АСМАП на большом пути

Вслед за десантом моряков, собравшихся обсудить проблемы, поставленные саммитом АТЭС перед дальневосточными филиалами Федерального государственного унитарного предприятия «Росморпорт», Приморье посетит в первые дни октября руководство одной из самых мощных наземных транспортных служб России – члены Правления АСМАП – Ассоциации международных автомобильных перевозчиков. Эта мобильная армия на колесах, которую в народе с любовью называют дальнобойщиками, спасала – одевала, кормила, снабжала разваленные «прихватизаторами» предприятия Дальнего Востока оборудованием и стройматериалами из соседней великой страны – Китая. Тяжеловесные фуры Дальневосточного подразделения АСМАП, словно на крыльях, и теперь носятся по таежным трассам края у океана: через увалы Пограничья и Уссурийское раздолье; днем и ночью, в жару и стужу. Еще задолго до проведения саммита АТЭС автомобилисты-международники энергично и прямолинейно восприняли задачу, поставленную Правительством и Президентом страны Владимиром Путиным, перед всеми министерствами и ведомствами, имеющими экономический интерес и свои службы на Дальнем Востоке. Потому что этот заброшенный и позабытый регион, используемый в политике прежних правителей России как сырьевой придаток, ныне выходит на передний край страны, врезаясь в экономическую ткань глобального центра человеческого развития – Азиатско-Тихоокеанский регион. И потому в своей беседе с руководителем Дальневосточного представительства АСМАП Сергеем Ремизовым, которому первому было поручено на заре рыночных отношений организовать в Дальневосточном регионе подразделение Ассоциации международных автомобильных перевозчиков и открыть для дальневосточных автомобилистов «заржавевший замок» на пограничных воротах Китая, задаю вопрос в разрезе президентского посыла на саммите АТЭС: как нынче надо «Эффективно перемещать людей и грузы, и что для этого необходимо делать, чтобы снять и с сухопутной, и с морской, и воздушной российской границы со странами АТР всяческие препоны, мешающие продвижению грузов через огромную нашу страну»? Сергей РЕМИЗОВ: – В этом плане у АСМАП есть грандиозный опыт: наша Ассоциация автомобильных перевозчиков вот уже 38 лет работает на международном рынке, строя свои взаимоотношения по перевозкам грузов и людей – пассажиров с 50 странами мира. Она объединяет свыше двух тысяч предприятий, на которых задействовано около 33 тысяч автопоездов и занято свыше 190 тысяч человек. Это – своеобразное государство в государстве со своим знаменем, гимном, законами и положениями, стратегией и статусом экономической политики, опытом развития и модернизации транспортных подразделений – собственным и зарубежным, который распространяется по многочисленным филиалам, работающим на западных, южных и восточных границах необъятной Родины. Для дальневосточных перевозчиков мне, как первому организатору представительства на Дальнем Востоке, руководство АСМАП наставляло на очень четкий, выверенный и дальновидный подход в транспортных взаимодействиях прежде всего с Китаем, Южной Кореей, Японией, а так же и других стран АТР За два десятилетия совместной работы удалось немало сделать: на территории ДФО под знаком и флагом Дальневосточного регионального представительства АСМАП. В настоящее время у нас осуществляют международные перевозки (в основном с Китаем) более 109 крупнейших автомобильных предприятий, - действительных членов АСМАП, имеющих в своем активе на вооружении тысячи современных отечественных и зарубежных автомобилей- из Японии, Республики Корея, США, Германии, Швеции. В последние годы идет обновление подвижного состава у наших предприятий - пользуются особым спросом такие автомобили, как Volvo, Mercedes, MAN, IVECO. Машины, конечно, очень дорогие для наших дальневосточных автомобилистов. И мы постоянно ставим вопрос перед поставщиками о снижении цен, если они хотят, чтобы на территориях у Тихого океана и на границе со странами АТР успешно работали автомобили их производства. С отдельными фирмами у АСМАП подписаны договоренности о льготах – Как дальневосточным автомобилистам АСМАП работается на сухопутных границах с Китаем да и в тех же приморских портах? – Что касается главного международного направления всех регионов – Китай, то на границе с ним по Дальнему Востоку и Забайкалью 12 «открытых ворот», то бишь – пропускных автомобильных пунктов, через которые действуют наши дальнобойщики. У Приморья их пять. Воротами переходы сложно и, порой, неприлично называть, поскольку они все годы работают с большим скрипом. Дальневосточное представительство АСМАП принимает всевозможные меры