Алексей Плют: «Одна цель - у союзников»

– Алексей Александрович, насколько полно в Магаданской области раскрыты возможности местного самоуправления? Все ли насущные проблемы местных жителей муниципальных образований решаются на месте, без вмешательства сверху?

– У нас созданы все условия для полного раскрытия возможностей муниципальных образований. Приняты и вступили в силу региональные правовые акты, необходимые для реализации Федерального закона № 131-ФЗ, что позволило на 100 процентов урегулировать правоотношения, связанные с реализацией реформы местного самоуправления.

Законами Магаданской области установлены границы и определен правовой статус всех муниципальных образований - на сегодняшний момент их 48: один городской округ, восемь муниципальных районов, 19 городских поселений и 20 сельских.

Органы местного самоуправления сформированы, планомерно идет процесс становления и совершенствования муниципальной службы.

В целях реализации 131-ФЗ завершен процесс перераспределения имущества между муниципальными образованиями районного и поселенческого уровней, а также между муниципальными образованиями и субъектом РФ.

Продолжается формирование экономической основы местного самоуправления. Законом «О межбюджетных отношениях в Магаданской области» урегулированы правоотношения в сфере установления нормативов отчислений от налогов, подлежащих зачислению в областной бюджет и местные бюджеты, предоставления межбюджетных трансфертов, в том числе предоставление межбюджетных трансфертов из бюджетов муниципальных районов в бюджеты поселений.

С момента завершения в 2009 году переходного периода реформы местного самоуправления муниципальные поселения активно включились в работу. В подтверждение этому в последнее время наметилась тенденция увеличения количества вопросов местного значения, которые решаются поселениями самостоятельно, без передачи их на уровень районов. В 2012 году подобных соглашений о передаче полномочий вышестоящему органу власти заключено всего девять. Еще год-два назад их было на порядок больше.

– То есть местное самоуправление, по выражению премьер-министра Владимира Путина, все увереннее заявляет о себе как о власти «шаговой доступности»?

– Можно сказать и так. Однако еще многие вопросы местного значения не могут решаться поселениями в полном объеме, и главная причина этого - низкая финансовая обеспеченность полномочий.

Поэтому участие субъекта РФ в деятельности муниципалитетов просто необходимо, и выражается оно в рамках действующего законодательства – посредством предоставления из регионального бюджета финансовой помощи местным бюджетам.

– На ваш взгляд, поможет ли передача всех налогов от малого бизнеса решать проблему наполняемости бюджетов муниципалитетов? Позволит ли привлечь в их экономику дополнительные средства, тем самым снижая зависимость от трансфертов?

– Думаю, что данный шаг, предложенный Владимиром Путиным в статье «Демократия и качество государства», вполне оправдан.

Ведь что получается сейчас? Предприниматели ведут хозяйственную деятельность в конкретном муниципалитете, а налоги поступают в бюджет региона. Вполне естественно, что у местной власти нет особой заинтересованности в создании наиболее благоприятных условий для развития бизнеса.

Конечно, принятие такого решения не снимет полностью проблему наполняемости местных бюджетов, но, тем не менее, позволит привлечь в экономику муниципалитетов дополнительные средства на выполнение обширных полномочий. С одной стороны, это снизит зависимость муниципалитетов от трансфертов из бюджетов других уровней, а с другой – значительно расширит возможности развития малого бизнеса.

Если же смотреть на вопрос соответствия объемов местных бюджетов масштабности стоящих перед муниципалитетами задач более глубоко, то, на мой взгляд, ситуацию необходимо корректировать на уровне федерального законодательства. Например, внести в налоговое законодательство изменения, предусматривающие сокращение числа налоговых льгот по региональным и местным налогам, установленных законодательством РФ о налогах и сборах, а также обеспечение возмещения бюджетам субъектов РФ и муниципальных образований недополученных налоговых доходов от налога на имущество организаций, земельного и транспортного налогов в связи с предоставлением налоговых льгот, установленных частью второй Налогового кодекса РФ.

– Стимулируется ли в Магаданской области повышение эффективности деятельности органов местного самоуправления?

