«Республика Саха (Якутия) - на новом этапе исторического развития»

Для нас, жителей Республики Саха (Якутия), 2012 год выдался богатым на знаменательные события. В этом году мы отмечаем 380-летие вхождения Якутии в состав Российского государства, 90-летие образования Якутской АССР и 20-ю годовщину принятия Конституции (Основного закона) республики.

Якутская АССР образована 27 апреля 1922 года декретом ВЦИК РСФСР. Обретение статуса автономной республики определило всю дальнейшую судьбу Якутии, положило начало кардинальным политическим, экономическим, социальным и духовным реформам нашего северного края. Из отсталой окраины Российской империи она превратилась в индустриально-аграрный край с устойчивой промышленностью, с дотируемым, но вполне жизнеспособным сельским хозяйством. Достижения республики в области культуры, образования и науки стали известны далеко за ее пределами.

Первый этап промышленного развития автономии связан с формированием золотодобывающей отрасли. Ее развитие позволило начать хозяйственно-экономическое переустройство, приступить к планомерному развитию других отраслей – строительства, электроэнергетики, транспорта и связи. Появилась возможность направлять значительные бюджетные средства на образование, медицину. Золотодобыча дала толчок геологоразведке, открывшей богатые минерально-сырьевые месторождения. Сегодня известно, что за всю историю этой отрасли промышленности Якутии добыто более одной тысячи тонн золота.

Второй этап промышленного развития республики начался в послевоенные годы с открытия алмазных трубок, создания в 50-е годы алмазодобывающей промышленности, строительства горно-обогатительных комбинатов, Вилюйской ГЭС. В эти годы была разработана научно обоснованная технология строительства в условиях вечной мерзлоты, значительно укрепилась база стройиндустрии, бурно развивалась электроэнергетика, проводилось укрупнение колхозов, создавались совхозы. В конце 40-х - начале 50-х годов были созданы крупные научные и образовательные учреждения, в том числе Якутский филиал Сибирского отделения Академии наук СССР, Якутский государственный университет.

В 70 - 80-е годы начался следующий, третий этап промышленного развития республики. Именно в этот период складывается еще одна базовая отрасль народного хозяйства - угледобывающая. Начинается развитие Южно-Якутского территориально-промышленного комплекса, объединившего угольный разрез «Нерюнгринский» и крупный энергетический узел – Нерюнгринскую ГРЭС. Предлагаются первые идеи строительства металлургического комбината на базе залежей южноякутских коксующихся углей и железной руды. Возникают новые отрасли – оловодобывающая и сурьмяная. В этот же период на территории республики были разведаны уникальные месторождения нефти и газа, других полезных ископаемых. Разработка Мастахского, Средневилюйского и ряда других месторождений природного газа позволила начать газификацию населенных пунктов Якутии. Сформировалась своя научная, инженерная элита. В промышленность республики пришли тысячи якутян: инженеры, высококвалифицированные рабочие.

Закономерным продолжением национально-государственного строительства Якутии стали события двадцатилетней давности. Образование Российской Федерации в качестве самостоятельного государства, принятие Декларации о государственном суверенитете, Концепции о качественном обновлении российского федерализма дали толчок национальным автономиям в развитии их государственности.

На волне оживления общественной жизни Якутия 27 апреля 1992 года приняла новую Конституцию (Основной закон) республики. Это важнейшее политическое событие послужило началом качественно нового этапа истории Якутии, началом развития экономики республики, социальной и духовной сферы с позиции самостоятельности и дальнейшей консолидации ее многонационального народа.

Задачи конституционного строительства республики как субъекта Российской Федерации были чрезвычайно сложны и ответственны. Во-первых, нужно было всемерно укреплять новый уровень государственности, создавать новую систему государственной власти и управления. Во-вторых, решать срочные проблемы коренного реформирования экономики и социальной политики. В-третьих, обеспечивать политическую и общественную стабильность республики. И, наконец, нужно было решать задачи, связанные с развитием демократических институтов.

Якутия как часть государства была вовлечена в бурные процессы эволюции России. Утверждался новый тип общественных отношений. Было покончено с монополией государственной собственности. Установились многоукладная экономика, социальный плюрализм, идеологическое и политическое разнообразие.

В этих условиях руководству республики удалось избежать последствий разрушительной приватизации. Благодаря авторитету первого президента нашей республики Михаила Николаева, его взвешенным решениям, удалось сохранить материально-технический потенциал и трудовые ресурсы Якутии. Была гарантирована организационно-правовая, производственно-хозяйственная и материально-финансовая самостоятельность компаний «Алмазы России-Саха» и «Якутуголь», сохранена их бюджетообразующая роль. Были конкретизированы и упорядочены энергетические ресурсы республики.

