Станислав Мелюков: «Полномочий много - финансов мало»

Перераспределение

не в нашу пользу

– Станислав Юрьевич, вы возглавляете региональное отделение Всероссийского совета местного самоуправления и знаете все, что происходит на местах. С какими проблемами сегодня сталкиваются амурские муниципалитеты?

– Сама реформа местного самоуправления в принципе задумана правильно, ее декларируемые принципы имеют позитивный характер. Но практическая реализация 131-го Федерального закона выявила множество коллизий и недостатков, которые скрываются в частностях. Как в известном выражении: хотели, как лучше, а получилось, как всегда… Дело в том, что даже при четком определении многих полномочий муниципалитетов главная задача по наполнению местных бюджетов так и не решена. Об этой проблеме говорилось много, но впервые она была поднята на федеральном уровне лишь в прошлом году. К слову, обозначил ее губернатор Приамурья Олег Николаевич Кожемяко. Он предложил пересмотреть отношение к муниципальным и областным бюджетам. Требования к органам местного самоуправления растут, полномочий нам дали много, а денег на исполнение большинства из них нет.

По отзывам коллег – глав городов и районов – знаю, что 2012 год будет особенно трудным. Это связано в том числе с передачей всех муниципальных объектов здравоохранения на уровень субъекта Федерации и соответствующим перераспределением средств. И перераспределение это не в нашу пользу. Сейчас фактически у муниципалитетов остались деньги только на зарплату, коммунальные платежи и выполнение текущих обязательств, а на развитие – практически ничего.

– Как строите отношения с региональной властью? Помогает ли областное правительство?

– В осуществлении, так сказать, глобальных проектов помогает. Например, областное правительство помогло нам построить музыкальную школу, современный спортивный многофункциональный стадион. Долгие годы муниципалитеты жили скудно, проблем у таких небольших городов, как Белогорск, накопилось очень много, и денег на решение даже самых насущных вопросов все равно не хватает. Это вызывает у людей раздражение. Им нет дела до того, чьи это полномочия – федеральные или местные. Понятно, что есть президент страны, есть региональное правительство, но к людям все равно ближе местная власть. К ней они в первую очередь идут со своими проблемами и за помощью. Главы часто стоят в тупике: мы понимаем, что это не наш вопрос, но его решить надо. И, пытаясь это сделать, мы вынуждены лавировать, порой на грани закона.

– В центральной прессе много говорилось о том, что в этом году будут предусмотрены дополнительные финансовые вливания для муниципалитетов, чтобы ускорить их развитие.

– Пока на себе мы этого не почувствовали. Никаких изменений нет. Причины понятны – президентские выборы, будущее формирование нового правительства. Скорее всего, это отложат на будущий год. Но все понимают, что дальше откладывать решение этого вопроса уже нельзя. Чтобы жители и районного центра, и отдаленного поселка могли получать равный набор услуг, гарантированный им Конституцией, надо сделать так, чтобы главы городов, районов и поселений не ходили с протянутой рукой.

Законодательный тормоз

– Насколько федеральные законы соответствуют реалиям жизни и что, на ваш взгляд, в нашем законодательстве необходимо изменить?

– Противоречий на самом деле много. Трудно повернуть бюрократическую «машину», чтобы она работала оперативно. Почти в каждом российском законе есть нестыковки и несуразности. Приведу один из примеров законодательной коллизии, с которой недавно столкнулись наши юристы. Сегодня государство совершенно справедливо требует уделять больше внимания инвалидам, в частности – обеспечить для людей с ограниченными возможностями свободный доступ к административным зданиям и многоквартирным домам. Для этого согласно закону их нужно оборудовать пандусами и другими устройствами. Согласно другому закону необходимо получить согласие собственников жилья. И мы столкнулись с проблемой – многие жильцы против.

К сожалению, все наши разговоры о терпимости к инвалидам не подтверждаются на деле.

