Они стали первыми

Напряжение витало в воздухе. Радость от предчувствия поистине исторического события, волнение, возможно, и нервозность (несмотря на точный инженерный расчет и мастерство строителей, она тоже владела многими). И вот свершилось! 135-тонная замковая панель шириной 32 и длинной 7,5 метра оторвалась от палубы баржи «Катя», поднялась на 64-метровую высоту и ювелирно встала на предназначенное ей место. Вся операция заняла ровно два часа. Берега бухты Золотой Рог, более полутора веков делившей Владивосток на две части, соединились.

Собравшиеся строители, почетные гости, журналисты четкую работу монтажников встретили криками «ура!» и рукоплесканиями. Это был восторг победы. И гордое слово громко прозвучало в вечернем поднебесье. Пишущая братия его охотно подхватила.

– Вас можно поздравить с победой? – обратилась я с вопросом к мастеру строительно-монтажных работ Алексею Федорчуку.

– Я испытываю чувство радости. Сложная работа завершилась успешно. Все мы обрели огромный опыт. Сумели преодолеть и трудности. Несмотря на случившийся в конце прошлого года пожар, вошли в график. Работали без «навала», надежно. Мне и моим коллегам есть и будет чем гордиться.

Инженер-резидент ООО «Мостовое бюро» из Санкт-Петербурга Людмила Голубенко подтвердила:

– Все сделано с исполнением технического регламента. Строительство велось очень грамотно. Надежность конструкций сомнений не вызывает. Я просто счастлива, что попала во Владивосток, участвовала в сооружении этого удивительного моста.

– Почему удивительного?

– Он огромен и прекрасен. Можно сказать, полон изящества. Это не первый мой вантовый мост. Первый был в Питере. Но по сравнению с владивостокским он – всего лишь сувенирчик из «Киндер-сюрприза». Я счастлива общей победой…

Восторженный пыл слегка пригасил генеральный директор ЗАО «Тихоокеанская мостостроительная компания» (ЗАО «ТМК») Виктор Гребнев:

– Работа не окончена. Впереди еще много дел. И шампанское пить рано. Сейчас мы были свидетелями пусть важного, но все же очередного, запланированного этапа строительства. И этот этап проходим нормально. В июне мост будет поставлен на тестовые испытания. Уверен, пройдем их успешно. Но тогда и только тогда, пожалуй, уместен будет разговор о победе.

СТРОЙКА - ЭТО ПРЕОДОЛЕНИЕ

Некоторая сдержанность и осторожность в оценках руководителя генподряда и гендиректора ЗАО «ТМК» Виктора Григорьевича Гребнева мне была понятна. Вспомнился наш давний разговор о «черных метках», о том, что серьезной работе обязательно должен сопутствовать благоприятный настрой не столько самих строителей, а всех окружающих. Можно Купить диплом в Москве без предоплаты и адекватным ценам Если люди недовольны, сильно раздражены неудобствами, которые создают строители, то это и есть «черные метки». Они так или иначе отражаются на ходе работ.

Сооружение моста через бухту Золотой Рог при всем желании нельзя назвать «гладким», проходящим «без сучка и задоринки». Например, нерадивые субподрядчики из «Дальмостостроя» сорвали график, привели к отставанию строительства почти на четыре месяца. Пришлось исправлять недоделки, наверстывать упущенное. Потом пожар. Снова отставание…

И это притом, что изначально предполагаемый генподрядчик – маститая французская фирма – отказалась участвовать в сооружении моста через бухту Золотой Рог «из-за слишком сжатых, нереальных сроков строительства». Этот факт был широко известен. И многие владивостокские «оракулы» предрекали полный провал «глубоко провинциальной» мостостроительной компании из Уссурийска. Мол, взялась она за дело из «амбиций», не подкрепленных «амуницией».

