К бедной власти люди за помощью не идут

Открывая заседание, председатель Комитета Госдумы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления Виктор Кидяев как бы очертил круг обсуждаемых проблем. В числе первоочередных – кадры, особенно для глубинки, сельских поселений, межбюджетные отношения. Даже хорошо подготовленный глава района опускает руки, если пусто в кассе, а люди перестают обращаться к бедной власти. По самым простым житейским вопросам они пишут жалобы первым лицам государства.

Только одиннадцать регионов, сообщил В. Кидяев, обходятся без дотаций. Год назад их было четырнадцать. Местные бюджеты в минувшем году на две трети состояли из субсидий, дотаций, субвенций. Собственные налоги: земельный, на имущество физических лиц дают не более четырех процентов поступлений. Они должны пополняться за счет других источников: прибыли организаций, малого бизнеса. Соответственно, нуждается в «реконструкции» Бюджетный кодекс РФ. Нужно закрепить в нем долю отчислений в муниципальную казну с налога на доходы физических лиц минимум до пятидесяти процентов. Изменить и его статус, сделав региональным. И взимать не по месту работы, а по месту жительства граждан. За такой подход, напомнил В. Кидяев, и Президент.

Госдума, со своей стороны, одобрила поправки в Налоговый кодекс. Участки, занимаемые учреждениями обороны и безопасности, исключаются из перечня объектов, не облагаемых земельным налогом. Он целиком поступит в адрес тех, кто здесь живет и трудится. Приняты изменения в закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (Далее 131-й закон, авт.). Они уточняют полномочия местной власти, касающиеся хозяйственных задач. В частности, электро-, тепло-, газоснабжения, участия в определении тарифов на услуги ЖКХ. Вышестоящим инстанциям запрещено возлагать на нее обязанности, не обеспеченные финансами. Эти, другие меры дополнительно принесут около семисот миллиардов рублей, доходы муниципалитетов увеличатся на четверть.

– Средняя температура по больнице,– полагают некоторые участники дискуссии. – Надо учитывать финансовые возможности регионов, конкретные условия жизни, хозяйствования.

Они различные, скажем, на Камчатке и в Подмосковье. Неравенство, особенно в вопросах социальных, болезненно воспринимается населением. Взять хотя бы ежемесячные детские пособия. В Московской области составили за прошлый год тысячу рублей, Ненецком автономном округе – 820, а в Дагестане, Калмыкии, Чечне, Калужской, Тамбовской областях – сто рублей. Разница – на порядок. Ежемесячная выплата ветеранам труда из региональных бюджетов была в 2010 году на Ставрополье, в Амурской, Калининградской, Тульской областях свыше тысячи рублей, а в Ингушетии, Хабаровском крае 100 - 140 рублей. В такой огромной стране, как Россия, не обойтись без инструментов выравнивания финансовых возможностей. Но средства нельзя отдавать в руки того или иного чиновника. Помощь должна регулироваться четко установленными правилами.

– Поощрять самостоятельность, инициативу, – уточнил В. Кидяев, сам двенадцать лет возглавлявший район. – Ленивым, инертным никакие деньги не помогут.

В каждом муниципальном образовании, как он полагает, должен быть социальный паспорт с четким обозначением суммы требуемых средств, источников поступления, статей расходов. На основании таких расчетов определять размеры финансовой помощи. Иными словами, прежде чем делегировать «низам» полномочия, надо объективно рассмотреть их перечень, уточнить цену, соотнести ее с возможностями муниципалитетов.

Есть немало способов обеспечить их финансовую «подпитку». Например, дать право распоряжаться у себя такими природными ресурсами, как глина, песок, гравий, торф. Это, во-первых, укрепит сырьевую базу местного строительства, энергетики. Во-вторых, пополнит казну. К сожалению, отметил В. Кидяев, чаще наблюдаем обратный процесс: полномочия с мест поднимают на более высокий уровень.

Елена Кодина, директор департамента Министерства регионального развития РФ подтвердила: государственные органы таким способом желают сохранить за собой всю полноту власти. И предложила составить реестр полномочий, сделать его публичным. Муниципальные образования, в соответствии с 131-м законом, осуществляют 44 полномочия. В Ленинградской области они готовы взять на себя 63, Ярославской 27, в Красноярском крае – 43. Тут многое зависит от экономических возможностей, взаимодействия с другими структурами власти.

Последние нередко вставляют муниципалитетам «палки в колеса». И привела в пример недавний приказ Минприроды. В соответствии с ним власть субъектов Федерации наделяется правом вести реестр особо охраняемых территорий, в том числе местного значения. «Братьев меньших» тем самым вынуждают, образно говоря, подвинуться.

