В расчете на понимание законодателя

В защиту недр местного значения

В ноябре прошлого года в федеральный закон «О недрах» введена статья, определяющая статус участков недр местного значения. К таким относятся участки общераспространенных полезных ископаемых. В соответствии с законом субъекты РФ готовят перечни участков, а потом проводят аукционы или иные процедуры на получение права ими пользования по лицензии. Порядок рассмотрения, подготовки и согласования перечня участков недр местного значения или отказа в согласовании перечня должен быть установлен федеральным органом управления государственным фондом недр – Роснедра.

Не смотря на то, что статья закона вступила в силу в январе 2012 года, до настоящего времени данный порядок не утвержден. Министерством природных ресурсов РФ он был разработан и отправлен на согласование в Министерство юстиции, но оттуда документ возвращен на доработку. В Хабаровском крае продолжается реализация проектов и осуществляется интенсивное строительство объектов стратегического значения, но выдача участков общераспространенных природных ресурсов приостановлена. Оказались в подвешенном состоянии объекты строительства региональных дорог, аэродромной инфраструктуры, рыборазводных заводов и других, что тормозит процесс социально-экономического развития Хабаровского края.

Кроме этого предложенный МПР России проект документа недропользователей не устраивает – механизм формирования перечня участков очень громоздкий. Так сформированный в правительстве края перечень участков должен направляться в федеральную структуру Дальнедра, которая могла бы в сжатые сроки его согласовать. Но по проекту порядка согласование проводится в Москве – в вышестоящей структуре – Роснедра, что удлиняет процедуру формирования перечней участков, предлагаемых для лицензирования. Кроме того, прежде чем включить объект в перечень, необходимо получить согласование в управлении лесами Хабаровского края, а так же в Росприроднадзоре, чтобы убедиться – не является ли он особо охраняемой территорией федерального значения? Несмотря на то, что в Хабаровске расположен департамент Росприроднадзора в ДФО, согласование необходимо получать в Росприроднадзоре РФ в Москве. Информация должна поступить также из Министерства обороны РФ, так как имели место случаи, когда после завершения аукциона и получения недропользователем лицензии на освоение участка, земля под ним оказывалась в собственности военного ведомства или попадала в охранную зону оборонного объекта. Таким образом, отсутствие порядка рассмотрения, подготовки и согласования перечня участков недр общераспространенных полезных ископаемых парализует инициативы инвесторов.

Существуют и другие проблемы, которые тормозят реализацию проектов. Назрела необходимость решения вопроса о получении разрешения проводить геологическое изучение участков недр на безаукционной основе в порядке очередности подачи заявки. Процесс должен быть оперативным. Это позволит увеличить степень геологической изученности территории края, а недропользователям выявлять больше месторождений для добычи полезных ископаемых. Волнуют инвесторов и высокие размеры стартовых платежей в процессе подготовки к аукционам. Стартовый платеж на добычу общераспространенных полезных ископаемых составляет в среднем миллион рублей за миллион кубометров сырья. Стоимость лицензии на освоение перспективного участка с прогнозными ресурсами золота в объеме 27 тонн, еще не имеющего статуса месторождения, оценивается в 13 миллионов рублей. Другими словами, в такую сумму обойдется лицензия на приобретение «кота в мешке». В случае если разведанные запасы рассыпного золота оценены в 20 килограммов, то стоимость лицензии на освоение такого месторождения оценивается не менее чем в миллион рублей. При этом конечная стоимость килограмма добываемого металла, остается для недропользователя непрогнозируемой, что увеличивает риски для инвестиций. Решение на федеральном уровне подобных проблем может улучшить ситуацию в сфере недропользования.

Не потерять стратегический потенциал

В прибрежном рыболовстве проблемы нарастают как снежный ком. Решенным пока оказался лишь вопрос по расширению зоны прибрежного рыболовства. Проблема судовой переработки уловов прибрежного рыболовства разрешения не получила. Обострилась необходимость выхода судов за 12-ти мильную зону для сброса мусора и льяльных вод. Весь маломерный флот попал под освидетельствование морского регистра судоходства со всеми вытекающими последствиями. Развитие береговой производственной инфраструктуры, прежде всего мощностей по переработке продукции идет медленно. Стимулирование процесса субсидированием ставки рефинансирования кардинально ситуацию не меняет. Решение вопроса видится, прежде всего, в необходимости передачи полномочий по нормативно-правовому регулированию, организации и управлению прибрежным рыболовством по всем видам водных биоресурсов субъектам РФ. Необходимо внесение изменений в законодательство, допускающее судовую переработку и перегруз уловов прибрежного рыболовства. В Хабаровском крае только по двум предприятиям осуществляющим добычу краба в 12-ти мильной зоне государственной морской инспекцией пограничного управления ФСБ РФ возбуждено 22 дела, 15 из них рассмотрено и принято решение в пользу капитанов судов.