И «черные метки» – неизбежное ворчание владивостокцев, часами простаивавших в автомобильных пробках из-за стройки, развернутой в центре города – были многочисленными. Но они не помешали ЗАО «ТМК» пройти «важный очередной этап» строительства точно по графику. Как оказалось, на «черные метки» генеральный директор компании обращает пристальное внимание не из суеверия, а чтобы успешнее их преодолевать.

– И пожар, и другие неурядицы мы сумели использовать для укрепления дисциплины, мобилизации усилий коллектива на достижение конечного результата. В моей строительной практике, да и практике всех моих коллег, мост через бухту Золотой Рог – самое сложное сооружение. Достаточно сказать, что мы первыми в мире построили пилоны столь необычной конфигурации – в виде латинской буквы «V». Спасибо талантливым инженерам из Санкт-Петербурга, которые их рассчитали и спроектировали. Правда, монтажные работы усложнились. При строительстве нам пришлось применить дополнительные растяжки, другие приспособления. Но усилия того стоили. Ведь красота и кажущаяся легкость конструкций необыкновенные. К тому же «V» – первая буква в названии Владивостока. Символично.

Еще один именинник «очередного этапа» – заместитель генерального директора, куратор и организатор строительства моста через бухту Золотой Рог Виктор Скляров. Я помню, как застала его в подавленном состоянии, не могла разговорить буквально на следующий день после случившегося пожара. Он вежливо выслушивал мои вопросы и отвечал односложно «да» или «нет». Наконец, взмолился: «Давайте отложим нашу беседу на более благоприятное время». Вот я и сочла, что время настало:

– Виктор Александрович, вы довольны сегодняшней работой? Скажите, почему мост к середине выглядит чуть-чуть горбатым?

– Доволен. Ребята все сделали буквально с миллиметровым допуском. Понимаете, русловый пролет у нас без малого километр, а мы ловим миллиметры. Иначе ванты при монтаже получат неверную нагрузку. Работа сверхточная. Но наши мастера в ней стали настоящими асами. Что касается небольшой выпуклости моста – она всегда должна быть.Такая «горбатость» – строительный подъем говорит о прочности, надежности руслового пролета.

Снова не очень многословно, но четко и ясно. Мне подумалось о мужестве и настойчивости уссурийских мостостроителей. Ведь они упорно учились, преодолевали трудности каждый день. И преодолели. Сегодня, вопреки всем предсказаниям не верящих в собственные силы местных «оракулов», выходят на финишную прямую. «Слишком сжатые, нереальные сроки» они превратили в реальные и нормальные.

Хотя норма у каждого своя. Однажды очень коротко я поговорила с немецким специалистом, работающим на строительстве.

– Ваши инжиниринг – класс! – сказал немец, а для убедительности сопроводил свою характеристику чисто русским жестом: поднял большой палец руки и «посолил» сверху.

На сооружении моста через бухту Золотой Рог трудятся постоянно, наведываются сюда периодически специалисты из Франции, Германии, Италии, Японии… Но в оценке своих коллег из Приморья они единодушны: «Умеют работать!»

«ВИКТОРИЯ» - ЗВУЧИТ НЕПЛОХО?

«Стыковку» пролетов моста наблюдали и «vip»  персоны. Увы, я не заметила, аплодировал ли, кричал «ура!» новый губернатор Приморского края Владимир Владимирович Миклушевский. Но в своей оценке сделанного он был щедр:

– Мост через бухту Золотой Рог не менее, а, возможно, и более важен для города, чем мост на остров Русский. Движение по Владивостоку не просто ускорится, но станет по-настоящему комфортным, сулит большую экономическую выгоду, выигрыш в экологии. Но если фирма «Крокус», ведущая строительство рекордного моста через пролив Босфор Восточный, была и остается достаточно авторитетной, то по поводу «Тихоокеанской мостостроительной компании» распространялось много слухов. Высказывались и сомнения, даже уверенность, что не справятся приморцы со столь сложной задачей. Сегодня все мы убедились: наши строители – подлинные мастера! Они – гордость России. Сложнейший с инженерной точки зрения объект оказался им по плечу. Да и организовали они работу в центре Владивостока с минимальным ущербом для города.

