Андрей Борисов: «Разбудить в человеке душу»

– Андрей Саввич, помните давний спор, что появилось раньше: курица или яйцо? А как было с форумом: сначала возникла идея его провести, а потом пришло осознание необходимости, или наоборот, назревшая потребность породила идею?
– Естественно, сначала назрела необходимость. У старшего поколения появилась потребность передать молодым накопленные духовные и моральные ценности, а форум – способ такой передачи.
– Значит, главной задачей форума является его воспитательный момент, – во всяком случае, в той части, в какой он адресован подрастающему поколению? Но нет ли у вас ощущения, что время читать морали в нашей стране упущено безвозвратно и это вызывает у молодёжи только отторжение?
– Конечно, постоянные назидания и проповеди большого эффекта не дают, поскольку человек так устроен, что в нём возникает дух противоречия. Особенно у молодых. И мне в юности всё это не особенно нравилось. Но прошло время и, достигнув солидного возраста и накопив определённый опыт, я тоже начинаю этим опытом делиться. Теперь вот и внуки стали объектом моих назиданий. Стараюсь воспитывать их на нравственных постулатах, прививать правильные основы морали. Они не всегда в восторге, но для меня ясно: это и есть начало духовного воспитания…
– То есть вы согласны, что основы духовности закладываются в семье. Но зачем тогда нужен форум?
– Человека надо зарядить, научить его воспринимать даже то, что ему, может, поначалу не нравится. Молодой человек хочет жить свободно, он не хочет исполнять какие-то обряды, ритуалы, брать на себя дополнительные обязанности. А родители и старики всё чего-то ему внушают… Вывод: надо найти новые способы, чтобы прививать молодому поколению основы нравственных истин, а для этого нужны свежие формы.
– Почему необходимость проведения форума назрела именно сейчас? Ведь критерии духовного состояния общества трудно сформулировать, ещё сложнее измерить. Это не тот случай, когда, скажем, город тонет в мусоре и всем становится понятно: надо сегодня же вооружаться граблями, мётлами и убирать…
– Если вы уж вспомнили мусор, то есть такой город во Франции – Авиньон. Там ежегодно проводится крупнейший в Европе театральный фестиваль. Собираются десятки тысяч людей. Вечером на улицах и площадях полно мусора, а утром – чистота. Наш форум тоже сродни генеральной уборке! В мозгах и в душах.
– Аналогия интересная. Если я правильно понял, духовно состоятельное поколение в силу возраста стремится, пока не поздно, передать сокровища духа наследникам, чьи мозги и души наполнены явно не тем, чем надо?
– Они наполнены всяким мусором, начиная от культуры пепси-колы и брейк-данса, которую и культурой-то называть язык не поворачивается, поскольку это чисто рыночный продукт, призванный повышать продажи и увеличивать прибыль.
– Согласен, что транснациональные корпорации в своей борьбе за общество потребления мало заботятся о духовности, но мне представляется, что корни гораздо глубже. Вот смотрите: компьютеры, мобильники, интернет, нанотехнологии. Прогресс налицо, а человек потихоньку дичает. Даже внешне: серьги в пупке и в носу, татуировки разноцветные по всему телу…
– Это всё рынок, а не культура. Потому наступило время по-новому сформулировать наши предложения. Обычно говорят, что спрос рождает предложение. На рынке – да, а в культуре наоборот – предложение рождает спрос.
– Вы – человек творческий, и замыслов у вас хватает, а как они воплощаются в сегодняшней жизни?
– Многие мои замыслы – преждевременные, час для их воплощения ещё не пришёл. Экономические предпосылки не созданы, нет инфраструктуры, не говоря уже об осознании их необходимости. Хотя время уже не раз доказывало мою правоту. К примеру, на заре министерской карьеры я сказал, что нам необходимо своё высшее учебное заведение в сфере культуры. Многие тогда надо мной откровенно посмеялись, а сегодня у нас в полную силу работает Арктический институт искусств и культуры с федеральным статусом.
– Как и где зарождалось ваше подобное виденье?
– Начинать придётся издалека. Я был народным депутатом СССР, жил в гостинице «Москва». Однажды ночью замучила бессонница, и я стал бродить по фойе с беспокойной мыслью: с чего мне, свежеиспечённому министру культуры, начинать работу? И тогда почему-то записал в блокноте четыре слова: «Хомус, Ысыах, Олонхо, Итэгэл». По прошествии времени я убедился в том, что это было творческое озарение. Сегодняшняя культура республики концептуально пронизана этими четырьмя постулатами. Так, в июне в Якутске проходил VII Международный конгресс варганной музыки. А ведь варган-хомус – это древнейшая, изначальная мировая вибрация, не случайно его звучание называют космической музыкой. Но хомус – это один человек, извлекающий звуки из древнего инструмента. А праздник Ысыах – массовое действо. Наш классик Алексей Кулаковский ещё в старину писал, что когда-нибудь весь мир соберётся и проведёт Ысыах хомуса. Пророческие слова, между прочим. В этот раз на упомянутом конгрессе собрались тысячи хомусистов из разных стран и сыграли одновременно, установив своеобразный мировой рекорд.
