Чем больше личной активности, тем выше отдача

– Галина Николаевна, как отражается на работе парламента разнопартийность депутатов? Не мешают ли политические убеждения сотрудничеству главы района и председателя райсовета?

– У нас в совете две фракции - политической партии «Единая Россия», которая насчитывает 18 человек, и «Справедливой России» – 7 человек. Не могу припомнить ни одного случая, чтобы в решении жизненно важных вопросов между фракциями возникали политически мотивированные баталии. Задачи у нас общие, и никаких разногласий по рабочим моментам у нас не бывает.

Глава районного совета Андрей Фитисов – член партии «Справедливая Россия», однако после избрания он заявил, что в соответствии с Уставом района будет оставаться вне политики. Принимая экономические и социальные решения, он руководствуется не политическими взглядами, а исключительно целесообразностью и интересами жителей района. Поэтому могу сказать, что сегодня мы с главой района решаем общие задачи по улучшению условий жизни наших сограждан, а принадлежность к разным партиям (я являюсь членом «Единой России») этой работе нисколько не мешает.

– Как выстраиваются отношения районного Совета с поселковыми депутатами?

– Надеюсь, что эти отношения будут конструктивными. Вместе с главой района Андреем Фитисовым мы недавно побывали в поселке Чульман и приняли участие в сессии местных депутатов. В декабре жители Чульмана избрали новый состав совета и нового главу Татьяну Экову. На мой взгляд, народные избранники поселка – люди компетентные, неравнодушные, с активной жизненной позицией. Мы увидели в процессе обсуждения повестки дня личную заинтересованность каждого участника сессии и стремление главы работать в тесном контакте с депутатами.

Мне, как председателю райсовета, было интересно участвовать в этой сессии, увидеть жизнь глазами местных депутатов, узнать о проблемах и первоочередных задачах из уст тех людей, которых избирали сами жители. Считаю эту форму работы эффективной и планирую продолжать сотрудничество с поселениями в данном направлении. Чем чаще депутаты райсовета бывают в поселениях, тем больше подробностей о жизни района мы знаем. К слову, депутаты райсовета по графику проводят личный прием граждан во всех муниципалитетах. Так что у нас давно налажен тесный контакт и с населением, и с местными депутатами.

– С какими вопросами приходят нерюнгринцы на личный прием к депутатам?

– Основная проблема – переселение из ветхого и аварийного жилья. На единовременное решение этой задачи в масштабах всех поселений района необходимо сотни миллионов рублей. Второй злободневный вопрос – переселение из районов Крайнего Севера на постоянное место жительства в другие регионы страны. В очереди состоят 3,5 тысячи нерюнгринских семей, а в год федеральный бюджет финансирует выезд порядка 30 или чуть более человек.

Считаю, что для реализации таких затратных задач, полномочия по которым находятся у местных органов самоуправления, надо шире использовать возможности региональных и федеральных целевых программ. Нерюнгринский район проводит эту работу пока недостаточно, из 37 республиканских и федеральных программ мы принимаем участие в двух - трех. Будем заниматься исправлением ситуации.

– Как вы оцениваете уровень активности населения Нерюнгринского района, желание людей принимать участие в политической жизни?

– Люди у нас активные, грамотные и неравнодушные. К сожалению, они не всегда знают свои права и возможности. И здесь я вижу недоработку со стороны депутатов, органов власти и СМИ. Мы сегодня говорим о необходимости сделать прозрачной деятельность органов местного самоуправления. Население должно получить больше информации о том, что происходит в районе, иметь возможность для обсуждения и высказывания личной точки зрения. Именно озвученные мнения людей должны ложиться в основу любых управленческих решений.

– Какие федеральные законы, с точки зрения местного самоуправления, нуждаются в усовершенствовании?

– На мой взгляд, не оправдало себя выделение в соответствии со 131-м ФЗ административных центров в отдельную исполнительную ветвь власти. В Нерюнгринском районе проживают примерно 82 тысячи человек, около 75 процентов из них - в районном центре. Многие управленческие структуры районной и городской власти просто дублируются: в обеих администрациях есть управления по торговле, молодежной политике, спорту, культуре. На бюджет ложатся неоправданные затраты по содержанию двух аналогичных управленческих аппаратов. В Госдуме РФ уже обсуждался и прошел первое чтение законопроект, в соответствии с которым признается нецелесообразным существование городских администраций в районах, где большинство населения проживает в городе. Я являюсь сторонником этого законопроекта и надеюсь, что в силу экономической целесообразности он будет принят в последующих чтениях.

Считаю, что для местного самоуправления Якутии неприемлемо подушевое финансирование таких бюджетных сфер, как здравоохранение, образование, культура. Возможно, оно оправдано в центральных регионах страны, но не в Якутии, территория которой занимает шестую часть России, где проживает менее миллиона человек. У нас маленькие населенные пункты находятся на большом расстоянии друг от друга и от районных центров. Если строго следовать букве закона, в таких поселениях ввиду их малочисленности не должно быть ни врачей, ни учителей, ни домов культуры. В таком вопросе закон не может подходить с одной меркой ко всей стране - следует учитывать существующие реалии, уникальность территорий и дифференцированно определять порядок финансирования. В конце концов, закон, который принимают народные избранники, не может обрекать людей на бедственное существование или принуждать к закрытию поселков, где коренное население проживает испокон веков.

