Не выживать, а развиваться

– Задача верховной власти – создавать для этого условия. Законодательной, в частности, – надежную правовую базу. Своего рода правила игры, – считает председатель Комитета Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления Виктор Кидяев.

Он родился и провел значительную часть жизни в глубинке. Был главой администрации района, знает проблемы, специфику взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления не понаслышке.

В рыночных условиях особенно важен баланс интересов труда и капитала, наемных работников, профсоюзов, бизнеса. На тех самых малых пространствах создаются материальные ценности державы, подчас – в столкновении позиций. Где местная власть работает профессионально, оперативно, возникающие сложности, конфликты устраняют путем переговоров, без вмешательства извне. Чтобы «дело править» по справедливости, с учетом коренных интересов населения, нужна законодательная база, как заметил В. Кидяев – правила игры.

Их созданием занимается Государственная Дума. А в ней– Комитет по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления (далее – профильный Комитет). В нем 15 депутатов с богатым опытом законотворческой, государственной деятельности. Такие как Рамазан Абдулатипов, Вячеслав Тимченко, Анатолий Локоть и другие. Комитет возглавляет подготовку законопроектов,а также дополнений, изменений к уже действующим. Они затем обсуждаются на пленарных заседаниях, получают путевку в жизнь. Словом, рутинная бюрократическая практика. Только на взгляд дилетанта. Спросите любого мэра, главу поселения, управы, и он назовет вам не один правовой документ, которого ждут - не дождутся на местах.

Из стен Госдумы вышло немало законодательных актов, посвященных местному самоуправлению, но оно все ещеучится выживать, а надо бы развиваться. «Мешает многое, – говорят в профильном Комитете. – Вот хотя бы дискуссии о размерах территорий. Иным чиновникам кажется: чем они крупнее, тем меньше расходы на аппарат, легче для бюджета. Оптимизация, конечно, заслуживает похвалы, но вряд ли всегда применима в данном случае».

Особенно по отношению к сельским поселениям, где свои вековые традиции, ценности. Взаимная помощь, готовность всем миром решать житейские проблемы. Починить мост, плотину,помочь соседу-погорельцу поставить новую избу. Своего рода школа коллективизма, демократии. Такие поселения, как правило, состоят из одной деревни. Когда их несколько, должна быть общая территория в границах пешей доступности всех жизненно важных объектов. Иначе, полагают в профильном Комитете, периферийные постепенно отпадут, вымрут.

Укрупнениемы уже проходили на закате советской власти. В итоге исчезли с лица земли тысячи малых деревень, а миллионы гектаров плодородной пашни превратились в поросшие бурьяном пустоши, люди потеряли работу. Наученные горьким опытом, они противятся его повторению. В свое время администрация Челябинской области задумала объединить 67 сельских поселений. Провели, по требованию граждан, собрания. «За» высказались лишь в одном из 67 случаев. В Амурской области хотели «слить» 23 села. Только в двух из них жители поддержали эту идею.

Законодатели отслеживают процесс, принимают соответствующие правовые акты. «Власть шаговой доступности» эффективна, если ее возглавляют компетентные кадры. В стране 400 тысяч муниципальных руководителей, и еще 240 тысяч– в представительных органах. Это, заметил Дмитрий Медведев на одной из встреч с руководством Совета Федерации, должны быть подготовленные люди, имеющиеглубокие знания, управленческие навыки: «способные с населением общаться, а не только разглагольствовать в кабинетах».

Чтобы стать главой района, поселения, надо по крайней мере побывать успешным директором завода, сельхозпредприятия, стройки. Однако многие не имеют ни соответствующих знаний, нипрактического опыта. Нужен, сказал Президент РФ на той самой встрече, кадровый резерв. Прежде он был – абсолютно некомпетентные люди не могли возглавить поселковый совет, администрацию, стать первым секретарем райкома партии. Потому что это основное управленческое звено. Увы! Ни парламент, ни федеральная исполнительная власть подбором, воспитанием таких кадров всерьез не озаботились. «Профессионально-политическое училище», о котором пишет в статье «Демократия и качество государства» Владимир Путин, не обрело еще достаточного опыта их подготовки.