В прибрежном рыболовстве задействовано 18 единиц пластиковых шхун японского производства, которые попадают под морской регистр судоходства. Это означает, что с 2013 года маломерный флот станет на прикол, так как ни морской регистр, ни капитаны портов не имеют опыта работы по освидетельствованию и регистрации судов с пластиковыми корпусами. Вынуждены поставить этот вопрос пред законодателем, в противном случае предприятия, эксплуатирующие такой флот, останутся без работы. В первоначальном варианте доли и квоты для прибрежного рыболовства закреплялись за предприятиями, зарегистрированными в конкретных субъектах РФ, тем самым создавалась определенная постоянная налогооблагаемая база рыбной отрасли в регионах. В последующем эта формулировка была изъята, а важнейший для субъекта стратегический потенциал потерян.

Важнейшим условием развития прибрежного промысла считается грамотная работа, выстроенная по организации вылова лососевых видов рыб, одним из основных звеньев которой является проведение конкурсов на право заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка. Но в последнее время итоги завершившихся конкурсов на 90 процентов являются предметами судебных разбирательств. В связи с обращениями рыбопромысловых компаний, в том числе градообразующих организаций, для недопущения недобросовестной конкуренции при проведении конкурсов Хабаровский край обращался в федеральные органы власти с предложением предусмотреть при формировании конкурсной комиссии её паритетный состав. В частности равное число представителей от подразделений Федерального агентства по рыболовству и от исполнительной власти субъекта РФ. Считаем важным установить требование о том, что конкурсная документация разрабатывается комиссией, а утверждается организатором конкурса. Пока разработка и утверждение конкурсной документации является прерогативой организатора конкурса. Необходимо установить обязанность участников вносить обеспечение заявки на участие в конкурсе в размере 50 процентов от размера платы за предоставление рыбопромыслового участка. Такие поправки упростили бы и сделали более прозрачной процедуру проведения конкурсов.

Инновации лесного комплекса

Сеть лесных дорог, как главный фактор заготовки и воспроизводства леса, сохранения его от пожаров - важнейшее условие привлечения инвестиций и освоения территории - в Хабаровском крае в 12 раз меньше, чем в среднем по России и в сотни раз в соотношении с передовыми «лесными» странами. Для комплексного решения «дорожной» проблемы необходимо внести дополнения в Лесной Кодекс РФ и законодательно определить федеральный статус лесных дорог, порядок и источники финансирования их строительства из бюджетов федерального, субъектов и акционерных обществ. Лесные дороги наравне с лесными ресурсами должны находиться в государственной собственности с возможностью их передачи в аренду.

Высокие тарифы естественных монополий делают неконкурентоспособной любую лесную продукцию, ориентированную на западные районы России. Только тепловая энергия в Хабаровском крае в 1,6 раза, а электрическая в 2 раза дороже, чем в среднем по России, и кратно дороже на фоне Сибири. В результате лесной сектор вынужден работать на диктующем свои условия безальтернативном рынке СВА. Необходима законодательная поддержка в приоритетном решении базисных вопросов энергетики в восточных районах страны, способствующем развитию лесного сектора.

Системные проблемы лесного сектора усугубляются утратой внутреннего рынка, потреблявшего до 70 процентов лесобумажной продукции Хабаровского и Приморского краев, Амурской области. Сегодня рынок этих регионов из-за малой емкости и низкого платежеспособного спроса не стимулирует развитие лесного сектора. Его локомотивом и одним из наиболее действенных механизмов решения жилищной, кадровой и миграционной проблем в Хабаровском крае, как и в остальных территориях ДФО, может стать деревянное домостроение. В целях придания динамики этому процессу необходимо принять государственную программу содействия по отводу земли, создания инфраструктуры и софинансирования. В связи с этим Госдуме РФ необходимо ускорить принятие закона о внесении изменений в некоторые нормативные правовые акты РФ, касающиеся малоэтажной жилищной застройки территорий.

Наиболее актуальной проблемой инновационного развития лесного сектора Хабаровского края, как и соседних территорий, является полное комплексное использование низкотоварной древесины и отходов лесопромышленного производства, рассматриваемое как объективная необходимость и гарантия смены лесопользования от истощительно-экстенсивной к устойчиво-интенсивной системе. Эта проблема в Хабаровском крае может решаться за счет создания межрегионального целлюлозно-бумажного комбината (ЦБК), способного дать наибольший мультипликативный эффект. Строительство ЦБК с учетом перспектив роста мощностей комбината, поддержания конкурентоспособности, достаточного обеспечения сырьем требуется решить следующие задачи: государственная поддержка создания нового ЦБК и финансирование ресурсов в создание инженерной инфраструктуры на праве собственности, придание импульса началу строительства акционерами в формате государственно-частного партнерства. Возможной консолидации сырьевых потоков смежных территорий для нормального функционирования ЦБК. Снабжение комбината древесиной в требуемом объеме в рамках одного региона практически не решается.

