Госзаказу нужен эффективный механизм влияния на поставщиков

– Николай Борисович, тема форума-выставки – «Госзаказ-2012 – инвестиции в экономику страны». Согласитесь ли вы с высказыванием, что госзаказ – это одна из форм инвестиций в экономику региона?
– На данный момент государственные и муниципальные заказы становятся одним из важнейших факторов, оказывающих влияние на экономическую стабильность общества в целом и экономический рост промышленного производства. Государственные и муниципальные заказы позволяют решать в том числе и социальные вопросы населения на стабильной основе, что особенно важно в современных экономических условиях.
Основой формирования системы государственных закупок Магаданской области является развитие цивилизованной торговли на рынке товаров, работ и услуг для государственных нужд, соблюдение баланса экономических интересов и законных прав заказчиков и поставщиков. Такой подход позволяет качественно выполнять принятые областью обязательства, эффективно расходовать бюджетные средства, стимулировать развитие производств, развивать рынок по принципу честной, открытой конкуренции.
Кроме того, для обеспечения финансовой и социальной стабильности общества огромное значение имеют государственные инвестиции в экономику области, осуществляемые через публичные торги. Государственные инвестиции, получаемые предприятиями в форме госзаказа, становятся особенно актуальными в условиях экономического кризиса.
Инвестиционный потенциал региона, направленный на реализацию региональных целевых программ, непосредственным образом связан с системой госзаказа.
– Согласно постановлению Правительства уже в 2011 году большая часть государственных закупок перешла в формат электронных аукционов. Как территория включилась в эту работу? Готовили ли вы для этого специалистов? Как работаете с компаниями – претендентами на получение госзаказа? Насколько быстро они сориентировались в «игре» по новым правилам?
– В связи с принятием поправок в Федеральный закон от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», устанавливающих новый порядок проведения открытых аукционов в электронной форме, комитетом экономики областной администрации – уполномоченным органом на размещение государственных заказов Магаданской области – был осуществлен комплекс мероприятий по переходу к электронному формату проведения торгов.
Так, специалисты комитета были заблаговременно направлены на курсы повышения квалификации по обозначенной тематике, переоборудованы их рабочие места, проведена методическая работа среди заказчиков и компаний-поставщиков по правилам получения электронной цифровой подписи, по регистрации и работе на электронных торговых площадках, отобранных Правительством Российской Федерации.
Также приглашенными представителями торговых площадок ЗАО «Сбербанк - Автоматизированная система торгов» и ОАО «Единая электронная торговая площадка» были проведены совместные обучающие семинары, успешно апробирована процедура проведения аукционов в электронной форме для государственных заказчиков области.
За 2010 год было размещено 30 открытых аукционов в электронной форме на общую сумму 26,044 млн. руб., из которых не состоялись в связи с отсутствием заявок – пять аукционов (17%), в связи с единственной заявкой – 18 аукционов (60%). По результатам проведенных торгов на электронных площадках было заключено 24 государственных контракта на общую сумму 24,46 млн. руб.
С 2011 года большая часть государственного заказа Магаданской области размещается в форме электронного аукциона на электронных торговых площадках: из 897 размещенных заказов 862 составили торги в форме открытых электронных аукционов.
– Магаданская область – регион территориально обособленный. Является ли госзаказ для местных предприятий основным источником объемов производства и, следовательно, доходов? Кто чаще становится вашими поставщиками товаров, работ и услуг – компании вашего региона или других субъектов Федерации?
– Информация о размещении заказов для государственных нужд Магаданской области публикуется в соответствии с требованиями Федерального закона о государственных и муниципальных закупках в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
За 2011 год в аукционах и конкурсах, проводимых уполномоченным органом области, приняли участие 1084 хозяйствующих субъекта (23 – в конкурсах, 12 – в аукционах, 1049 – в аукционах в электронной форме) из разных регионов и городов России (Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Владимир, Владивосток, Хабаровск, Магадан и др.).
Основные поставщики определяются характером закупок. В частности, поставку продуктов питания и отдельных товаров осуществляют местные производители. Это связано, прежде всего, с отдаленностью региона и, соответственно, транспортными затратами на доставку товара. Поставку медикаментов, отдельных продуктов питания, автомобильного транспорта, оборудования и многих других товаров осуществляют поставщики из других регионов Российской Федерации.
– Есть ли статистические данные о том, сколько аукционов вы проводите, по каким направлениям? Как часто разногласия с исполнителями госзаказа приходится решать в суде?
– Комитетом экономики администрации Магаданской области за 2011 год размещено 897 государственных заказов по поставке товаров, выполнению работ и оказанию услуг для государственных нужд заказчиков области в различных отраслях народного хозяйства в форме открытых аукционов, открытых аукционов в электронной форме, открытых конкурсов, в том числе:
– 23 открытых конкурса (23 лота), из которых не состоялись: в связи с отсутствием заявок – четыре лота (17%), в связи с единственной заявкой – 15 лотов (65%);
– 12 открытых аукционов (16 лотов), из которых не состоялись: в связи с отсутствием заявок – семь лотов (44%), в связи с единственной заявкой – семь лотов (44%);
– 862 открытых аукциона в электронной форме, из которых не состоялись: в связи с отсутствием заявок – 228 аукционов (26%), в связи с единственной заявкой – 369 аукционов (43%).
