заработной платы профессорско-преподавательского состава, оптимизация соотношения преподавателей и других работников вузов. – Обновление материально-технической базы: лабораторное и тренажерное оборудование, учебный флот, ремонт и реконструкция учебных зданий и общежитий, создание условий по беспрепятственному доступу инвалидов. Росморречфлот подготовил соответствующие заявки на дополнительное финансирование указанных расходов. Данные меры по оптимизации структуры подведомственных образовательных учреждений и их деятельности позволят повысить качество подготовки специалистов для морского и речного транспорта. Любовь БРИТВИНА, специально для «Парламентской газеты на Дальнем Востоке».. г. Москва



← Назад в раздел