– В 2008 году впервые в рамках мониторинга оценки качества управления финансами и социально-экономического развития муниципальным образованиям Магаданской области, показавшим лучшие результаты, были выделены стимулирующие дотации.

В последующие годы в рамках реализации Указа Президента РФ от 28 апреля 2008 года № 607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов» в областном бюджете закладываются средства на предоставление дотаций, на поощрение достижения наилучших значений, показателей деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов. В бюджете области на 2012 год также утвержден объем указанных дотаций в сумме 10 млн. рублей.

– На каком уровне, по вашему мнению, осуществляется взаимодействие органов местного самоуправления и государственной власти? Что в нем присутствует чаще: конструктивный диалог, политика невмешательства или строгого разграничения полномочий?

– Региональный и местный уровень власти являются союзниками во многих вопросах, и контакт с органами местного самоуправления очень важен для федеральных органов государственной власти, включая все ее ветви.

Вышесказанное справедливо и по отношению к Магаданской области. Хотя по закону местная и государственная власть – разные институты политики и управления, все мы живем и работаем на территории одного региона, одного государства, и цель у нас общая - повышение качества жизни колымчан.

Во взаимодействии магаданских органов государственной власти и местного самоуправления всегда присутствует конструктивный диалог. Иначе нельзя. Вместе с тем все наши действия четко регламентированы законодательством, и практика взаимодействия также строится на определенных законом полномочиях.

Проиллюстрировать сказанное можно множеством примеров. Так, наиболее затратной частью в бюджете любого муниципального образования Магаданской области являются расходы на подготовку и прохождение отопительного сезона.

С существующим сегодня уровнем доходов практически ни одно муниципальное образование не в состоянии справиться с этой задачей самостоятельно. Переложить же всю финансовую нагрузку по проведению этой важнейшей в суровых условиях Крайнего Северо-Востока кампании на население, включив все затраты в коммунальный тариф, также не представляется возможным. Это принципиальная позиция губернатора области Николая Дудова.

Поэтому из областного бюджета ежегодно выделяются субсидии для снижения платежей населения за тепловую энергию и горячую воду, несмотря на то, что в федеральном центре эти субсидии считаются неэффективными расходами бюджетных средств.

В 2010 году на эти цели, по данным Департамента финансов администрации области, в муниципальные образования направлено 2,14 млрд. руб., в 2011-м - 2,73 млрд. руб. В текущем году финансирование не сократится и составит более 2,7 млрд. руб.

Для успешного прохождения следующего отопительного сезона, подготовка к которому уже началась, только в бюджете внебюджетного фонда Особой экономической зоны предусмотрено более 151 млн. руб.

Средства предполагается направить на первоочередные работы, приобретение и монтаж котлоагрегатовв городе Сусуман, поселкахЯгодное, Усть-Омчуг, Омчак, Армань, Стекольный, Талая, Холодный, Бурхала, Мадаун, Дукат, селе Гарманда и других, а также на проведение работ по оптимизации системы тепло-водоснабжения поселка Сеймчан и ремонт ДЭС в поселке Эвенск. Продолжатся строительство котельной в поселке Омсукчан, канализационных сетейвпоселке Ола, реконструкция очистных сооружений впоселке Клепка.

Областная адресная инвестиционная программа по строительству и реконструкции социальных объектов сформирована в объеме 1,15 млрд. руб., что на 55 процентов больше от фактически достигнутого уровня прошлого года.

– На что предполагается направить средства?

– Планируется ввести многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Магадане. Будет продолжено проектирование и строительство социальных объектов в отдаленных селах. В числе таких объектов - малокомплектная начальная школа-детский сад в селе Тополовка, школа в селе Гижига, четыре двухквартирных жилых дома в селе Гадля, этнокультурные центры в селах Тауйск и Тахтоямск. В ближайших планах– строительство 19 тыс. кв. м жилья.

