«Многое делается, но много и предстоит сделать»

Основными направлениями устойчивого развития региона являются: – диверсификация экономики, создание высокотехнологичных перерабатывающих производств в сфере газо- и нефтехимии; – развитие инфраструктуры (транспортная, энергетическая, коммунальная) с целью снятия инфраструктурных ограничений; – внедрение инновационных технологий, укрепление научно-образовательного комплекса; – модернизация социальной сферы с выходом на решение демографической проблемы, увеличение роста и улучшение качества жизни населения островного региона. Со спецификой социально-экономической ситуации области тесно связан комплекс миграционных проблем, характерный для всех регионов Дальнего Востока. За последнее десятилетие численность населения Сахалинской области уменьшилась на 68,5 тыс. человек. И поэтому главной целью Стратегии развития Сахалинской области до 2025 года является закрепление населения на территории региона за счет формирования развитой экономики и комфортных условий жизни. На достижение этой цели направлена модернизация экономики, ее технологическое обновление, вывод образования, здравоохранения, промышленности и сельского хозяйства на современный уровень. Это позволит повысить производительность труда, а значит, и доходы населения и реализовать собственный потенциал. Для полноценной модернизации экономики необходимо создание специальных условий правового, организационного и финансового характера. Именно поэтому ведется целенаправленная работа по формированию благоприятного инвестиционного климата в регионе, обеспечению координирующего государственного участия в инвестиционных процессах, а также по развитию малого и среднего предпринимательства в регионе. Для стимулирования развития основных отраслей региональной экономики приняты Закон Сахалинской области «О государственной поддержке инвестиционной деятельности» и долгосрочная целевая программа «Развитие инвестиционного потенциала Сахалинской области на 2011-2018 годы», а также ряд нормативно-правовых актов правительства Сахалинской области. В рамках данных документов установлен перечень преференций, которые могут быть предоставлены потенциальным инвесторам на территории Сахалинской области. Важным аспектом поддержки является готовность Сахалинской области сотрудничать с инвесторами в рамках государственно-частного партнерства. Правительство Сахалинской области готово вкладывать бюджетные инвестиции в обустройство необходимой бизнесу инфраструктурылибо участвовать в реализации инвестиционных проектов на условиях раздела рисков. На сегодняшний день в регионе уже имеется определенная практика применения механизма государственно-частного партнерства. Устойчивость современной экономики в определенной степени зависит от предпринимательской инициативы. В сфере малого бизнеса региона занято более 81 тыс. чел., то есть каждое третье рабочее место в региональной экономике создано в предпринимательской сфере. Ежегодно в областной бюджет от малых и средних предприятий поступает около 1,5 миллиарда рублей налогов. С учетом этого за последние годы в регионе для поддержки и развития малого бизнеса сформирована нормативно-правовая база, включая областной закон и целевую программу, а также аналогичные муниципальные документы. Основными драйверами экономического роста региона являются нефтегазовый комплекс, топливно-энергетический (угольная промышленность и электроэнергетика) и рыбопромышленный комплексы. В рамках модернизации региональной экономики и формирования полноценного отраслевого нефтегазового кластера правительство Сахалинской области осуществляет целенаправленную работу с ведущими компаниями этой отрасли экономики. На Сахалине уже сегодня сформирован реальный центр добычи углеводородов на Востоке России. Перспективы развития нефтегазового комплекса Сахалинской области связаны с новыми проектами по добыче углеводородов, которые реализуют компании «Газ-пром», «Роснефть», «Эксон» и «Шелл». Это, безусловно, важно. Но, в первую очередь, нас интересует создание на территории Сахалина перерабатывающих производств. Стратегия развития островного региона предполагает углубление процессов нефтепереработки, строительство новых высокоэффективных нефтегазоперерабатывающих заводов, в том числе и с целью экспорта нефтепродуктов. Проекты в угольной отрасли имеют значительный потенциал для обеспечения энергетических потребностей Сахалинской области, а также наращивания экспортных поставок (с учетом уже существующих экспортных контактов и перспектив их расширения). Формирование угольного кластера в средней части острова Сахалин может получить дополнительный импульс в связи с резким изменением энергобаланса в экономике Японии, в том числе в контексте расширения спроса на уголь со стороны японских энергетических компаний. Что касается рыболовства, рыбоводства и аквакультуры, то этот комплекс занимает особое место по вкладу в развитие Сахалинской области. Он, несомненно, обладает большим потенциалом конкурентоспособности как на внешних рынках, так и на внутреннем рынке России. Мы стремимся сформировать полноценный кластер в этом сегменте экономики. Задача – создание производств замкнутого цикла: от искусственного воспроизводства до глубокой переработки и формирования узнаваемого на рынке бренда для нашей продукции. Сегодня предприятиями рыбохозяйственного комплекса Сахалинской области проводится активная инвестиционная деятельность, направленная на модернизацию и технологическое переоборудование производств и флота. Анализ инвестиционной деятельности в отрасли показал, что в рамках проводимой политики по технической модернизации удельный вес инвестиций на переоборудование и приобретение