На этапе мирового развития

– Недавно завершился саммит Азиатско-Тихоокеанского региона, расскажите о своем видении этого мероприятия. – Саммит – это грандиозное международное мероприятие, в работе которого приняли участие представители различных стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Приморский край был представлен на саммите большой делегацией, в состав которой входили представители бизнеса, промышленности и администрации края. В ходе различных встреч рассматривались самые разные вопросы – от продовольственной безопасности до интеграции стран в общую экономику АТР, от совершенствования международной логистики до реализации совместных бизнес-проектов. С докладами выступали как руководители государств, так и представители бизнеса. На мой взгляд, очень ярко выступил Президент России Владимир Путин. Губернатор Приморского края Владимир Миклушевский провел пресс-конференцию, на которой представил несколько крупных инвестиционных проектов, таких как «Большой Владивосток», «Строительство нефтеперерабатывающего комплекса». – Известно, что на саммите рассматривались проекты, касающиеся авиастроения и авиаперевозок. – Да, действительно. Всему сообществу, участвующему в саммите, мы презентовали проект использования вертолета Ка-62. Этот вертолет способен перевозить 15 пассажиров или груз массой две тонны. Мы рассказали об особенностях эксплуатации данной машины и, в частности, говорили об использовании Ка-62 для офшорных перевозок персонала, обслуживающего нефтедобывающие платформы. Дело в том, что смена, работающая на такой платформе, как раз составляет 12 - 14 человек. Этот проект вызвал определенный интерес среди участников форума. На саммите Президентом России Владимиром Путиным были озвучены два авиационных проекта, которые в перспективе могут быть реализованы совместно с китайской стороной. Первый проект – это строительство широкофюзеляжного пассажирского самолета, второй – строительство тяжелых вертолетов на основе хорошо зарекомендовавшего себя российского вертолета типа Ми-26. Оба этих проекта требуют дополнительного обсуждения и, конечно, соответствующего решения правительства. Не исключено, что при положительном решении вертолетостроительный холдинг задействует мощности нашей производственной площадки для реализации этих проектов. – Как сказывается на развитии предприятия удаленность от центра России и каковы будут основные направления интеграции в экономику АТР? – Вопреки обывательскому мнению, удаленность авиакомпании «Прогресс» от центра России существенного влияния на производство вертолетной техники не оказывает. Логистическая структура выстроена таким образом, что затраты по доставке комплектующих изделий минимальны. Вопрос же интеграции российской вертолетостроительной отрасли в экономику стран АТР носит больше технологический характер. В рамках интеграции международное сотрудничество расширяет технологические возможности. Нужно отдать должное, что Китай сегодня активно занимается вертолетостроением, имеет свои базисы и принципы по строительству авиационной техники. Китай очень интенсивно продвигает свои продукты на рынок стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Технологии и рынок – это основные сферы нашего взаимодействия. Так же нам интересен вопрос внедрения инновационных технологий, на которые нужно концентрировать внимание при реализации совместных проектов. – Юрий Петрович, вы были на многих промышленных предприятиях стран АТР. Как на их фоне смотрится Арсеньевский «Прогресс»? – Промышленность стран АТР шагнула далеко вперед. Это закон рынка – хочешь выжить, иди в ногу со временем. Я бы отметил то, что сегодня авиакомпания «Прогресс» находится на этапе модернизации, на этапе развития. На предприятии идет внедрение инновационных технологий, и уже сегодня мы находимся на таком уровне, который позволяет нам выпускать конкурентоспособную на мировом рынке авиационную технику. Мы обладаем человеческим ресурсом, который необходим для реализации в том числе и перспективного проекта постройки вертолета Ка-62. На «Прогрессе» существует комплексный план развития и модернизации производственных мощностей, разработанный еще в 2008 году и утвержденный министерством промышленности и торговли. В рамках этой программы мы развиваемся, используя финансовые средства предприятия, холдинга, а также средства федеральных целевых программ. Используя различные варианты финансирования, к настоящему времени мы уже вложили в модернизацию производства порядка двух миллиардов рублей. – На каком этапе находится производство вертолета Ка-62? – Сегодня мы работаем над созданием опытных образцов этой машины, которые в дальнейшем пойдут как на лётные, так и на статические испытания. В рамках разработанного графика по реализации проекта работа ведется совместно с разработчиком – ОАО «Камов». Я уверен, что этот проект будет реализован в срок и с высоким качеством. После этого Ка-62 выйдет на мировой рынок, который нам еще предстоит завоевать. Уверен, свой весовой сегмент на рынке вертолетостроения Ка-62 обязан взять – и для этого мы работаем! –Многие сетуют на «кадровые болезни» российской промышленности. Как обстоят дела с подготовкой специалистов на «Прогрессе»? – Система подготовки кадров у нас выстраивалась многие годы. Сейчас больше всего нас интересуют профильные, авиационные специалисты. Приоритет мы отдаем тем, кто имеет техническое образование, как то: вертолето- и самолетостроение, технологии машиностроения, эксплуатация авиационного оборудования, двигателей и планера. Существует у нас и система повышения квалификации специалистов. Работа по профессиональному ориентированию среди молодежи ведется, начиная со школьной скамьи. В Арсеньеве есть технический колледж, есть кафедра вертолетостроения и кафедра технологии машиностроения Дальневосточного федерального университета. Учеба на этих кафедрах комбинированная – первые два курса обучение проходит непосредственно в университете, а затем идет специализация – уже в Арсеньеве с привязкой к производству. Студенты имеют возможность проходить практику непосредственно в лабораториях предприятия. В итоге мы получаем специалистов, ориентированных на конкретные проекты. Так же нас сегодня интересуют специалисты в области информационных технологий, способные к подготовке и составлению управляющих программ для скоростных обрабатывающих центров. Учебный центр предприятия не так давно получил учебный модуль по подготовке специалистов для работы на новом оборудовании. С появлением на предприятии современного оборудования выросли и требования к рабочим. Сегодня это специалисты, которые должны уметь управлять сложным оборудованием, должны иметь соответствующую подготовку – зачастую рабочие имеют высшее образование. Таков новый облик современного рабочего. – Многие промышленные предприятия получают экономический эффект от внедрения технологий бережливого производства. Как с LEAN-технологиями обстоят дела на «Прогрессе»? – LEAN-технологии на нашем предприятии активно развиваются. У нас создан отдел, ответственный за внедрение принципов бережливого производства в подразделениях предприятия. Созданы и внедряются программы «5С» – по организации рабочих мест. Есть проекты по конкретным подразделениям, которые в ближайшее время должны дать определенный экономический эффект. Уверен, что при реализации тех планов, которые разработаны отделом LEAN-технологий, мы получим впечатляющий годовой экономический эффект, не меньший, чем на других предприятиях. – Приближается 110-я годовщина города Арсеньева. У всех на виду возводимая перед Дворцом культуры «Прогресс» высокая стела. Не секрет, что на ней будет установлен вертолет Ми-24… – Да, здесь будет поставлен памятник работникам авиакомпании «Прогресс», которые своим трудом снискали себе славу и уважение. Идея установки памятника была предложена ветеранами завода, и вот теперь близится момент открытия. Своим рождением и развитием город обязан в первую очередь заводу, а Ми-24, который, без преувеличения, известен во всем мире, стал настоящим олицетворением Арсеньевской авиакомпании «Прогресс». Беседовал Алексей Суконкин.



← Назад в раздел