– При районном Совете депутатов действует молодежный парламент. Как вы оцениваете опыт начинающих парламентариев?

– Молодые депутаты из числа рабочей молодежи, студентов и старшеклассников были избраны путем голосования, в котором приняли участие жители района до 30 лет. Первый опыт показал как положительные стороны, так и недостатки. Начинающие парламентарии плотно работали с отделом по молодежной и социальной политике районной администрации, согласовывали все нормативные документы, касающиеся молодежи, которые утверждал райсовет, проводили свои сессии. Отдельные депутаты зарекомендовали себя как инициативные и активные начинающие политики. Для них работа в парламенте стала настоящей школой.

Но сегодня молодежный парламент не имеет юридического статуса, по сути, является общественной организацией при райсовете. В будущем планируем пересмотреть статус молодежного парламента.

В апреле истекает срок полномочий депутатов первого созыва. На 7 апреля намечены перевыборы. Мне хотелось бы пожелать новому составу справиться с консервативным представлением о депутатской работе, отступить от заседательско-парламентских форм, проявлять больше активности и личного участия во всех сферах жизнедеятельности нерюнгринской молодежи.

– Как складываются отношения нерюнгринского депутатского корпуса с Государственным Собранием Республики Саха (Якутия) Ил Тумэн?

– Сегодня депутатский корпус Нерюнгринского района выстраивает конструктивные отношения с Ил Тумэн. Как пример можно привести ситуацию, когда после передачи в 2012 году муниципального здравоохранения под юрисдикцию республики возник ряд вопросов, требующих решений на законодательном уровне.

Мы обратились к республиканским парламентариям с предложением посетить Нерюнгринский район, чтобы на месте познакомиться с ситуацией. Наши коллеги откликнулись оперативно. Буквально в первых числах апреля ожидается приезд представительной делегации Госсобрания Якутии во главе с председателем постоянного комитета по местному самоуправлению Ил Тумэн Д.Н. Гороховым. Программа пребывания составлена таким образом, чтобы парламентарии получили всестороннюю информацию о состоянии здравоохранения. Им предоставят возможность посетить больницы Чульмана, Серебряного Бора и Нерюнгри, встретиться в рамках совещания с депутатами всех уровней и представителями администраций поселений, обсудить итоги визита за круглым столом, в ходе которого нерюнгринцы рассчитывают услышать мнение депутатов Ил Тумэн о перспективах решения наших проблем.

– Как вы оцениваете активность нерюнгринских депутатов?

– Я была депутатом предыдущего созыва и могу себе позволить сравнение. Оно явно в пользу действующего состава районного парламента. Меняется время, меняются и люди: они стали активнее и инициативнее, можно даже сказать – смелее. Сегодня демократия получила новый вектор развития, и позиция наших депутатов является тому подтверждением.

В настоящее время в составе районного Совета работают исключительно компетентные люди, с большим опытом руководящей работы, настоящие патриоты региона, многие возводили и благоустраивали город, осваивали богатства Южной Якутии с первых дней строительства Южно-Якутского территориально-промышленного комплекса. Их опыт и знания незаменимы в депутатской работе.

В структуре районного Совета есть три заместителя председателя: Евгений Леонидович Куликов, Тамара Петровна Архипова и Сергей Михайлович Жилин. Их работоспособность, умноженная на компетентность, позволяет им справляться со многими поставленными задачами. Среди наиболее активных парламентариев – наши депутаты Газинур Фуатович Даутов, Андрей Юрьевич Пазынич, Валерий Викторович Селин, Ольга Анатольевна Вицина, Любовь Ивановна Ширяева, Маргарита Матвеевна Кулешова и другие.

В составе совета работают шесть постоянных комиссий: по законности, местному самоуправлению, мандатам и Регламенту; по социальной политике, образованию, здравоохранению, культуре и спорту; по финансово-бюджетной, налоговой политике и собственности; по строительству, транспорту, жилищно-коммунальному и дорожному хозяйству; по проблемам малочисленных народов Севера, экологии, сельскому хозяйству, предпринимательству и вопросам общественной безопасности и контрольная комиссия. Каждое заседание комиссий имеет большой положительный эффект, помогая депутатам всесторонне изучать жизненно важные ситуации и принимать верные решения.

Работа депутатского корпуса дает результат, когда каждый вносит свой вклад и берет на себя ответственность за определенный участок: заместители наравне с председателем курируют работу постоянных комиссий, за каждым депутатом может быть закреплен контроль за участием района в целевых программах и т. д. Мобильная форма работы – совещания президиума, в состав которого входят вместе с председателем райсовета его заместители и председатели комиссий.

В Нерюнгринском районном Совете каждый депутат понимает всю меру ответственности, возложенную на него избирателями. Чем больше личной активности и инициативы – тем больше отдача.

Я считаю, что депутатский корпус нашего района может многое сделать для повышения качества жизни, улучшения комфортного проживания людей на нашей северной земле.

Наталья РУДАКОВА.

г. Нерюнгри



← Назад в раздел