нового, более усовершенствованного технологического и прочего оборудования в общих инвестициях составляет сегодня более 80%. Модернизация рыбопромышленного комплекса позволяет ежегодно осуществлять добычу морепродуктов в объеме порядка 500 тыс. тонн, осваивать выпуск новых видов продукции. Область имеет значительный потенциал для развития марикультуры, благоприятные климатические условия для культивирования и воспроизводства наиболее дорогостоящих на внутреннем и внешнем рынках промысловых гидробионтов: двухстворчатых моллюсков (гребешки, мидии, устрицы, спизулы), иглокожих (морские ежи и голотурии) и ракообразных (промысловые крабы, крабоиды, шримсы, чилимы, рак-богомол). Для более полного освоения имеющихся водно-биологических ресурсов в регионе предусматривается организация Морского биотехнопарка, включающего создание береговых комплексов по воспроизводству молоди морских беспозвоночных на Курильских островах (Кунашир, Шикотан, Итуруп, Парамушир) и в южной части о. Сахалин. Принимая во внимание особенности уникальной природы Сахалина и Курильских остров, одной из приоритетных задач развития лесопромышленного комплекса является разумное природопользование, охрана, защита и воспроизводство, сохранение биологического разнообразия лесов, не допускающие негативных экологических последствий. Для дальнейшего развития лесопромышленного комплекса утверждена «Стратегия развития лесопромышленного комплекса Сахалинской области на период до 2020 года» и разработан инвестиционный проект «Комплексное деревообрабатывающее производство». В рамках данных документов предполагается вовлечение в хозяйственную деятельность около 1 млн. га леса и обеспечение выпуска конкурентоспособной продукции, востребованной не только на внутреннем рынке, но и на рынках стран АТР. В настоящее время необходимы инновационные технологии, связанные с эксплуатацией лесов, противодействием пожарам, содействием естественному возобновлению, выращиванию посадочного материала, созданию лесных культур. Основным инфраструктурным ресурсом развития сахалинских драйверов экономики является структурная модернизация комплекса производства электро- и теплоэнергии. Это вызвано высоким износом производственных и транспортировочных мощностей и особыми климатическими условиями. Южно-Сахалинская ТЭЦ-1, работающая на углях, требует немедленной модернизации как в связи с износом оборудования, так и в связи с необходимостью перехода на другие источники топлива. Модернизация предусматривает строительство 4-го и 5-го энергоблоков на Южно-Сахалинской ТЭЦ-1 (на природном газе), перевод действующих котлов на природный газ. В тесной взаимосвязи с развитием экономики стоит развитие транспортной инфраструктуры на Сахалине и Курильских островах. Для Сахалинской области состояние транспортной системы имеет особое значение в связи с ее островным положением. По сравнению с другими территориями России, Дальнего Востока и Байкальского региона транспортная инфраструктура Сахалинской области недостаточно развита. В структуре автомобильных дорог общего пользования Дальневосточного федерального округа Сахалинская область имеет один из самых низких показателей удельного веса автомобильных дорог с твердым покрытием (41,6% от общей протяженности автомобильных дорог при 65,2% от протяженности автомобильных дорог в ДФО), отставая по этому показателю от среднего российского значения (85,2%). Для сокращения инфраструктурных ограничений выполняется модернизация автомобильных дорог. За 2005 - 2011 годы модернизировано 180,2 км автодорог, в том числе 145 км с устройством асфальтобетонного покрытия, 42 мостов общей протяженностью 2 тыс. п.м. При поддержке федерального бюджета развиваются портовые комплексы, расширяются возможности транспортной инфраструктуры. На сегодняшнем этапе нам важна устойчивая работа паромной переправы. Но единственное надежное решение проблемы мы связываем со строительством транспортного перехода материк - Сахалин. Строительная отрасль области также претерпела кардинальные изменения за последние годы. Сегодня активно внедряются новые технологии в строительстве жилья, социальных объектов, технико-технологически обновляется отрасль строительных материалов. Приоритетами работы строительного комплекса являются постоянное наращивание объемов вводимого жилья и увеличение его доступности для семей с разным уровнем доходов. Только в 2011 году в Сахалинской области сдано более 200 тыс. кв. метров жилья, а ведь в 2006 году этот показатель составлял немногим более 65 тыс. кв. метров. В текущем году планируется построить около 300 тыс. кв. метров жилья. Проводится работа по строительству и повышению сейсмической устойчивости объектов социальной сферы, а также по переселению граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания или с высоким уровнем износа. Существенный вклад в социально-экономическое развитие Сахалинской области вносит реализация мероприятий федеральных целевых программ «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года», «Социально-экономическое развитие Курильских островов (Сахалинская область) на 2007-2015 годы» и ряда других программ. Успешно работают многие региональные программы. С учетом разработки на федеральном уровне государственных программ правительством Сахалинской области подготовлены предложения и осуществляется работа по их включению в разрабатываемые документы. Много делается, но много и предстоит сделать. При этом очевиден тот факт, что далеко не все задачи могут быть решены в рамках самого региона. Без всесторонней поддержки федерального центра реализация намеченных нами планов займет более длительный промежуток времени. г. Южно-Сахалинск  



← Назад в раздел