Ысыах без хомуса невозможен. В свою очередь, эпоса Олонхо не может быть без праздника Ысыаха, хотя первый имеет более широкий охват пространства и времени, суть более мощный пласт культуры и духовности. И, наконец, самое ёмкое понятие – Итэгэл. По-русски – Вера. Итэгэл есть и в хомусе, и в Ысыахе, и в Олонхо. Ысыах – не просто народное гуляние с питьём кумыса и хороводом-осуохаем, а религиозный праздник, и от этого никуда не денешься. Олонхо насквозь пропитан постулатами древнего верования – от пантеона богов до свадебных обрядов. Вся конструкция Олонхо, вся система мироустройства пронизана мировоззрением, которое называется тенгрианством. Бог Тенгри – творец мира и вершитель судеб людей.
– То есть, с вашей точки зрения, тенгрианство – это первое вероучение о едином Боге?
– Это не только моя точка зрения. Многие учёные и исследователи с ней согласны.
– Но в том же Новом Завете сказано однозначно: двум богам служить нельзя. Православная вера в Якутию тоже не вчера пришла. Есть епархия, восстанавливаются монастыри, возводятся новые храмы. Кстати, один из них в селе, где прошло ваше детство, строится не без вашего содействия. Нет ли здесь противоречия?
– Нет. Христианство, как и другие религии, вышло из более древнего тенгрианства, и когда якуты ходят в церковь и молятся Христу (я сам православный, крещёный), они обращаются к Господу по-якутски: «Айыы-тойон танара Тенгри». Я считаю, в этом и заключается феномен: православие ближе всего к древней вере. Когда я говорю «якуты», я имею в виду не якутов сегодняшних, а корни, истоки культуры, сознания народа, полноправными носителями которых должны мы стать. Когда я читаю Библию, порой думаю: это же такой Олонхо! Читаю Олонхо и восклицаю: это же такая Библия!..
– Это рассуждения художника. Теологи и богословы могут счесть их дилетантскими…
– Художественное сознание более первично, чем научное. Доказано, что искусство гораздо раньше науки дошло до понимания вечных истин. Лаоцзы сказал: «Всё рождается из пустоты и уходит в пустоту». Прошло несколько тысячелетий, и появилась физика.
– А Ницше сказал: человек, смотрящий в бездну, должен знать, что и бездна смотрит в него. Прошло сто лет, и появилась квантовая физика…
– Правильно, художник не всегда понимает суть вещей, но всегда её чувствует. То, что я говорю, это, конечно, рассуждения художника, но не только. Давно занимаясь театром и уже много лет возглавляя Министерство культуры, я в ходе практической работы волей-неволей сформировал мировоззренческую систему, философию культуры.
– Вы опередили мой следующий вопрос о форуме. Мы говорили об эпосе, религиозных течениях и об искусстве. Но эти две стороны духовной жизни за последние лет сто основательно разошлись и почти не соприкасаются. Задача форума – снова их объединить?
– Стремление человека к поискам Бога и единой системы мироздания вечно. Оно возникло, как только человек осознал себя, и продолжается до сих пор. Это не желание отдельного индивидуума; я называю это коллективным бессознательным человечества.
– И акции «Земля», «Вода», «Гора», предшествовавшие форуму, были примером проявления такого коллективного бессознательного?
– Наши акции не примеры, а механизмы его пробуждения, поиски контакта с коллективным бессознательным. Человечество испокон веков прибегало ко всякого рода обрядам, ритуалам, связанным с природой и природными циклами.
– А чем массовое восхождение на гору друг за другом в одной связке отличается, например, от хождения в первомайских колоннах?
– Внешне ничем. Отличие глубинное – подлинное стремление к единению. Либеральные постулаты об индивидуальности, приоритете личности, свободе выбора, почитаемые на Западе, – это всё правильно, но самое глубинное, идущее из подсознания – это стремление к единению духовному, к единению с Богом. А единение с Богом происходит через природу. Без подобных акций все наши воспитательные призывы останутся пустым звуком. Нет другого механизма контакта с природой, кроме таких обрядов. Да и первого мая народ выходит на улицу не из любви к власти, а для единения друг с другом и с природой…
– Давайте вернёмся к Ысыаху. Мне, например, он интересен как яркое проявление самобытных культовых традиций народа саха…
– Сегодня мы уже говорим об обрядовости, ритуальности этого праздника более истинной, более близкой к его древней сакральной сущности, что очень важно для самоидентификации народа. Некоторые утверждают, что надо отказаться от театральности в пользу соблюдения чистоты древних традиций, но я считаю это неправильным, потому что праздник в Якутии должен быть многонациональным. Важно вызвать интерес к происходящему у представителей других народов, воспитанных в иных культурных традициях. Раньше они были в роли зрителей, а нужно вовлечь их в действо, сделать не просто участниками, а сотворцами… О технологиях пробуждения духовности можно говорить много, но хотелось бы сформулировать основную мысль, с которой мы начали разговор. Главная потребность человека, сущность человеческого существа, а соответственно и семьи, государства, всегда опиралась на духовность. Энергия убеждений является основой общества, идеалы – душой народа. Любой человек может прекрасно себя чувствовать в материальном, карьерном плане, быть, на первый взгляд, благополучным, но если он утрачивает главные духовные ориентиры, то всё рассыпается прахом. Об этом нельзя забывать.
Александр КСАНФ,
«Объединенная литературная газета».

 



← Назад в раздел