Экономическая политика первого президента была поддержана народными депутатами, общественностью республики и получила новый импульс при президенте Вячеславе Штырове. При этом руководству Якутии приходилось учитывать последствия начавшейся политики федеральной власти на централизацию, построение «вертикали власти», «федерализацию» собственности.

Сегодня в развитии промышленности республики определяющей на годы вперед стала утвержденная Правительством Российской Федерации Схема комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Якутии до 2020 года. Началось развитие инфраструктуры республики. Оно связано со строительством железнодорожной линии, началом работы магистрального нефтепровода «Восточная Сибирь - Тихий океан», введением производственного комплекса по добыче нефти на Талаканском и Алинском месторождениях.

В результате создания новых отраслей промышленности республика наконец-то покончила с моноотраслевой экономикой. Становление многоотраслевого экономического хозяйства позволило существенно изменить структуру и увеличить доходную часть ее государственного бюджета. Поступления в бюджет республики от нефтедобывающей отрасли вышли на второе место. Новые возможности перед республикой открываются в связи с созданием Якутского центра газодобычи в рамках Восточной газовой программы России. Определены сроки начала строительства газотранспортной системы «Якутия - Хабаровск - Владивосток», ввода первой очереди газоперерабатывающих и газохимических мощностей, добычи нефти и газа на Чаяндинском месторождении.

Президент республики Егор Борисов на основе действующей экономической стратегии проводит последовательную и настойчивую работу, направленную на завершение строительства железнодорожной линии Беркакит - Томмот - Якутск. Он добивается от руководства крупных компаний программного участия в развитии социальной сферы республики, организует работу органов государственной власти по защите интересов ее населения, связанных с открытием АК «АЛРОСА». Одновременно президент проводит в жизнь политику инвестиционной привлекательности республики, поощрения среднего и малого бизнеса, повышения товарности сельского хозяйства и местного производства. Егор Борисов работает в тесном контакте с федеральными органами власти, муниципальными образованиями и депутатами всех уровней.

Сегодня Россия вступила в новый этап развития, набирают темпы и субъекты Федерации. Президент Якутии Егор Борисов в своем послании Государственному Собранию (Ил Тумэн) выразил твердую уверенность в том, что республика располагает всеми условиями для динамичного, комплексного, социально ориентированного, демократического развития, соответствующего новому этапу развития страны.

Поступательное, динамичное развитие республики немыслимо без опережающего комплексного законодательного обеспечения. Развитие института парламентаризма, конструктивное сотрудничество всех ветвей власти, эффективное взаимодействие с федеральными органами власти, активизация институтов гражданского общества приобретают первостепенное значение.

Предстоят новые изменения. Президентом страны Дмитрием Медведевым инициирован новый порядок избрания депутатов Государственной Думы и глав регионов Российской Федерации. Рассматривается концепция законопроекта, предусматривающая переход и на выборность членов Совета Федерации. Внесены изменения в федеральный закон «О политических партиях», позволяющие создавать политическую партию при наличии 500 членов. Право на место в парламенте получили партии, набравшие не менее 5 процентов голосов избирателей.

Сегодня усиливается контрольная функция республиканского парламента. Принят закон о Счетной палате Якутии. Становится политической традицией отчет президента республики перед депутатами. Государственное Собрание (Ил Тумэн) уже дважды заслушало доклад Егора Борисова о результатах деятельности исполнительных органов госвласти и в целом его одобрило.

Как известно, в 2006 году изменился порядок наделения полномочиями глав субъектов Российской Федерации. Тогда это решение было обусловлено объективными обстоятельствами. Но и тогда народные депутаты Якутии посчитали, что это временная мера, и не отменили, а только приостановили действие соответствующих норм Конституции республики. Как показало время, это было верным решением, и сегодня нормы о прямых выборах населением глав регионов возвращаются в законодательство.

Четвертый созыв Госсобрания (Ил Тумэн) впервые выстроил свою деятельность по фракционной системе. Партийный подход позволяет депутатским фракциям вырабатывать единую и ответственную позицию. При этом большая часть ответственности за законотворческую деятельность, за своевременное принятие законов ложится на партию большинства.

Парламенту республики предстоит создать правовую основу для повышения роли партийных фракций, которые станут главным инструментом реализации программ развития и интересов избирателей. Также считаю возможным, что депутат может быть лишен своего мандата при выходе или исключении из политической партии, от которой он избран, или же когда партия поставит вопрос о его отзыве за несоблюдение позиции партийной фракции.