Так что разграничение полномочий нельзя пускать на самотек. Нужен контроль. Тут недостаточно одних лишь надзорных функций. Важно чтобы те, кто «на низах» знали свои права, отстаивали их последовательно и твердо. Между тем из 23 тысяч глав муниципальных образований, посетовала Е. Кодина, непосредственно избираются гражданами чуть больше двенадцати тысяч. То есть, почти половина из них не имеет прочной опоры среди населения.

– Мы готовы принять сто полномочий и больше, – заявил председатель комитета Госсобрания Республики Мордовия Сергей Сорокин. – Справимся лучше, чем федеральный центр. Но вместе с ними передать и средства.

Из-за отсутствия таковых, говорили участники слушаний, органы местного самоуправления все больше встраиваются в вертикаль государственной власти. Практически не остается возможностей для реализации собственных инициатив. Немало дополнительных функций субъекты Федерации возлагают на местное самоуправление с формулировкой «рекомендовать». В условиях финансовой зависимости от них на деле это означает «выполнить и отчитаться». По сути, отвечает оно за все, что недостаточно четко прописано в законодательстве.

Подлинный федерализм предполагает оптимальное сочетание интересов центра и территорий. Такого баланса, по мнению С. Сорокина, нет. В основе должна быть единая социально-экономическая система. А центр, субъекты Федерации, местное самоуправление обеспечивают ее эффективное функционирование. Он предложил подготовить закон о консолидированном бюджете, определить его основные пропорции, где, какие налоги должны оседать. Например, от малого и среднего бизнеса - на нижнем уровне. Федеральному центру, прежде всего, от природной ренты. Она принадлежит государству, народу, а не монополиям, олигархам.

– Но пока что низы не могут, верхи не хотят регулировать межбюджетные отношения, – с сожалением констатировал Николай Харитонов, председатель Комитета Госдумы по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока.

Между тем, сказал он далее, разграничение полномочий власти - один из важнейших инструментов государственной политики. Лишь за то, чтобы из Конституции Татарстана было убрано слово «суверенитет», федеральный центр заплатил в свое время этой республике, на ее развитие, пятнадцать миллиардов рублей.

Заметно расширены функции муниципальных образований. Они участвуют в профилактике терроризма, экстремизма. За ними – мероприятия по гражданской обороне, защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, создание, содержание аварийно-спасательных служб, организация мероприятий по мобилизационной подготовке. Но вопросы обороны и безопасности, по Конституции, относятся к полномочиям государственной власти. Она же «свалила» их на «низы», не дав при этом средств.

Горькую быль поведал собравшимся глава города Каменск - Уральский Свердловской области Михаил Астахов. Тут предприятия машиностроения, оборонного комплекса. В прошлом году их оборот составил 81 миллиард рублей, средняя зарплата – 21 тысячу рублей. Но больше 84 процентов налогов уходит в вышестоящие уровни бюджета. Сам же город вынужден обращаться за финансовой помощью, чтобы строить, содержать дороги, школы, детские сады. Рабочие сетуют: могли бы жить лучше, если б не постоянно растущие тарифы на коммунальные услуги, налоги, опустошающие муниципальную казну. Все это создает напряженную обстановку.

Солидарен с ним и Андрей Маринович, депутат Нижнетагильской городской Думы. В Нижнем Тагиле создан технопарк. Дело перспективное, однако население встретило его в штыки. В составе технопарка планируется построить метаноловый завод. Производство вредное, экологически опасное. Казалось бы, возможные риски надо компенсировать материальными стимулами. Однако налоги с технопарка минуют городскую казну.

Есть административная комиссия. Она штрафует за незаконное пользование землей, несоблюдение правил благоустройства, санитарных норм и прочее. Город ее содержит, а средства, собираемые этой организацией, уходят в областной бюджет. Сейчас активно развивается автоматизированная система фиксации нарушений правил дорожного движения. Дело нужное. Только муниципальному образованию, такому как Нижний Тагил, сетует А. Маринович, невыгодное. Штрафы от нарушений ПДД уходят в федеральную казну.

Участники слушаний с особым интересом ожидали выступление Олега Бежаева. Что же ответит на их сетования заместитель директора департамента межбюджетных отношений Минфина России?

Точности учета расходов, сказал он, мешает неопределенность, дублирование полномочий властными структурами. Согласился и с критикой бюджетных пропорций: 53 процента центру и 47 – регионам. В федеральной казне оседают основные, наиболее крупные налоги, составляющие до восьмидесяти процентов доходов. Тем не менее, за счет субсидий, субвенций, трансфертов удается сбалансировать бюджеты всех уровней. Да, сказал представитель Минфина, система сложная, не во всем справедливая. Но тут уж депутаты, сенаторы должны пенять на себя. Кто создавал, принимал налоговое законодательство?