Уссурийские строители успешно завершают и сооружение четырехкилометрового низководного моста. Говорят, это проще, чем мосты вантовые. Но его протяженность тоже уникальна. Как и сроки возведения. Во многом именно наши строители стали первыми, применили самые передовые технологии.

Не сомневаюсь, что к первому июля все три моста будут построены и запущены в эксплуатацию. В тестовом режиме уже работает скоростная дефризовская трасса. Наш дорожно-мостовой комплекс – это достижение мирового уровня. Промчаться где-то по красивому вантовому мосту можно. Но чтобы за полчаса преодолеть сразу три уникальных мостовых сооружения – в мире ничего подобного еще не построено.

Что ждет нас в перспективе? Мы договорились, что будем строить дополнительные дорожные развязки. Они позволят из любого городского района быстрее попадать в порты, практически все интересные объекты Владивостока станут доступнее для горожан и гостей столицы Приморья. С окончательным вводом в строй дорожно-мостового комплекса город перейдет на новый уровень качества жизни.

Высокую оценку работе «Тихоокеанской мостостроительной копании» выставил и глава администрации Владивостока Игорь Сергеевич Пушкарев. Он признался, что испытывает особый подъем настроения. Ввод в эксплуатацию дорожно-строительного комплекса сравнил с 12 апреля 1961 года, когда притяжение Земли преодолел первый космонавт Юрий Гагарин. Сравнение дерзкое. Но правомерное, потому что город перейдет на современные скорости, вырвется из застоя нескончаемых автомобильных пробок.

Журналисты поинтересовались, как будет называться мост через Золотой Рог?

– Пока решения о названии ни моста через Босфор Восточный, ни через Золотой Рог нет. Мы объявляли конкурс среди жителей Владивостока. Поступили предложения разные. Но определиться трудно. Мост на о-в Русский, например, предлагают так и назвать: «Русский». А вот сами строители моста через Золотой Рог считают, что он достоин имени «Виктория». В переводе с латинского – «Победа». Звучит, по-моему, неплохо и вполне убедительно. Но тут можно догадаться об истоках (имя руководителя ЗАО «ТМК» и его заместителя, курирующего строительство моста, Виктор – прим. автора). Если по аналогии, – пошутил мэр, – то я бы предпочел, чтобы мост назвали Пушкаревским. Но, конечно, к мнению строителей мы отнесемся со всей серьезностью и вниманием. Выбор за народом.

Наш дорожно-мостовой комплекс – символ современной России. Мы не оканчиваем какой-то недострой, доставшийся нам из советского прошлого. Все запроектировано и сооружается людьми нашего времени. Очень важная инициатива: у мостов будут сооружены музеи, в которых отобразится история их проектирования и строительства. Сегодня очень популярным становится технический туризм. Думаю, надо сохранить лифты, организовать смотровые площадки на новых вантовых мостах. Вид ведь с них открывается изумительный.

По рельефу наш город часто сравнивают с Сан-Франциско. Но Владивосток всегда проигрывал, потому что не было у него моста, подобного «Золотым воротам». Уже очень скоро эта беда будет исправлена. Теперь Сан-Франциско впору завидовать «городу нашенскому». Владивосток становится по-настоящему уникальным и неповторимым городом-портом. В книгу рекордов Гинесса внесено имя человека, который прошел пешком 180 мостов. Ему сейчас 83 года. Мы надеемся пригласить его в гости. Пусть пройдет и по нашим мостам. Облик Владивостока меняется на века. И это русский рекорд, которым можно и нужно гордиться.

Валентина ЧАРСКАЯ.

г. Владивосток



← Назад в раздел