«Государев» заказ областного значения

– Управление – самостоятельный орган исполнительной власти, созданный для размещения заказов и общей координации закупок. Деятельность управления курирует первый заместитель председателя правительства области Виктор Олегович Капканщиков.
Исходя из специфики деятельности, на управление возложена значительная ответственность за качественное и эффективное размещение заказов для государственных нужд Амурской области за счет бюджета Приамурья и внебюджетных источников. В том числе и средств федерального бюджета, приходящих в регион в виде субсидий, субвенций на реализацию целевых программ.
В Амурской области система по размещению заказов сложилась давно. Еще до появления известного многим 94-го Федерального закона. В 2002 году появилась необходимость создания отдельного органа, который бы занимался закупками. При этом уже тогда было понимание, что эту сферу необходимо контролировать, так как в закупках сосредоточены значительные финансовые средства, направленные на развитие региона.
На сегодняшний день система государственного заказа Амурской области характеризуется закреплением функций по планированию, формированию, размещению государственного заказа и контролю над заключением контрактов за управлением госзаказа. Это позволяет обеспечить максимально замкнутый закупочный цикл с полной прозрачностью и под полным контролем.
Наличие планового подхода к размещению заказов позволяет исключить такие негативные моменты, как необоснованное дробление закупок одноименной продукции, неосвоение бюджетных средств, связанное с поздним размещением заказов, а также невозможностью, в случае необходимости, смены недобросовестного поставщика (исполнителя, подрядчика) из-за отсутствия времени на новые торги; снижение конкуренции – слишком маленькие объемы закупок, как правило, непривлекательны для потенциальных участников торгов.
Еще одной отличительной особенностью системы государственных закупок в Амурской области является проведение на стадии до размещения заказа экспертизы начальных (максимальных) цен контрактов.
Следует отметить, что в Амурской области на региональном уровне обязанность по обоснованию цены контракта возложена на заказчиков до вступления в силу соответствующего Федерального закона (справка: ФЗ от 21.04.2011 № 79-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»). Обязанность по мониторингу и экспертизе цен контрактов закреплена постановлением губернатора области Олега Николаевича Кожемяко от 9 июля 2009 г. № 322.
В 2011 году по результатам экспертизы цен указанные в заявках заказчиков начальные (максимальные) цены контрактов были снижены управлением на 250,8 млн. руб., в 2010 году – на 76,3 млн. руб.
Результатом исполнения контрольных функций за формированием заказчиками начальных цен контрактов является не только экономия бюджетных средств, но и снижение коррупционных рисков при размещении заказов, а также исключение случаев ограничения конкуренции, закупок морально устаревшей или нецелевой продукции.
Следовать логике, что поставщики сами в борьбе за заказ будут снижать цены до среднерыночных, – это значит надеяться на русский авось. На Дальнем Востоке отдельные сегменты рынка не так сильно развиты, как в центральной части России. Это еще хорошо, когда на торгах появляется пара участников, а то ведь бывает только один, который получает заказ без конкурентной борьбы по заявленной заказчиком цене.
Хочу отметить, что в плане ценообразования у заказчиков уже сложилось понимание значимости этой работы. Они ответственно относятся к своим обязанностям, поэтому с потолка цену никто не выставляет.
В целом, как показывает практика, контроль над формированием начальных цен контрактов является действенным механизмом управления закупками, обеспечивающим реальность такого показателя, как эффективность торгов и достижение экономии бюджетных средств на стадии подготовки к размещению заказов.
Если говорить непосредственно о размещении заказов, то следует отметить, что в Амурской области на протяжении ряда лет успешно используется смешанная модель размещения заказов. Основной объем закупок осуществляется централизованно на торгах, проводимых управлением. Заказчики размещают небольшой объем закупок через котировки и способом у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика).
Удельный вес централизованных торгов ежегодно возрастает. В 2011 году данный показатель составил 80,5% от общей суммы заказов.
Объем торгов достаточно велик, и достижение такого уровня централизации было бы невозможно, если бы мы не использовали информационные технологии.
С заказчиками изо всех городов и районов области мы работаем через автоматизированную систему «АЦК-Госзаказ «Амур». Эта программа введена в эксплуатацию еще в 2008 году.
Система «АЦК-Госзаказ «Амур» обеспечивает полную автоматизацию таких процессов управления закупками, как планирование, формирование и размещение государственного заказа; контроль исполнения контрактов (договоров), включая ведение претензионно-исковой процедуры. В конце 2010 года в целях организации закупок в соответствии с бюджетной росписью и контроля над бюджетными обязательствами государственных заказчиков и бюджетных учреждений обеспечена интеграция автоматизированных систем «АЦК-Госзаказ «Амур» и «АЦК-Финансы».
Опыт применения информационных технологий позволил государственным заказчикам безболезненно перейти к размещению заказов на общероссийском официальном сайте и в короткие сроки освоить процедуру электронных торгов.
Стоит еще отметить, что после заключения контракта до момента его оплаты копия поступает в управление для проверки юристами. С учетом того, что конечным результатом работы по размещению заказов является заключение и надлежащее исполнение госконтракта, такая проверка позволяет исключить финансирование контрактов, заключенных на иных условиях и с нарушением действующего законодательства. Такая практика применяется не во всех регионах.
В целом эффективность созданной в Амурской области системы государственных закупок подтверждается следующими показателями:
•    в  2011 году управлением объявлено торгов на сумму 6683 млн. руб.;
•    проведено 3578 процедур электронных аукционов и 135 конкурсов;
•    экономия бюджетных средств по результатам торгов составила 613,5 млн. руб.
За многие годы функционирования и по мере накопления опыта в применении новых механизмов система государственного заказа Амурской области неоднократно корректировалась и совершенствовалась. Действующую федеральную законодательную базу мы подкрепили региональными нормативными актами. Это позволило внедрить процесс планирования закупочной деятельности и контроль заключения контракта, не урегулированные 94-м  Федеральным законом.
Николай КУТЕНКИХ,
специально для «Парламентской газеты на Дальнем Востоке».
Амурская область

Справка «Парламентской газеты на Дальнем Востоке»
 Номенклатура закупок достаточно разнообразна и всеохватывающая. В год доходит до 500 наименований. Наибольший объем занимают строительные работы. В первую очередь – строительство домов для ветеранов Великой Отечественной войны, детей-сирот, нового жилья в Тынде, объектов здравоохранения и образования, сферы ЖКХ и спортивных комплексов, строительство и ремонт дорог.
 На втором месте – закупки лекарственных средств, в том числе для льготных категорий граждан. Много закупается высокотехнологичного медицинского оборудования для лечебных учреждений области. Далее следуют продукты питания для школ и больниц, топливо, всевозможные транспортные средства, запасные части, канцелярские товары.
 



← Назад в раздел