интенсификации работы, раньше постоянно будоражили хозяев (как ни странно – автопереходы на государственной границе находились в частных руках, и хозяева о их развитии просто не заботились, абсолютно не давали денег на реконструкцию). Практически все пункты пропуска на российско-китайской границе с начала их работы введены в эксплуатацию и продолжают работать по временной схеме. Слабое, не соответствующее международным нормам их обустройство, низкая пропускная способность даже на наиболее активно работающих направлениях, не позволяют решать возникающих транспортных проблем. Наши обращения, жалобы народных перевозчиков, пассажиров-туристов хотя и доходили до самых верхних эшелонов власти, но только года два назад возымели свое действие: Росграница, проведя в общем-то немалую работу, взяла бразды правления в свои руки и к саммиту АТЭС-2012, кое что было сделано. Медленно и неуклюже идет реконструкция МАПП Пограничный. Нас, автомобилистов, вымученных все эти годы громадными простоями автотранспорта, невероятными расходами и муками людей, пытаются убедить, что в новом качестве они смогут работать в круглосуточном режиме. Китай за это время обустроил свою сторону так, что все службы там работают, как часы. А на российской стороне сдвигов мало. Мы надеялись, что саммит АТЭС внесет существенные поправки: облагородили же во Владивостоке дороги, построили уникальные мосты и развязки, навели марафет на лице самой морской столицы и возвели целый ряд таких предприятий, о которых владивостокцам и не мечталось. Могли бы, чтоб не позорить страну на виду гостей, восстановить старые, двадцатилетней давности автомобильные переходы - отдельные из них способны пропустить в сутки лишь 2 - 3 автомобиля или пассажирских автобуса. Не лучше положение дел и в Хабаровском крае, Амурской области. Постоянно возникает взрывоопасная ситуация на переходе Покровка - Жаохэ, единственном действующем в Хабаровском крае, но способном пропускать и оформлять чуть больше 300 пассажиров при растущей потребности в тысячу и более человек. Там тоже, как и для приморских переходов, существуют и вроде бы даже написаны программы по развитию, но учитывая бюрократические препоны на всех этапах нашей так называемой модернизации, срока возможности их реализовать не видно. – Ну, как же, а строительство МАПП Краскино, о котором столько в прессе говорят? – Мы обязательно свозим туда своих гостей – членов Правления АСМАП, поскольку в их рядах есть представители из других регионов России. Там есть что показать и, может быть, обменяться опытом. Но… мы обязательно покажем и Пограничное, которое остается, судя по наблюдениям и заключению участников недавно состоявшихся во Владивостоке переговоров между делегациями ДВ представительства АСМАП и управления коммуникаций провинции Хэйлунцзян, прежними, застойными пропускными пунктами. Вот уж они никак не соответствуют той задаче, которую ставил Президент страны перед транспортным комплексом о пропускной способности туристического потока и грузов, особенно транзитных. Расскажу несколько о переходных комплексах на Дальнем Востоке, которые вознамерилась осуществить Росграница: построить два воздушных пункта пограничных переходов, три морских – во Владивостоке, Находке и в порту Восточном, два автомобильных – в Краскино и Полтавке. Краскинский почти готов - в октябре или в ноябре будет его презентация. Там перед саммитом АТЭС побывал полномочный представитель Президента в ДФО Виктор Ишаев и губернатор Приморья Владимир Миклушевский. Они, кажется, остались довольны увиденным. На проектирование, привязку к местности и строительство отпускалось, говорят, в порядке одного миллиарда рублей. При проектировании пропускных пунктов основное внимание уделялось удобству работы сотрудников государственных контролирующих органов, пограничной и таможенной службы. Вторая задача – обеспечение ускорения обработки грузов и увеличение грузопотока. И, наконец, предусматривалось удобство пассажиров при пересечении государственной границы. Долго сказка сказывалась, да быстро дело сделалось. МАПП Краскино начинали строить в январе 2011 года. Собственно говоря, за год Приморье получило комплекс, который будем теперь показывать всем гостям – он способен пропускать 250 автомашин в сутки, в том числе 150 грузовых транспортных средств. Отрадно! Жаль только одного – почему государство свою уникальную собственность – границу сдавало раньше в «аренду» ловкачам, которые наживались, а международные автомобилисты и иже с ними предприниматели, туристы, просто пассажиры испытывали бедствие и тратили даром в простоях свои средства. Я помню в свое время