Правда, за последнее время в него внесены поправки, защищающие финансовые интересы регионов. Например, дотация не может быть снижена в очередном финансовом году. Она устанавливается на трехлетку. О. Бежаевс сожалением отметил: такого подхода нет к местным бюджетам. Но министерство принимает меры, чтобы устранить эту несправедливость. Полномочия, переданные субъектам Федерации, обошлись казне в прошлом году почти в 340 миллиардов рублей. Субсидии составили 107 миллиардов рублей. Связанные с этим расчеты отнимают уйму времени, сил. Поэтому министерство предлагает ввести систему единой субвенции.

Значительные потери бюджетов: и местных, и региональных, признал О. Бежаев, связаны с выплатой федеральных льгот отдельным категориям граждан. По разным оценкам, это около четырехсот миллиардов рублей. Готовятся правовые акты, которые должны снять такую нагрузку. Обсуждаются вопросы совершенствования налога на доходы физических лиц. Проблема, по его мнению, сложная. Большинство специалистов считает несвоевременным переход к зачислению НДФЛ в казну субъектов Федерации, по месту жительства плательщика. Поддерживают эту идею лишь там, где большой отток рабочей силы в соседние регионы.

– Экономика страны, несмотря на кризис, несовершенство системы управления, устойчива, стабильна, – отметил депутат Госдумы, председатель Всероссийского совета местного самоуправления Вячеслав Тимченко. – Созданы Банк развития, инвестиционные, венчурные фонды. Вместе с тем предстоит совершенствовать взаимодействие всех уровней, этажей власти. Об этом говорили и Президент, и премьер. В. Тимченко напомнил некоторые их поручения: передать муниципалитетам налоги от малого бизнеса, перейти на долгосрочное планирование и выделение межбюджетных трансфертов, использовать целевые субсидии в основном при софинансировании инвестиционных проектов. Глава правительства поручил также подготовить закон, который бы регламентировал взаимоотношения местного самоуправления и надзорных органов. Из - за необоснованного давления со стороны последних тормозится его работа, страдает авторитет руководителей муниципальных образований.

А воз – и ныне там. Это упрек и законодателям. Вовремя не воплотили поручения в правовые акты.

С момента вступления в силу 131-го закона количество полномочий на муниципальном уровне удвоилось. Потому что дополнялись отраслевыми, без учета «зоны действия» закона базового. Причем средств ни на копейку не добавлено. Минфин опять кормит обещаниями, а время требует конкретных действий. Та же проблема кадров местного самоуправления, пожалуй, острее дефицита финансов. Минрегионразвития предложило создать госпрограмму их подготовки и переподготовки. В Минфине вычеркивают эту бюджетную строку. Кажется сегодня, наконец, решили ее принять

Степан Киричук, председатель Комитета Совета Федерации, президент Общероссийского конгресса муниципальных образований не согласился с авторами некоторых выступлений. Местная власть должна учиться диалогу с региональной. Можно не любить губернатора, ненавидеть депутатов, но общаться, решать с их помощью свои задачи главы муниципальных образований обязаны. Попросил Андрея Епишина, председателя законодательного Собрания Тверской области ответить коллеге с Урала: «Как поступаете с дорожными штрафами?»

А. Епишин:

– Они остаются в области. Часть идет муниципалитетам. Средства используем на реализацию программы безопасности, в том числе дорожного движения.

С. Киричук:

– Значит, можно просто договариваться с органами государственной власти?

А. Епишин:

– Не всегда. Если, скажем, полк ГИБДД работает на нашей территории, но приписан к другому региону, штрафы туда и уходят.

Материальные ресурсы очень важны, согласился С. Киричук, «Но я никогда не поверю, что уровень бюджетной обеспеченности влияет на покраску палисадников, на высоту бурьяна вдоль улиц и дорог». Защищать основы местного самоуправления – это и бороться за благополучие, жизнеобеспечение каждой деревни, каждого хутора. Но есть регионы, где только радуются сокращению числа поселений. Легче бюджет формировать. С уходом человека пустеет, сиротеет и земля.

С. Киричук, другие признали привлекательной идею консолидированного бюджета. Важно, чтобы Минфин серьезно над нею поработал. И трансфертная политика скоро должна измениться. Речь идет о едином «мешке» средств субъектам Федерации. Заксобрания, губернаторы, муниципалитеты будут сами определять куда, в каком объеме их направить. Ибо децентрализация полномочий без финансов бесполезна. А связь федеральных, региональных работников с населением, с муниципальными лидерами должна быть постоянной. В том числе и для губернаторов. Тем более теперь, когда кандидат на этот пост должен будет заручиться поддержкой депутатов, глав муниципальных образований.

Участники слушаний приняли документ, рекомендующий государственным органам федеральной, региональной власти, местного самоуправления, общественным объединениям учесть высказанные замечания, предложения. А В. Кидяев обещал: «По графику объедем все восемь федеральных округов и на месте, до мелочей будем обсуждать эти проблемы».

Что ж, остается ждать высоких гостей и надеяться: порядок во власти будет обеспечен.

Александр Платошкин, специально

для «Парламентской газеты на Дальнем Востоке»

Москва.



← Назад в раздел