Начали устанавливать на больших перекрестках города светофоры со звуковыми сигналами для незрячих людей. Казалось бы, делаем доброе дело. И тут же в муниципалитет стали поступать жалобы от тех, кто живет и работает поблизости: уберите пищалки, они нас раздражают. Хотя все сигналы на ночь отключаются. Как проявлять заботу об инвалидах, если в законе не отрегулированы все эти вопросы?

Жилищное разорение

– Для любого человека базовые вещи – это дом, в котором мы живем, двор, в котором гуляют дети. К сожалению, большая часть наших граждан живет далеко не в лучших условиях. Вы строите в Белогорске новое жилье?

– Самая глобальная проблема, которая (если ее не решить) может подорвать бюджет любого муниципалитета, – это обеспечение жильем нуждающихся. В наследство нам досталась огромная очередь еще с семидесятых годов прошлого столетия. В Белогорске насчитывается 3,5 тысячи семей, которых необходимо переселить из ветхого и аварийного жилья в благоустроенное. Пытаемся это делать по мере возможности. Мы выполнили огромную работу - провели ревизию жилья, нашли и отремонтировали брошенные квартиры, которые предоставляем нуждающимся в порядке очередности.

За последние три года переселили уже более 100 семей за счет своих, а также средств федерального и областного бюджетов. Недавно сдали 45-квартирный дом – первый за последние двадцать лет, построенный за счет средств муниципалитета в том числе и для тех, кто десятилетиями ютится в бараках. Он обошелся бюджету в 70 миллионов. И таких домов нам надо возвести как минимум сто. Но где взять 7 миллиардов рублей, если доходы муниципалитета составляют с натяжкой всего 600 миллионов?

Поэтому темпы ввода нового жилья, к сожалению, крайне низкие. Растут недовольство, обиды среди населения: почему одних переселяют, а других нет? Люди обращаются в прокуратуру, подаются иски в суд, мы, естественно, проигрываем и вынуждены предоставлять жилье или компенсировать деньгами из местного бюджета. При такой политике муниципалитет может быстро разориться.

Надо создать министерство ЖКХ

– С каждым годом жилье ветшает. То же самое касается и всего жилищно-коммунального хозяйства – вся инфраструктура в плачевном состоянии. Срок работы отопительного котла 20 - 25 лет, а прошло 30! Чтобы заменить один котел, требуется около 50 миллионов рублей, а их в котельной четыре. Это первостепенные вопросы, и многие главы самостоятельно эти вопросы не решат. Ваши предложения?

– В российском правительстве необходимо создать Министерство ЖКХ. Жилищно-коммунальное управление – самое востребованное в любом городе и районе. В каждом регионе есть министерство ЖКХ, а министра ЖКХ в стране нет. Понятно, что должность расстрельная. Но по-другому порядка в этой сфере еще долго не наведем.

Все эти болевые вопросы много раз ставились в том числе на совещаниях ВСМС. Есть конкретные предложения, и многие правильные. Мы ждем, когда все озвученное, систематизированное и отданное наверх, наконец, начнет реализовываться. Понятно, что страна наша большая, проблем много, но есть приоритетные. И жилищно-коммунальная инфраструктура в числе таких. Ресурсы давно на пределе. Государство должно найти деньги на глобальную модернизацию ЖКХ. Иначе нас ждут серьезные последствия.

И надо законодательно закрепить, кто конкретно за это отвечает. Если муниципалитеты, тогда дайте нам соответствующую налогооблагаемую базу. Мы эти деньги будем тратить на то, чтобы закупать котлы, проводить модернизацию. Либо забрать у муниципалитета эти полномочия и проводить модернизацию ЖКХ силами соответствующего федерального министерства.

Из 94-ФЗ исключить закупки для ЖКХ

– Я считаю, что срочно надо вносить коррективы в пресловутый 94-й ФЗ, касающийся госзакупок. Закупки, которые производятся для сферы ЖКХ, нужно каким-то образом освободить от действия этого закона. Потому что создается реальная угроза нашей национальной безопасности. Появилась целая плеяда предпринимателей, которые научились зарабатывать на 94-ФЗ. Сколько раз было такое: муниципалитеты начинают конкурсные процедуры, заявляются разные аферисты в расчете на то, что выиграют конкурс, завезут оборудование подешевле и похуже, получат деньги, а там, как говорится, хоть трава не расти.

