Сельский оазис у Тихого океана

– Мы вышли на уровень показателей сельскохозяйственного производства, которые были при социализме, то есть высокие, – рассказывает Анатолий Иванович, – и это очень важный аспект. На сегодняшний день еще сохраняется один из показателей не на должном уровне, с которым не справляемся, – по надою молока. А по всем остальным меня лично наше движение вперед очень даже радует. Я полагаю, такая тенденция закрепится и будет продолжаться. Михайловское хозяйство стоит прочно на ногах, а мы работаем над перспективными планами.

Разработали Стратегию социально-экономического развития муниципального района. Срок ее реализации предусматриваем до 2025 года. Рассмотрели с жителями района серию документов по реализации конкретных проектов, предусмотренных данной Стратегией. Все предложения, замечания нашего населения приняты для доработки. Наши жители видят перспективу развития района и верят в нее.

Я могу сказать откровенно: наконец-то и у нас – в сельской местности – рождаемость превысила смертность, что как раз говорит о том, как меняется жизнь в селе.

– Какие-то проблемы есть, которые особенно волнуют?

– Главная из них, к сожалению, пока нерешенная – максимальное освоение земли. Хотя причина, мешающая этому, от нас мало зависит, я на всех уровнях ее озвучивал, да проку мало – земля принадлежит военным. Понимаете: 4800 гектаров пахотной земли, находящихся в ведении Минобороны, заброшены.

Наш муниципальный район занимает в крае лидирующее положение по развитию агропромышленного комплекса. И могу вас заверить, что у нас нет ни клочка свободной земли. А вот заброшенные поля, как бы нам их не было жалко, никак не можем «отвоевать» у военных или хотя бы взять для арендаторов. Обсуждали этот вопрос даже с заместителем премьера Игорем Ивановичем Шуваловым. Я, собственно говоря, многим руководителям демонстрировал эту землю, но до сих пор ее принадлежность остается нерешенной. Проблема, прямо скажу, меня, как руководителя сельскохозяйственного района, угнетает. Вот если законодатели России «услышат» мою тревогу через вашу газету, пусть они еще раз задумаются и подскажут, как лучше распорядиться в такой ситуации – ведь пустующих полей в Приморье много, они давно заросли сорными травами, и меня этот вопрос очень беспокоит.

– У вас в районе, Анатолий Иванович, в руководстве всегда проявлялась слаженность администрации и законодателей. Как она срабатывает в сфере заботы о человеке?

– Да, мы неплохо выстроили работу с нашими представительными органами – есть единство и полное взаимопонимание административного и депутатского корпусов, принято немало документов, направленных на благо наших жителей. Не случайно ведь выдвинут лозунг: «Стабильность – залог успеха развития Михайловского района!» Я считаю, что он актуален, потому что администрация, как вы говорите, в спайке с законодателями способна привести людей к лучшему восприятию жизни и созданию надлежащих социальных условий. Мы упорно и настойчиво работаем и с главами поселений, которых у нас семь: Новошахтинское городское, где проживает более восьми тысяч человек, которые в основном добывают уголь, и шесть сельских – крупнейшие из них село Михайловка с предприятиями торговли, общественного питания и организаций по предоставлению услуг населению и знаменитое село Ивановка с трехтысячным населением.

Вот вы спрашивали меня про проблемы, особенно нас волнующие. Откровенно, есть целый ряд вопросов, которые надо решить, чтобы дать людям работать и производительнее, и результативнее. Премьер Владимир Владимирович Путин, избранный теперь президентом, как-то в своей статье о демократизации сказал, что местная власть должна быть «в шаговой доступности для людей», – это правильно. Но все-таки, я полагаю, надо четко разграничить уровни муниципальной власти, ответственности и обязанности. В Законе о местном самоуправлении говорится о двух уровнях – первом и втором, а для людей местное самоуправление неразделимо, хотя есть в муниципальном районе сельское и городское поселения. По статусу мы все равны. К сожалению, субъект Федерации вовсе не работает с поселениями, ему легче общаться с районом. А район в законодательном плане на своем уровне не может по собственному усмотрению воздействовать на проблемы поселений. Они слишком самостоятельны. Если они самостоятельны, тогда и нужно, чтобы они несли ответственность за те положения, которые указаны в Законе. Субъект же Федерации, оценивая нашу деятельность, оперирует консолидированными показателями, за которые по закону не имеет никакого права отвечать.

Нельзя ни в коем случае оценивать органы местного самоуправления по тем показателям, которые рождены в кабинетах власти. Надо брать единые показатели, которые есть в Законе, и с ними работать. А у нас дополнительно, знаете, добавили столько показателей, что процентов 30 их зависят совсем не от нас. И получается, что мы работу можем организовать по определенным направлениям, а по другим являемся как бы транзитами. Надо каким-то образом такие решения пересматривать, переделать законы между субъектами Федерации или в законодательном порядке принять ряд документов, которые могли бы передать полномочия с одного уровня на другой. Такой вариант вполне возможен. Или второй очень важный аспект: районные власти в дальнейшем будут не нужны как субъекты. У нас давно забрали общее образование, теперь забрали все здравоохранение. Дошкольное образование могут забрать на уровень субъекта Федерации в 2013 году. У нас остается только два направления – спорт и культура.

