Наказать! Или разобраться?

Случилось. 13 июня, после проливного дождя, в районе ул. Космонавтов во Владивостоке произошло обрушение габионного укрепления (в просторечии – «подпорной стенки») дороги Седанка - Патрокл. Площадь обрушения составила около 150 квадратных метров, в результате чего на проезжей части образовалась трещина около 50 кв. м. Участок на 23-километровой скоростной автотрассе, возведенной в рекордные сроки к саммиту АТЭС, временно пришел в негодность.
Событие не могло пройти незамеченным. О нем тут же доложили на самый «верх». Премьер-министр России Дмитрий Анатольевич Медведев отреагировал жестко. В его распоряжении прозвучали сакраментальные слова «наказать» и «разобраться». Правда, не в том порядке, как в нашем заголовке. Без восклицательных и вопросительных знаков. Но строго: вначале «тщательно разобраться», а уже потом – «наказать».
Только кто же у нас обращает внимание на интонацию и порядок слов руководителя, если ответ на извечный русский вопрос «Кто виноват?» всем предельно ясен. Виновата «Тихоокеанская мостостроительная компания» («ТМК») – генеральный подрядчик строительства. Виновата она уже тем, что для «глубокой провинциалки» (компания зарегистрирована в Уссурийске) оказалась чрезвычайно смелой. Взяла на себя ответственность за возведение основных объектов к саммиту АТЭС. Вантовый мост через бухту Золотой Рог, четырехкилометровый низководный мост над Амурским заливом, дороги, уникальные дорожные развязки и переходы в городе и на подъездах к нему.
И со всеми обязательствами справилась почти безупречно? Такое невозможно в принципе, просто недопустимо! Ведь другие солидные строительные компании – зарубежные и отечественные – отказались от участия в грандиозном проекте, который необходимо было осуществить в «безумно короткие сроки». Поэтому они ни в чем не виноваты. Но лишились части своего имиджа. Не получили денег, которые могли бы заработать, если бы сами осмелились… Не осмелились и слегка утратили конкурентоспособность. И во всем виновата «выскочка» – уссурийская «ТМК»!
Увы, ничто не ново под луной. Баснописец Крылов когда-то написал удивительно точную фразу, характеризующую подобных обвинителей: «Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать…» Кушать хочется, а дело делать, рисковать и ошибаться – нет!
Я не берусь утверждать, что именно с подачи «никогда не ошибающихся» конкурентов началась в наших СМИ кампания против ЗАО «ТМК», по сути напоминающая оголтелую травлю. Об объективном разбирательстве в публикациях не упоминают. Зато недостатка в предложениях «примерно наказать!» нет. Среди них: «разогнать ТМК», «обанкротить уссурийскую компанию», «привлечь руководителей к уголовной ответственности». В дополнительное обоснование столь жесткой расправы вспоминают и пожар на строительстве моста через Золотой Рог, происшедший в конце прошлого года…
И все это выдается за уже сформировавшееся общественное мнение. Так сказать, народ жаждет справедливости, а СМИ эту жажду поддерживают.
Но, во-первых, пожар был быстро ликвидирован. Слишком большого ущерба он не нанес. Красавец – вантовый мост сдается в эксплуатацию в точно обозначенные сроки. Он уже «одевается» в асфальт…
Во-вторых, как подчеркнула старший руководитель приморского управления Следственного комитета РФ по взаимодействию со СМИ Аврора Римская, дорога Седанка - Патрокл в эксплуатацию еще не сдана.
Восемь ее километров (обрушение габионного укрепления произошло именно на этом участке), по словам строителей, и вовсе пока не разрешено использовать даже в тестовом режиме. Хотя автомобилисты с этим не считались, и в день на сотнях своих «ласточек» пролетали «закрытые» километры с ветерком…
Значит, говорить о некачественном строительстве чуть-чуть рановато. ЗАО «ТМК» еще может исправить собственные огрехи, если можно так выразиться, в рабочем порядке. Тем более, компании не потребуется на это дополнительных бюджетных средств. Как раз от подобных неприятностей строительство дороги было застраховано. Восстановление аварийного участка пройдет за счет страховых выплат.
– Чтобы успеть сдать дорогу в эксплуатацию в назначенные сроки, – говорит первый заместитель генерального директора ЗАО «ТМК» Александр Яковлев, – на участке обрушения мы организовали круглосуточную работу. В ней задействованы наши лучшие специалисты, немалое количество техники – 25 самосвалов, 5 экскаваторов, 4 тяжелых бульдозера, виброкатки для уплотнения слоя за слоем  грунта при возведения нового откоса. Уверены, что с задачей справимся.
К сказанному следует добавить, что проект и маршрут дороги неоднократно менялся. Первоначально планировалось, что она пройдет через Зеленый угол. Но тогда бы пришлось сносить немало жилья, что сильно удорожало строительство. Федеральный центр потребовал сократить расходы. Дорогу сделали объездной. Решили обойти и гаражи, которые слишком близко подступали к габионному укреплению. Откос получился очень высоким и почти вертикальным.
Строители ни на йоту не отошли от проекта. Что легко проверяется по рабочим чертежам, скрепленным многочисленными печатями и подписями. Но в расчетах, возможно, и в инженерных изысканиях в спешке были допущены ошибки. А «ползучие» и склонные к «вспучиванию» владивостокские грунты, по словам авторитетного приморского архитектора, профессора Валентина Аникеева, подобного «не прощают». Сейчас все ошибки учтены и исправляются.
… «Тихоокеанскую мостостроительную компанию», конечно, можно разогнать и обанкротить в одночасье. Но вот создать коллектив, способный принимать и воплощать в практику самые смелые и передовые инженерные, конструкторские решения… Для этого потребуются десятилетия. Ведь ЗАО «ТМК» берет свое начало от мостоотряда, работавшего на сооружении Байкало-Амурской железнодорожной магистрали. И сегодня на всем Дальнем Востоке вряд ли найдется строительная организация, равная «тихоокеанцам» по мастерству, мобильности, сплоченности.
Я не претендую на «истину в последней инстанции». Но считаю, что торопиться с наказанием нельзя. А вот глубоко разобраться в проблеме необходимо. Памятуя, что «нет пророка в своем отечестве», приведу слова зарубежного специалиста. Директор Владивостокского филиала французской корпорации «Фрейссине» г-н Паскаль Мартэн Даге, оценивая работу ЗАО «ТМК» заявил, что приморцы могут «гордиться своими строителями». И, по-моему, он прав.
Валентина ЧАРСКАЯ.
 



← Назад в раздел