Хорошо, если в итоге муниципалитет не рассчитался за некачественное оборудование. Но он ничего из оборудования для ЖКХ не приобрел. То есть не решил проблему, которая грозит коммунальной аварией. Когда этот больной вопрос поднимали на съезде Всероссийского совета местного самоуправления, один из выступающих назвал 94-ФЗ недоразумением. И зал, где сидело порядка 700 руководителей, аплодировал.

Все понимают, что законы, ужесточающие порядок проведения госзакупок, нужны. Но на практике получилось так: борясь с отдельными недобросовестными чиновниками, законодатели проблему не решили, а только усложнили жизнь муниципалитетам. Еще полбеды, когда речь идет о компьютерах или машинах. Но если вовремя не купить котел, то встанет котельная, и город может замерзнуть. И разрубить этот гордиев узел главе местного самоуправления не по силам - ему противостоит Федеральная антимонопольная служба. Разумеется, закон о конкуренции, коль он есть, нужно соблюдать, но порой управления ФАС на местах доводят все до абсурда.

– Но сегодня предлагается ввести конкурсные процедуры еще и на закупку топлива.

– Это уже на абсурд, а настоящая беда. Нельзя из-за двух десятков руководителей, пытавшихся нагреть руки на бюджетных деньгах, ставить под угрозу жизнеобеспечение сотен тысяч людей. К примеру, Белогорск. Мы – мазутозависимый город. Я не понимаю, как можно приобрести 30 тысяч тонн мазута по конкурсным процедурам и потом организовать его ежедневное поступление в течение года.

– И какой выход?

– Не доверяете главам местного самоуправления - тогда поставляйте нам котлы и другое необходимое для ЖКХ оборудование, топливо централизованно. Я – «за». Но тогда и ответственность за своевременность, качество котлов и топлива пусть центр берет на себя.

Как муниципалам пополнить бюджет

– Станислав Юрьевич, какие социально значимые проекты вам удалось осуществить в Белогорске?

– Очень много. К примеру, мы первые в регионе создали социальное такси для инвалидов. Организовали службу, закупили «Газель», и она пользуется среди престарелых горожан и инвалидов большим спросом. Люди благодарны за то, что мы делаем. Мы первыми на Дальнем Востоке внедрили у себя «Электронную регистратуру» – это очень сложный проект, направленный на повышение доступности медицинской помощи. У горожан появилась возможность записаться на прием к любому врачу поликлиники по единому номеру телефона или через Интернет. Идей хороших много…

– Какие вы видите пути наполнения бюджета и повышения эффективного решения городских вопросов?

– Мы создали в структуре администрации отдел анализа и методологии местных налогов. Понятно, что муниципалитет не может вмешиваться в работу Федеральной налоговой службы, а они не могут предоставлять нам информацию, которая считается сугубо конфиденциальной. Мы сотрудничаем в рамках, дозволенных законом, организуем совместные рейды, и есть положительный результат. Точечная работа с предпринимателями и руководителями предприятий позволила в прошлом году собрать дополнительно в бюджет города более 20 миллионов рублей.

У нас выстроена конструктивная работа с представительным органом. С 2010 года мы с депутатами проводим совместные встречи с жителями округов, на которые приглашаем представителей правоохранительных органов и управляющих компаний. Поднятые горожанами проблемы потом включаем в свой план работы.

Есть идея с 2013 года создать в бюджете города так называемый окружной фонд, распоряжаться средствами которого депутаты всех политических фракций, представленных в Горсовете, смогут по своему усмотрению. Обязанности у них есть, осталось закрепить за ними еще и финансы для решения самых насущных вопросов, поднимаемых жителями округов. Считаю это правильным, коль мы стремимся повысить роль партий и построить действительное демократическое государство.

Ирина Ворошилова.

г. Благовещенск



← Назад в раздел