Дальше: у нас нет своих земель – районных, есть земли поселенческие. После разграничения земли (мы уже закончили территориальное планирование – осталось только полгода или максимум год, и в районе, можно сказать, пройдет разграничение) и мы передадим все земли в распоряжение поселений. Но если у нас забирают полномочия и тем более – земельные отношения, районная власть чем будет заниматься? Я, например, не нахожу выхода и не могу предложить – что делать? Или передавать полномочия с поселений на район, чтобы он занимался этими вопросами, – у нас и кадры более опытные, у нас лучше нормативная база отработана. Мы все сверяем с первоосновой, она доступна – введен электронный документооборот. Все это гораздо качественнее и лучше, чем на уровне поселений. Если ничего не менять, то мы можем прийти к плохой точке. Мы, как муниципальный район, можем исчезнуть ввиду отсутствия полномочий. А наладить работу поселений будет чрезвычайно трудно: у нас их, как я сказал, семь, в каждом поселении надо создавать как минимум отдел. Но все это пока не продумано, и потому на местах не в состоянии быстро и качественно организовать такую работу.

– У поселений сейчас нет денег, чтобы достойным образом вести работу?

– Мы на сегодняшний день получаем достаточно большие доходы в той системе налогов, которая утверждена. Поселения же эти налоги не получают. И вот предложение Владимира Путина: передать все налоги от малого бизнеса в казну на уровень местного самоуправления, хотя не сказано – на какой из них? Если передать на районный уровень, то это будет хорошо, но лучше, чтобы их передали на уровень поселений. Да и скажу: малый бизнес платит в бюджет денег меньше, чем представляется в большом городе чиновникам, так как доходная часть малого бизнеса на селе недостаточна велика. Там небольшие деньги.

И чего скрывать: есть еще тысячи предпринимателей, которые работают «в черную». Скрывать это уже невозможно: процентов 50, а иной раз до 100% доходов сокрыто – по зарплате, по налогам. И сама упрощенная система налогообложения предусматривает уменьшение собираемости налогов. Пока мы дойдем до уровня высокой ответственности по уплате налогов, пройдет очень много времени. Я бы отдал налог на имущество сельскохозяйственных и промышленных предприятий, как это было в начале 90-х, на уровень поселений. Вот тогда бы у нас появился интерес к созданию предприятий, желание много строить, потому что все налоги будут идти именно поселениям.

На сегодняшний день самая большая сумма уходит на уровень Федерации – налог на имущество, на прибыль. А нам идет только подоходный налог, что в полной мере не обеспечивает местный бюджет. Это, правда, тоже существенная добавка - ведь уровень зарплаты постоянно повышается, однако недостаточно для удовлетворения жизненного уровня населения.

– Вы затронули самые болезненные вопросы взаимоотношений.

– Зная изнутри поселенческие проблемы, самой серьезной, как мне кажется, и пока невыполнимой – остается жилищно-коммунальное хозяйство. Финансово в поселениях ЖКХ обездолено. И решить какие бы то ни было дела коммунального хозяйства только на муниципальном уровне просто невозможно.

Не говорю о капитальном ремонте жилья. В этой области имеется поддержка государства. Федеральный закон от 21 июля 2007 г. № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» предусматривает государственную поддержку в области модернизации жилищно-коммунального хозяйства, что само по себе неплохо. Однако денежные средства, поступающие на реализацию данной программы, не решают всех проблем в этой области.

Нестабильная работа технических объектов коммунального хозяйства создает особые угрозы населению и территориям при сильных холодах и ветрах. Ветхость систем жизнеобеспечения стала фактором постоянной угрозы.

Взять хотя бы наш благополучный район – почти 300 километров труб, заложенных при «цветущем социализме», надо поменять. За эти годы отремонтировали процентов на 10 - 15 – не больше, а их надо обновлять постоянно. Да, сегодня кругом предлагают современные надежные материалы, но они стоят больших денег, которых в местных бюджетах просто нет.

– Вы много лет проработали в органах власти, с какой подготовкой, по вашему мнению, приходят во властную структуру молодые специалисты?

– Хотелось бы видеть в молодых специалистах не только багаж теоретических знаний, полученных в вузах, но ихотя бы минимальные навыки по их применению.

В этом плане хорошая была система подбора кадров советских руководителей. Почему бы не воспользоваться ею теперь?

У нас создана Президентом РФ школа кадрового резерва. Полагаю, что такие структуры целесообразно создавать и развивать не только на федеральном, но и региональном уровне. Такие структуры могли бы служить кузницей кадров для системы муниципального управления.

Считаю правильной инициативу Владимира Путина по выборам губернаторов. Понимаю, что есть Конституция, но, дорогие друзья, надо хоть какие-то ясные и понятные нормы установить – рекомендации для будущих глав.

– По путинской мысли «хотят сделать это».