Принятый, а затем основательно подправленный парламентом закон «Об общих принципах организации местного самоуправления» (так называемый 131-й закон) четко разделил полномочия исполнительных и представительных органов. Они, говорят правоведы, как две чаши весов, должны быть в равновесии. Чужие полномочия не присваивать,взаимодействовать – обязательно. Первые уставы городов изобиловали общими фразами типа: «создание надлежащих условий», «содействие в реализации соответствующих мер». Сегодня документы наполняют конкретным содержанием: демагогия уже не проходит.

Существенно изменилась процедура отчета глав администраций перед депутатами. Раньше она была, по сути, формальной. Одни представляли бумажный вариант, другие с трибуны докладывали о проделанной работе. Теперь если два годаподряд местные законодатели не одобряют отчет главы администрации, он лишаетсяпоста. Некоторые из них стали укреплять тылы – внедрять своих людей в представительные органы.

Состав их, как и должно быть, неоднороден, а профессионализм, понимание своей роли, ответственности зачастую не на высоте. Тут и предприниматели, идущие заседать, чтобы добиваться льгот, преференцийсвоему бизнесу. И врачи, директора школ, детских садов. Люди известные, уважаемые. При всехличных деловых качествах у них существенный недостаток – зависимость от местной власти. Пусть только попробуют проголосовать не «как надо» – не получат денег на ремонт, оборудование, новую мебель. Потому их законодательная деятельность подчас расходится с интересами избирателей. Естьнезависимые депутаты. Они вызывают «на ковер» местных чиновников, препятствуют закрытию школы или медпункта, захвату природоохранной зоны. Они же участвуют в работе всевозможных комиссий, находятся в постоянных контактах с населением.

Независимость – гражданская позиция, а не особый социальный статус или партийная принадлежность. Задача федерального центра – способствовать воспитанию такого актива, укреплению демократии на «малых пространствах». Пять лет назад при Президенте России был создан Совет по развитию местного самоуправления – важный совещательный орган. Сегодня на его счету немало плодотворных идей, которые находят воплощение. Похожий Совет действует при Председателе Государственной Думы. В его составе – депутаты различных уровней, сенаторы, члены Общественной палаты, представители союзов и ассоциаций муниципальных образований, ученые. На этой своеобразной «площадке» идет свободный обмен мнениями, анализируется опыт, накопленный практикой.

За минувший, пятый созыв было проведено семь заседаний Совета. Обсуждены, в частности, проблемы совершенствования социальной сферы, бюджетной, налоговой системы, развития межмуниципального сотрудничества, организации управления в малонаселенных, отдаленных, труднодоступных пунктах. Многие предложения учтены в соответствующих законопроектах.

Требования к органам местного самоуправления растут. По любому поводу – пожары, наводнения, прорыв трубопровода, криминальный случай – главу администрации могут отрешить от должности. Чтобы отвечать за дело не формально, а по существу, нужно иметь реальные рычаги. Начиная с 2005 года круг полномочийпостоянно расширяется. Соответственно, увеличиваются затраты. Как их восполнять? За счет налога, прежде всего. Но центр отдал на «низы» нестабильные, плохо собираемые.

У муниципалитетов их два: земельный и на имущество физических лиц. В отдельных случаях сюда идет и часть федеральных сборов единого сельскохозяйственного, на вмененный доход. Еще пополняют казну госпошлины за совершение некоторых правовых действий – они незначительные. Доходы неналоговые формируются за счет аренды, продажи имущества, части прибыли унитарных предприятий, «экологических» штрафов – тоже весьма скромные. «Особенно низок уровень бюджетной обеспеченности на селе, в малых депрессивных городах, – сетует первый заместитель председателя Комитета Госдумы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления Александр Бурков. – А без таких объектов, как баня, почта, магазин, дом быта, трудно обойтись».

Законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не были предусмотрены средства, имущество, например, для участия в профилактике терроризма и экстремизма, создания условий для народного творчества, работы с детьми и молодежью. Важно закрыть эти и другие белые пятна.

Из-за отсутствия средств малые поселения вынуждены сбрасывать часть своих полномочий муниципальным центрам. Последние не всегда склонны учитывать интересы «братьев меньших». Нужна более четкая система распределения финансовой помощи. «Стабильный, известный заранее, размер регионального трансферта», – пишет В. Путин. Чтобы жители и процветающего райцентра, и отдаленной деревушки могли получать равный набор услуг, которые гарантирует им Конституция. В той же Европейской хартии местного самоуправления указано, что финансовые ресурсы должны быть соразмерны предоставленным полномочиям.

К сожалению, экономический блок правительства (во всяком случае, до недавних, «кудринских», пор) считал, что рынок все отрегулирует, у всех должныбыть равные условия. Вспоминается заседание Совета Федерации около года назад. Сенаторы отмечали: местные бюджеты почти на 60 процентов формируются за счет трансфертов. Доходы от двух основных налогов – три - четыре процента. Однако представителя Минфина, который выступил перед ними с докладом, это нисколько не смутило. Налоговые доходы муниципалитетов, поведал он, увеличились на двенадцать, не налоговые – на четыре, межбюджетные трансферты – на 8,5 процента.

В общем, «средняя температура по больнице». А как же региональные различия? К примеру, Дальний Восток имеет особые географические, климатические, инфраструктурные, другие условия. Пренебрежение ими со стороны федерального центра привело к тому, что темпы социально-экономического развития тут оказались ниже средних по России. И, если ситуацию не исправить в самое ближайшее время, разрыв будет лишь усугубляться.

Взять, к примеру, малочисленные народы.

– Их жизненный уклад, труд, быт, формы самоорганизации не укладываются в «классические» понятия рынка, насаждаемые некоторыми либерал-демократами, – неоднократно заявляли с думской трибуны депутаты, представляющие отдаленные регионы.

В перспективных планах Госдумы – создание системы налогов, межбюджетного регулирования, которые стимулировали бы местную власть к улучшению сборов средств, к развитию инфраструктуры своего района, города, поселка, а также передача на уровень муниципалитетов всех налогов от малого бизнеса. На днях палата одобрила очередные поправки в закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».Они конкретизируют положения, которые касаются хозяйственных задач, в частности – электро-, тепло- и газоснабжения, участия в определении тарифов на услуги коммунальной сферы. И, что особенно важно, – вышестоящим инстанциям запрещено возлагать на местную власть полномочия, не обеспеченные финансами.

– Это первый шаг на длинном пути утверждения истинной самостоятельности муниципальных образований, – считает член профильного Комитета Госдумы, председатель Всероссийского Совета местного самоуправления Вячеслав Тимченко. – Разумеется, окончательный перелом наступит с созданием доходной базы, достаточной для того, чтобы они успешно выполняли свои полномочия.

Только что состоялось очередное заседание профильного Комитета Госдумы. Одобрены поправки в Налоговый кодекс. Согласно им участки, «эксплуатируемые в целях обеспечения обороны и безопасности», исключаются из перечня объектов, не облагаемых земельным налогом. Он целиком пойдет в муниципальную казну. Депутаты решили также в ближайшее время пересмотреть и некоторые другие подобные статьи действующего законодательства. С тем, чтобы преодолеть зависимость от «подачек сверху», чтобы росли возможности местного самоуправления, поэтапно осуществлялась его финансовая автономия.

На этом же заседании принято решение провести в текущем году национальный инвестиционныйфорум «Муниципальная Россия», Всероссийский форум «Электронный муниципалитет - 2012» и Дни субъектов Российской Федерации в Государственной Думе.

Лед, похоже, тронулся.

Александр Платошкин, парламентский обозреватель

в Государственной Думе РФ.

Москва.



← Назад в раздел