В целом за указанный период способом торгов размещено областного заказа на общую сумму 5158,6 млн. руб., в том числе конкурсов – на 25,8 млн. руб., аукционов – на 1689,5 млн. руб., аукционов в электронной форме - на 3443,3 млн. руб., по результатам которых с победителями торгов было заключено 655 государственных контрактов и гражданско-правовых договоров на общую сумму 4614,5 млн. руб., в том числе 19 – по итогам конкурсов на общую сумму 25,4 млн. руб., девять – по итогам аукционов на сумму 1688,7 млн. руб., 627 – по итогам аукционов в электронной форме на сумму 2900,4 млн. руб.
Доминирующее количество контрактов и договоров исполняются поставщиками добросовестно. Однако ряд заказчиков сталкивается с проблемами, связанными с неисполнением либо несвоевременным исполнением поставщиками своих обязательств. По каждому такому случаю заказчиками проводится работа по урегулированию споров - осуществление досудебных процедур (переговоры, консультации, обращение в контролирующие инстанции), а также в судебном порядке.
– Сколько бюджетных средств сэкономили аукционы?
– За 2011 год экономическая эффективность от размещения заказов Магаданской области в общей сложности составила 544,1 млн. руб., в том числе: от заказов путем проведения конкурсов – 0,4 млн. руб. (1,6%), аукционов – 0,8 млн. руб. (0,1%), аукционов в электронной форме – 542,9 млн. руб. (15,8%).
– Испытывают ли предприниматели сложности при участии в проводимых у вас торгах? Например, с залоговым обеспечением по госконтракту, с нехваткой оборотных средств и т. п.? Оказываете ли вы им помощь?
– На территории действует постановление администрации Магаданской области от 27.07.2009 г. № 362-па «Об областной целевой программе «Развитие малого и среднего предпринимательства в Магаданской области на 2009 - 2012 годы», в котором предусмотрены мероприятия по поддержке малого и среднего предпринимательства.
В одном из пунктов программы значится обеспечение гарантий по кредитам субъектов малого и среднего предпринимательства на срок до пяти лет. Объем предоставляемой гарантии определяется в рамках договорных отношений, в зависимости от финансовых возможностей субъекта малого или среднего предпринимательства. Кредитные средства могут быть реализованы на приобретение, модернизацию, реконструкцию основных средств, внедрение новых технологий, реализацию инвестиционных проектов, расширение бизнеса, в том числе на залоговое обеспечение по государственным контрактам.
– Николай Борисович, считаете ли вы, что в законе или других правовых актах должны быть прописаны позиции с четким указанием стандартных методов закупок?
– Действующий в настоящее время Федеральный закон о размещении заказов для государственных нужд, прежде всего, носит антикоррупционный характер и четко регламентирует все процедуры закупок, что, в свою очередь, зачастую приводит к недостаточно эффективному расходованию бюджетных средств по причине того, что основным критерием для отбора поставщиков является наименьшая предложенная цена. Сжатые рамки действий заказчиков зачастую приводят к закупке дешевых и некачественных товаров, работ и услуг.
На мой взгляд, основные способы и методы закупок должны быть урегулированы на законодательном уровне, и в то же время для повышения эффективности расходования бюджетных средств заказчику необходимо предоставить больше возможностей выбора наиболее применимой методики и способа закупки в каждом отдельном случае.
– Бытует мнение, что недостатком открытых торгов является отсутствие механизма влияния со стороны государства на поставщиков. Вы поддерживаете его?
– Действительно, до недавнего времени главной проблемой открытых торгов являлось отсутствие эффективных рычагов влияния на поставщиков со стороны государственного и муниципального заказчика. В целях решения этой проблемы и был введен механизм электронных аукционов. Таким образом, частично изъян устранен – по крайней мере, теперь исключена возможность предварительного сговора недобросовестных поставщиков.
Тем не менее полностью проблема не снята. В процессе проведения электронных аукционов у недобросовестных участников появилась возможность демпинговать начальную цену контракта, чтобы впоследствии, отказавшись от исполнения взятых на себя обязательств, «перепродать» контракт другому участнику, предложившему большую цену.
Зачастую такие участники, выходя на электронные торги, не имеют производственных мощностей для выполнения условий контракта. Но как это проверить устроителям торгов?
Кроме того, иногда победители аукционов недобросовестно выполняют либо вовсе не выполняют условия контракта. Механизм урегулирования споров с ними, как правило, имеет довольно сложный и длительный характер и порой негативные последствия для заказчиков в виде не исполненных вовремя контрактов.
Решение перечисленных проблем должно носить системный характер путем введения эффективных рычагов государственного влияния на поставщиков на законодательном уровне.
Евгения АЛЕКСАНДРОВА.
г. Магадан
 



← Назад в раздел