Финансирование региональной дорожной инфраструктуры увеличивается почти в 1,5 раза и достигает 1,5 млрд. руб. Продолжится реализация областной программы по ремонту муниципальных дорог и улиц населенных пунктов. На эти цели будет направлено 30 млн. руб. Работы будут проводиться в поселках Палатка, Стекольный, Усть-Омчуг, Армань, Клепка, Ола, селе Гадля.

В области работает региональная программа субсидирования авиаперевозок на внутренних межмуниципальных авиарейсах с компенсацией средств из областного бюджета. По специальному тарифу в прошлом году перевезено 1136 пассажиров. Для компенсации затрат, а также для расширения сети авиационных маршрутов с осуществлением полетов в город Сусуман и поселок Ягодное в бюджете области на 2012 год, согласно сведениям, предоставленным региональным департаментом финансов, предусмотрено 56 млн. руб.

Для организации межмуниципальных автоперевозок из средств областного бюджета приобретено четыре автобуса, в середине текущего года будет получено еще четыре автобуса повышенной комфортности, адаптированных к условиям Севера, которые планируется использовать на дальних маршрутах – в Сусуман, Ягодное, Омсукчан, Усть-Омчуг.

Таким образом, при непосредственном участии администрации области растет мобильность колымчан, живущих в отдаленных от областного центра поселениях.

Можно перечислять и дальше. Достаточно сказать, что дотации областного бюджета на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов ежегодно составляют около 1,5 млрд. руб. Эти средства позволяют обеспечить местные бюджеты на 95 процентов. К слову, процент наполняемости регионального бюджета значительно меньше.

– Надо полагать, что все названные вами направления поддержки уровня социально-экономического развития муниципальных образований определяются с участием местной власти?

– Разумеется. Очень важный механизм взаимодействия органов государственной власти и муниципального сообщества обеспечивает деятельность совещательных органов, пожалуй, главные из которых – Совет территории Магаданской области, ассоциация «Совет муниципальных образований Магаданской области», Совет представительных органов местного самоуправления при Магаданской областной Думе.

В их состав в обязательном порядке входят главы и руководители представительных органов муниципальных образований, что позволяет им напрямую выражать свою позицию руководству региона, вносить свои предложения и в оперативном порядке решать те или иные вопросы местного значения.

– Яркий показатель состоятельности, зрелости местного самоуправления – выступления с инициативами. Намечается ли такая тенденция в нашем регионе?

– Да, и в последнее время наблюдается положительная динамика данного процесса. Скорее всего, это связано с тем, что органы местного самоуправления с момента завершения переходного периода реформы набрались достаточного опыта в решении вопросов местного значения и нужных знаний.

Особенно активная позиция муниципалитетов отмечается в области законотворчества. По итогам рассмотрения законодательных инициатив органов местного самоуправления внесен ряд изменений в региональное законодательство в сфере территориальной организации местного самоуправления, муниципальной службы; в законы, регулирующие осуществление переданных государственных полномочий, бюджетную политику.

В рамках проводимого Минрегионразвития России ежегодного мониторинга реализации местного самоуправления со стороны местной власти также направляется достаточно большой объем предложений по корректировке федерального законодательства.

Евгения АЛЕКСАНДРОВА.

г. Магадан

Заместитель губернатора Магаданской области Татьяна Малиновская:

– Успех в решении важнейших вопросов жизнедеятельности региона во многом зависит от активности и эффективности деятельности органов местного самоуправления. Конструктивное взаимодействие с ними органами государственной власти в регионе налажено.

Между тем, еще остро стоит вопрос нехватки квалифицированных кадров для органов местного самоуправления, особенно на уровне поселений. Мы продолжаем работу по подготовке и переподготовке кадров для муниципальных образований. В этих целях реализуется областная целевая программа «Развитие муниципальной службы в Магаданской области на 2011 - 2013 годы».

В прошлом году в ходе ее реализации курсы повышения квалификации, переподготовку прошли 119 муниципальных служащих. В 2012 году запланировано проведение обучения и переподготовки еще 96 человек.

Также в рамках указанной программы планируется организация конкурса «Лучшая муниципальная программа развития муниципальной службы».



← Назад в раздел