– Ко мне вот недавно пришел глава поселения – говорит он вроде складно, но, когда углубились и стали делать экономические нормативы, пришлось за помощью обращаться в город – звать специалистов из Владивостока и делать расчеты. Извините, есть уровень, которому должен соответствовать руководитель, работающий с людьми.

Есть немало депутатов, которые внешне достойно «несут» себя. А когда с таким депутатом начинаешь работать в Думе, такой слуга народа на практике ничего толкового сделать не может. К счастью, у нас в районной Думе все специалисты с высшим образованием, люди прошли школу руководства предприятиями, с ними приятно общаться: они меня понимают, и я их тоже.

– И, тем не менее, в этих сложнейших условиях так называемой перестройки на самоопределение ваши шесть сельских поселений и одно городское живут безбедно. И что в перспективу определили?

– Перспектива? Мы разработали, как я сказал, на общем собрании жителей района Стратегию развития нашего района – это совместный комплексный труд научных сотрудников ВГУЭС, специалистов администрации района, поселений при участии жителей нашего района, специалистов департамента экономики, поддержки предпринимательства, развития конкуренции, инвестиций и контроля подготовки к саммиту АТЭС Приморского края. Делали очень тщательно и долго – почти четыре месяца. Работали совместно. В данном документе все расписано, разложено по полочкам - по годам и направлениям. Даже специальный красочный проспект издали, где все доходчиво рассказано: что сделано за два последних года и что надо сделать. И людям понятно, как развивается территория, роль каждого села определена.

– Михайловский район расположен недалеко от транспортных развязок Приморского края. В связи с подготовкой к саммиту АТЭС участвует ли район в каких-либо проектах?

– Я рад, что у нас на территории Приморского края было принято решение о строительстве объектов саммита. Весь район практически участвует в стройках века. И первый из них – строительство газопровода «Хабаровск - Владивосток». Он прошел по нашей территории. Строители, которые сооружали трубу, обосновались на михайловской территории. И, естественно, некоторые средства пополнили местный бюджет. Мы от газовщиков получили достаточно – более 100 млн. рублей дохода в виде налогов. Второй объект – нефтепровод – еще не готов, от него селянам уже большая польза – это предоставление новых рабочих мест. А главное, что на территории района работают четыре предприятия по добыче песка, который полностью идет на сооружение объектов саммита и на прокладку дорог.

Объекты саммита очень помогли нашему сельскому району в экономическом плане. Рабочие места предоставили «Газпром» и «Нефтегаз» – некогда у нас значилась безработица 9%, а теперь – всего-то 2,3%. Такого никогда у нас не было. Заработная плата работников одна из самых больших в крае – средняя 25 тысяч – высокий уровень даже для краевых показателей. Наша автомобильная транспортная развязка, по которой вы сюда приехали, сооружена в объезд Уссурийска - федеральная трасса М-60 тоже действует в рамках подготовки к саммиту. В этом году будут проведены торги на строительство дороги от Ляличей до Михайловки – ее полностью реконструируют. На эту программу предусмотрены значительные федеральные средства.

– Ваш районный центр очень комфортный, современный. А вы, Анатолий Иванович – человек местный, и, конечно, у вас есть чувство удовлетворения за сделанное для своих земляков.

– Я не просто местный, а родом из Николаевки Михайловского района. И поэтому каждый сооружаемый объект мне дорог, как собственный. Я нередко пешком иду на работу и смотрю, что нового сделано: там крышу кроют, там новый забор поставили – школу оградили, уличное освещение провели, больница была отремонтирована – провели капитальный ремонт, клуб реставрировали… И сельский клуб на уровне городских кинотеатров - в нем современное техническое оснащение. Когда-то кинотеатр едва не обрушивался, думали его разобрать или продавать с молотка. Но отремонтировали! И он стал памятником сельской архитектуры и вписался в общую панораму села. В детской школе художественного творчества тоже сделали капитальный ремонт. Мне очень приятно, что это старинное здание не забросили, а привели в порядок. Детвора теперь просто счастлива. Прекрасно работает наша детская спортивная школа, около полутора тысяч ребят занимается. Есть и свои чемпионы.

– У вас и жилье строится – такие красивые новые здания, я уж не говорю про кафе, современные магазины и рестораны…

– Удивительно то, что они всегда заполнены. А насчет жилья я вам сообщу, что в этом году запланировали построить еще одну пятиэтажку. У нас есть план малоэтажной застройки - проект уже сделали. Первое, что мы претворяем в этом проекте, – даем многодетным семьям бесплатно земельные участки: по восьми участкам уже подготовлены документы, и еще в плане около 30. Все заявки от многодетных семей удовлетворим на 100%! У нас есть земля и проект, и возможность сделать доброе дело. Проект рассчитан на 500 домов. Для села это то, что надо. До Уссурийска очень близко – всего 7 километров, то есть проблем не будет ни с работой, ни со школой, доступны культурные развлечения – театр, цирк.

Валентина АЛЕКСАНДРОВА.

Михайловский р-н Приморского края



← Назад в раздел