За прошедшие двадцать лет мы дважды провели муниципальную реформу в республике, сформировав и продолжая совершенствовать законодательную базу местного самоуправления. На уровень муниципальных образований переданы значительная часть полномочий по социальной сфере, полномочия по поддержке сельхозпроизводства, будут передаваться полномочия по ЖКХ.

На федеральном уровне сейчас разрабатывается проект закона о передаче дополнительных полномочий как субъектам, так и муниципальным образованиям, будет пересмотрено налоговое законодательство. Таким образом, федеральная власть начинает серьезную децентрализацию, что предполагает повышение ответственности субъекта Федерации по развитию территорий.

Государственному Собранию (Ил Тумэн) предстоит выполнить большой объем законотворческой работы по обеспечению выполнения стратегических планов развития страны и республики. Это означает, что роль парламента на современном этапе возрастает.

Мы, народные депутаты Якутии, намерены организовать качественную экспертизу законопроектов, проводить широкие предварительные консультации с институтами гражданского общества.

Председатель правительства и избранный Президент Российской Федерации Владимир Путин поставил задачу укрепления роли законодательных собраний в регионах и представительных органов местного самоуправления по всей стране, а также необходимость развития их контрольных полномочий. В этом плане мы будем совершенствовать инструменты парламентского контроля – это ежегодный отчет президента республики, «правительственные часы», парламентские слушания, парламентские расследования, депутатские запросы.

Многое зависит от эффективности взаимодействия республиканских властей с федеральными органами государственной власти. Масштабность новых промышленных проектов и их значимость для реализации возможных социальных программ для населения обязывают нас еще активнее использовать право законодательной инициативы, лоббировать и отстаивать интересы республики в Государственной Думе РФ. Это относится и к вопросам федерального законодательства в сфере недропользования, охраны окружающей среды, пенсионного обеспечения северян, а также налогового и бюджетного законодательства.

В последние годы президент республики и Государственное Собрание (Ил Тумэн) принимают системные меры по созданию условий для активизации гражданского общества, стремятся создать достаточно сильные инструменты влияния гражданского общества. Значимым шагом в этом направлении стало создание Общественной палаты Республики Саха, которая самостоятельно работает в интересах гражданского общества, решая возникающие проблемы в порядке экспертно-консультативной работы, непосредственно взаимодействуя с органами государственной власти. По инициативе Общественной палаты и представителей некоммерческих организаций планируется проведение первого Гражданского форума Якутии. Разрабатывается республиканский закон «О гражданском контроле», где предусматривается формирование общественных советов при министерствах и ведомствах, а также при муниципалитетах. Общественные советы будут одной из форм обеспечения прозрачности и открытости деятельности органов власти и самоуправления.

Мы не сможем повысить гражданскую и деловую активность людей, если не будем последовательно развивать местное самоуправление. Время диктует муниципалитетам по-деловому заниматься увеличением доходной базы, привлекать население к участию в крупных проектах, активно работать с представителями бизнеса. Представительным органам местного самоуправления надо активнее пользоваться правом законодательной инициативы.

Хочу подчеркнуть, что в республике достигнут конструктивный уровень диалога власти и институтов гражданского общества, что дает возможность на основе взаимного уважения и доверия добиться значительных экономических и социальных перемен в жизни республики.

Сегодня можно утверждать, что наша Конституция и наши законы не просто работают на человека, они активизируют его созидательную энергию, стимулируют предпринимательскую инициативу.

В Якутии сформированы качественно новые условия для самореализации граждан, открывается простор для дальнейшей демократизации общества. Экономическая свобода, идеологическое и политическое многообразие, равенство всех перед законом являются основными приоритетами правового развития республики.

Сегодня, оглядываясь на прошлые десятилетия, мы еще раз убеждаемся в том, что современные достижения нашей республики во многом заложены судьбоносными историческими решениями, принятыми в 1922 и 1992 годах. Прошедшие годы подтвердили неизменность стремления нашей республики вносить свою лепту в развитие единого, сильного федеративного Российского государства.

Республика Саха (Якутия) находится на новом этапе исторического развития. И только в результате созидательного труда всех жителей, конструктивной работы органов государственного и муниципального управления, активного участия гражданского общества мы сможем построить нашу новую Якутию на прочном фундаменте государственности, демократии, права и эффективной экономики.

Сделать это реальностью у нас хватит сил, настойчивости, мудрости и достоинства.

г. Якутск



← Назад в раздел