Создание с государственной поддержкой единственного в ДФО крупного предприятия глубокой химической переработки – утилизатора НТДО – обеспечит предпосылки для рентабельного наращивания лесопильных мощностей. При этом участие регионов в решении вопросов логистики материальных ресурсов, готовой продукции расширяет и поднимает на более высокий уровень кооперацию трех дальневосточных территорий.

Для лесного сектора проблема кооперации науки и бизнеса актуальна, но она не нашла отражения ни в Лесном Кодексе РФ, ни в подзаконных актах к нему. Реализовать кооперацию можно только при участии государства на федеральном уровне и на уровне субъектов РФ. Совместная работа в этом направлении могла бы привести к решению проблем, накопившихся за десятки лет. С целью усиления эффективности бизнеса необходимо в дополнение к Лесному Кодексу РФ рассмотреть возможность создания благоприятных условий для устойчивого развития предпринимательства и повышения его роли в лесном секторе.

Экология в клещах монополизма

Общественные экологические организации предлагают запретить на законодательном уровне проведение сельскохозяйственных палов и выжигание сухой растительности. В законе отсутствуют четкие нормы, запрещающие проведение палов и выжигание травы на корню. В то же время, это является экологическим правонарушением, установленным «Модельным экологическим кодексом для государств участников Содружества Независимых Государств». Поправки в документ приняты на пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-членов СНГ. В соответствии с Правилами пожарной безопасности в РФ, утвержденными приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий запрещается выжигание стерни, пожнивных остатков, разведение костров на полях, в отношении выжигания сухой травы на корню запрет отсутствует.

Предлагается введение законодательной нормы о государственном заказе на продукцию, произведённую с использованием вторичного сырья. В приоритете государственной политики в области обращения с отходами – уменьшение количества образования отходов и их вовлечение в хозяйственный оборот. Но преференций предприятиям переработчикам отходов на государственном уровне не установлено. Существовавшая в советское время система сбора и утилизации вторичного сырья разрушена. Часто продукция, произведённая с использованием вторичного сырья, не уступает аналогам, изготовленным на основе так называемого «чистого» сырья – строительные материалы, товары хозяйственно бытового назначения и другие. В данной ситуации, в целях развития рынка вторичных ресурсов и вовлечения отходов во вторичное использование следует установить преимущество для соответствующей продукции, закупаемой для государственных нужд.

Предлагается расширить критерии отнесения предприятий, пользующихся льготами по оплате за технологическое присоединение к электрическим сетям, путём выделения категории предприятий малого бизнеса, специализирующихся на переработке вторичных материальных ресурсов. В соответствии с Постановлением Правительства РФ порядок ценообразования в отношении электроэнергии в РФ предусматривает льготный порядок присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям для субъектов малого бизнеса. При присоединении энергопринимающих устройств максимальной мощностью свыше 15 и до 100 киловатт в час включительно оплата технологического присоединения может осуществляться с рассрочкой на срок до 3 лет с момента фактического присоединения с внесением авансового платежа в размере 5 процентов размера платы за технологическое присоединение без выплаты процентов. Однако в данном случае не учтена специфика предприятий, относящихся к категории субъектов малого и среднего бизнеса, имеющих более высокую мощность энергопринимающих устройств. На территории города Хабаровска стоимость присоединения к городским электросетям для предприятий промышленности составляет 18 тысяч рублей за киловатт в час потребляемой мощности. Кроме этого, при организации нового производства необходимо произвести оплату технических затрат на подключение к электросетям. Потребляемая мощность комплекса по переработке пластиковых отходов с выпуском готовых изделий производительностью до 140 тонн отходов в год составляет не менее 200 киловатт. Среднее потребление электроэнергии линии по механической переработке резинотехнических отходов составляет 350 киловатт в час. При организации переработки макулатуры с выпуском готовой продукции необходимо учитывать средние затраты на электроэнергию в объёме от 120 киловатт в час. Организация производства средней мощности по переработке пластиковых отходов требует единовременного вложения на присоединение энергопринимающих устройств и реконструкцию линий электропередачи около 5 миллионов рублей. Данный факт серьёзно сдерживает предпринимательскую активность в этой сфере. Предложение вошло в рекомендации парламентских слушаний по проблемам нормативно-правового и технологического обеспечения обращения с отходами производства, но конкретных решений по данной проблеме пока не принято.

Андрей СМИРНОВ.

г. Хабаровск



← Назад в раздел