Александр МАТВЕЕВ: «Интересы северян будут учитываться»

– Вполне очевидно, что такие изменения необходимы. Совет Федерации - палата непрерывной деятельности. Сроки полномочий каждого его члена зависят от сроков полномочий органа государственной власти субъекта Российской Федерации, который он представляет. Поэтому состав Совета Федерации и его структура более стабильны, чем, например, в Госдуме.
Одним из основных предложений по оптимизации деятельности Совета Федерации стало сокращение числа комитетов и комиссий. Их было 27. При такой громоздкой структуре не всегда удавалось избежать дублирования в работе. Проводилось обилие различных мероприятий, и это не могло не сказываться на их качестве и эффективности. Поэтому данное предложение не вызвало возражений у сенаторов. Вопрос - какие должны быть комитеты.
Так, мы активно отстаивали необходимость сохранения Комитета по делам Севера и малочисленных народов или создания структуры, специально занимающейся вопросами Севера. Должен особо отметить, что за все годы деятельности Совета Федерации не было ни одного случая, чтобы не были поддержаны предложения этого комитета, хотя нередко эта поддержка стоила совсем не дешево. Мы благодарны членам Совета Федерации за то, что они всегда правильно понимали значение решения проблем Севера для развития страны.
– Россия - северная страна. Районы Крайнего Севера и приравненных к ним местностям занимают более двух третей территории страны, к ним полностью относятся 13 и еще частично 11 субъектов Российской Федерации. Здесь проживает около 8% населения страны и производится большая часть национального богатства и экспортной продукции России.
– Но необходимость того, чтобы в Совете Федерации была структура, специально занимающаяся вопросами Севера, вызвана не только геополитическим значением северных территорий, их ролью в экономическом развитии и обеспечении безопасности России, а прежде всего ярко выраженными специфическими особенностями Севера, обусловленными природно-климатическими, географическими, экологическими, этническими и иными факторами, которые влияют на все стороны общественных отношений, должны изучаться и учитываться во всех направлениях законодательства, в экономической, социальной политике, трудовых отношениях, налогообложении, бюджетных вопросах, образовании, пенсионном и социальном обеспечении, природопользовании, организации местного самоуправления и многих других вопросах. К этому можно добавить узко специфическое направление национальной политики - обеспечение конституционных прав уникального этноса - коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. Причем все эти вопросы должны рассматриваться комплексно.
Кроме того, комитет являлся единственной структурой в органах государственной власти РФ, занимающейся вопросами законодательного регулирования и обеспечения прав коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. Важное значение имеет и "северная" тематика в межпарламентской деятельности, работе с парламентами северных и арктических государств, международными парламентскими и межгосударственными организациями.
– Учтены ли эти особенности в новой структуре?
– Создано всего 10 комитетов Совета Федерации, но была поставлена задача - при переходе на новую структуру не утерять ни одного направления работы ликвидируемых комитетов. Вместо трех комитетов по делам Севера и малочисленных народов, по делам Федерации и региональной политике, по вопросам местного самоуправления и комиссии по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству создан Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера. В его составе есть подкомитет по делам Севера и малочисленных народов. Фактически он является преемником Комитета Совета Федерации по делам Севера и малочисленных народов, который я возглавлял.
В вопросы ведения нового комитета мы включили практически все те вопросы, которые ранее относились к комитету по делам Севера, и даже несколько их расширили за счет более широкого охвата вопросов правого регулирования деятельности в Арктике: государственной политики социального и экономического развития районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, государственной политики в Арктике, регулирования трудовых ресурсов, государственных гарантий и компенсаций, пенсионного и социального обеспечения северян, использования природных ресурсов, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, использования Северного морского пути, и, конечно же, вопросы устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ, защиты их исконной среды обитания и традиционного образа жизни, поддержки общин и традиционной хозяйственной деятельности этих народов.
Поэтому мы планируем, что, как и ранее, все вопросы жизнедеятельности районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, Арктической зоны, их правовое обеспечение будут постоянно находиться в поле зрения Совета Федерации. Будет продолжать работать и наш Интернет-сайт severcom.ru, на котором мы публикуем все наши решения, рекомендации, аналитические материалы, проводим Интернет-конференции и т.д.
– Какие вопросы вы включили в весеннюю сессию 2012 года?
– Мы предполагаем провести в Совете Федерации парламентские слушания по теме "Правовое обеспечение государственного регулирования развития и использования Северного морского пути". Это важнейшая проблема. Сейчас формируется правовая база для его функционирования, в первом чтении принят соответствующий законопроект. Он не во всем нас устраивает, и мы внесли в Госдуму поправки ко второму чтению. Предстоит большая работа по созданию эффективного управления СМП, восстановлению необходимой инфраструктуры для его использования и безопасного плавания по трассам.
На расширенном заседании комитета предполагаем рассмотреть вопрос об эффективности использования средств федерального бюджета, предусмотренных на поддержку экономического и социального развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. Как известно, два года назад финансирование из средств федерального бюджета целевой программы экономического и социального развития коренных малочисленных народов было заменено на предоставление субсидий. По нашей просьбе Счетная палата РФ провела проверку и выявила немало случаев их неэффективного использования.
В течение весенней сессии пройдет две Интернет-конференции по актуальным, с нашей точки зрения, вопросам: "Проблемы обеспечения прав граждан на доступность и качество общего образования в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" и "Проблемы охраны окружающей среды и экологической безопасности в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях".
Традиционно мы выезжаем в один из северных регионов для проведения выездного заседание комитета. Весной думаем посетить Республику Карелия и рассмотреть там актуальный для всех северных территорий вопрос о законодательном обеспечении политики сохранения, привлечения и закрепления трудовых ресурсов в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Будем, как и прежде, готовить аналитические и информационные материалы...
– А используются ли они органами госвласти, в том числе и региональными?
– Да, а также научным сообществом. Сейчас мы работаем над информационно-аналитической справкой о социально-экономическом положении и исполнении бюджетов субъектов РФ, полностью или частично отнесенных к северным районам по итогам 2011 года. Думаю, она будет также востребована. Так что работа продолжается.
Марина КОЛБАСИНА.
 



← Назад в раздел