наш бывший президент АСМАП Юрий Сухин просил у Правительства отдать Пограничный переход в руки АСМАП – он бы только за «простойный капитал» еще лет 15-20 назад сумел бы идеально обустроить главный автопереход Дальнего Востока. – В таких вот акциях и заключается политика увеличения пропускной способности госграницы и ее служб, чтоб Россия для грузопотока из стран АТР в Европу стала не препятствием, а коридором, где нет никаких порогов и «врагов» в лице бюрократии и чиновничества, заботящихся «о себе любимом», а не об интересах государства? –Это только малая частица того, что необходимо для полного удовлетворения. Нас, автомобилистов, мучают дороги. Сколько лет подряд строят автомобильную трассу из Владивостока на Хасан, где как раз и будет продуктивно работать сказочный Краскинский пограничный автопереход. Никак строители не осилят трассу из Уссурийска на Пограничное. Вот жители Владивостока, запруженного автомобилями, очень рады тому, что по новым замечательным дорогам, сооруженным в период подготовки к саммиту АТЭС, могут вырваться из жутких пробок на волю - на лоно природы. Они прощают даже многочисленные огрехи, которые строители допустили в спешке, хотя пресса, особенно центральная, их, что называется, «расстреливает» за недоделки. Саммит многое дал взаимоотношению дальневосточников со странами АТР, но и научил людей видеть и распознавать скверное отношение министерского чиновничества к окраинным территориям. Им, порой, неважно, как здесь – в суровых условиях живут и работают около шести миллионов человек, москвичи готовы выкачать отсюда богатства недр, через созданные фирмы и дочерние предприятия забирают из регионов денежные ресурсы, оставляя социальные потребности нерешенными, которые по уровню гораздо ниже, чем в центральных районах России. И только в последнее время – с подачи Президента и Премьера Дальний Восток выходит на передний край России, становится базой для внедрения в экономику тихоокеанских стран. Надеемся, что слова, произнесенные перед всем миром, превратятся в реальные планы будущего, как они превратились при проведении саммита АТЭС во Владивостоке. Ведь несколько лет назад о том, что состоится саммит, что будут возведены уникальные мосты через бухты морского города на окраине страны, который был закрыт «железным занавесом» от общения с развивающимся миром, владивостокцы тоже не верили. Но сбылось, и это теперь становится обыденностью. Хочется, чтобы стали реальностью планы возрождения Дальнего Востока, чтобы он стал бриллиантом в короне России в использовании природных богатств, а не средством наживы для ненасытных фирм, стоящих у кормила власти.. Дальневосточники свято верят полпреду Президента и нынешнему министру развития Дальнего Востока Виктору Ишаеву, когда он говорит о взаимодействии со странами АТР и в особенности с Китаем: «Китай действует последовательно, решая свои задачи. Вопрос в том, чтобы не стать сырьевым придатком, а стать равноправным партнером. Вот какие-нибудь такие решения, может быть пакетные, имеют право на жизнь. Китай развивается и ему нужны ресурсы. Ресурсы у нас есть, и мы готовы их поставлять». Как практик, знающий Китай и его предпринимателей, подчеркну еще раз: «надо стать равноправным партнером», а не сырьевым придатком. На наших «харчах» – ресурсах там за 20 рыночных лет выросли и расцвели бывшие деревни и превратились в роскошные города, не только потому, что туда рекой текли дальневосточные ресурсы, а в большей степени потому, что их правительство дало волю для бизнеса, освободив на несколько лет от налогов, поощряет предпринимательство и законом, и юанем. В родной России государство предпринимательство, напротив, грабит с двух сторон – непомерными налогами, а его чиновничество грызет ежедневно поборами. Мы часто встречаемся со своими партнерами из Китая, Японии, Южной Кореи. Проводили, скажем, консультативное четырехстороннее сотрудничество в Харбине в декабре 2011 года в сфере комбинированных перевозок на суше и на море в Северо-Восточной Азии. В августе заседала рабочая группа по морскому, речному, автомобильному транспорту и автомобильным дорогам шестнадцатого заседания Подкомиссии по сотрудничеству в городе Новосибирске. Состоялись переговоры во Владивостоке между делегациями ДВ представительства АСМАП и Управления коммуникаций провинции Хэйлунцзян. Возникает масса проблем, особенно с нашей стороны, которые необходимо решать именно на Дальнем Востоке, чтобы он не остался в стороне от великих экономических "большаков", коль скоро мы хотим сотрудничать со странами АТР на равных. Беседу записал Николай БРАТЧИКОВ.  



← Назад в раздел