Александр БОРИСОВ: «У Якутии есть свои предложения»

– Александр Ильич, как построена система госзаказа в нашей республике и каковы ее особенности?
– В 2011 году в исполнительных органах республики появилось новое ведомство – Государственный комитет по размещению госзаказов, который централизованно занимается этим вопросом. Уже первые результаты показали его эффективность. Одно из главных преимуществ – прозрачность, открытость закупок в масштабах всей республики. На комитет возложена не только процедурная часть, то есть формирование и размещение заказов. Он должен работать над межотраслевой координацией вопросов в сфере размещения для нужд Республики Саха (Якутия). Еще больше полномочия данного комитета расширит новый закон в сфере размещения государственных и мунипальных заказов. Это даст ему право контроля над оплатой и исполнением контракта от момента заключения документов до внедрения в жизнь, будь то товар или услуга.
Такая централизованная система управления закупками -- возможность исключить неоправданные ограничения, усложненные и неэффективные процедуры, усилить экономическую эффективность проведения заказов, а также позволит предоставлять максимальные объемы преференций субъектам малого предпринимательства.
Мне хотелось бы отметить, что Республика Саха (Якутия) сразу начала в этой работе использовать информационные технологии, исключающий прямое общение заказчика с исполнителем работ, а значит, и субъективные факторы при заключении контракта. Уверен, что в будущем все отношения органов исполнительной власти, вообще властных структур, должны проходить только через информационные технологии: и взаимоотношения, и управление, и предоставление услуг.
– Раз уж мы заговорили об информационных технологиях, то скажите, что дает введение электронных торгов?
– В Якутии 548 государственных заказчиков и 2642 муниципальных. По итогам 2011 года государственные заказчики выставили на торги контрактов на сумму 18 миллиардов 252 миллиона рублей. Добавьте муниципальные образования – 8 миллиардов 826 миллионов рублей. Это начальная цена, в результате торгов при поставке того же объема товаров было заключено государственных контрактов на сумму 13 миллиардов 855 миллионов рублей. То есть государственные заказчики смогли сэкономить почти 4,5 миллиарда рублей, а муниципалы, заключив контракты на 7 839 млн., сэкономили 978 млн.
 Кроме того, в республике широко распространены прямые поставки, то есть контракты на сумму не выше 100 тысяч рублей без объявления аукциона. Это объясняется большим количеством мелких муниципальных образований. Если среди органов исполнительной власти было заключено порядка 28 тысяч контрактов по прямым поставкам, то на муниципальном уровне – 84 тысячи. По электронным торгам другая картина. Муниципальные образования провели порядка 6700 торгов, а государственные заказчики – 33 тысяч 300 аукционов.
Якутия – регион очень специфичный как в отношении географии, климата, так и ускоренных сроков завоза, особенностей транспортной схемы. Это предполагает определенные требования к государственным заказам. Могут сказать, что каждый регион имеет свои особенности, и тот же 94-ФЗ не может все это учесть. Конечно, но вряд ли где еще сконцентрировано их так много. И вот это должно быть учтено в федеральном законодательстве, а здесь в законе большие пробелы. Хочу отметить, что в 2011 году мы очень эффективно работали с Министерством экономического развития по учету специфики нашего региона в новом федеральном законе о федеральной контрактной системе.
– Что изменится с принятием нового закона и введением федеральной контрактной системы?
– Федеральный закон № 94 содержит много противоречий. Он сыграл свою роль, к тому же в него за это время было внесено столько изменений, что легче принять новый закон, чем еще раз что-то менять. Решение было принято на видеоконференции Дмитрия Анатольевича Медведева, в которой я участвовал.
Первым этапом стало принятие 223 Федерального закона, вводится понятие «корпоративная закупка». Он обязывает весь государственный сектор, на который не распространяется 94-ФЗ (автономные учреждения, МУПы, ГУПы и хозяйствующие субъекты с долей государства более 50%) с 1 июля размещать заказы через общероссийский официальный сайт, что расширяет потенциальный круг поставщиков. Напомню, что до этого закупки осуществлялись прямыми договорами без проведения процедуры торгов.
Если 94-ФЗ регулирует только процедурную часть, то федеральная контрактная система позволяет контролировать весь процесс от прогнозирования, планирования, проведение процедуры торгов и принятие решения до аудита проведенных работ. Полностью систематизируются и упрощаются действия заказчиков, вводится унификация на все случаи жизни. Еще одно новшество – создание мониторинговых центров по определению начальных максимальных цен, где можно будет подтвердить правильность и обоснованность первоначальной цены. По всем крупным заказчикам будут создаваться контрактные службы. Так что новшеств много. Это поможет уйти от главного сегодняшнего критерия торгов - минимизации цены, ведь цена не всегда соответствует качеству, так что ценовой критерий недостаточен.
После полутора лет со дня введения электронных торгов будет принято решение, которого давно ждали участники этого процесса: аукцион, как один из методов размещения заказа, остается, но при сложных работах, таких как строительство, будем переходить к конкурсному отбору. А это значит, что среди критериев отбора будут такие как опыт работы и наличие материальной базы, что выведет из процесса фирмы-однодневки, у которых кроме ручек и блокнотов ничего нет. Более того, новый закон предусматривает борьбу с демпингом, поэтому тот, кто будет снижать цены на 25 и более процентов, будет обязан обосновывать: почему он это делает и какие у него есть возможности для проведения работы по данной цене.
– Для Якутии это особенно важно.
– Конечно. Если в европейской части России при нормальной транспортной схеме, когда торги выигрывает поставщик или исполнитель услуг со стороны, это не критично, то у нас совсем другая ситуация. Мы столкнулись с тем, что когда побеждает чужая компания, не имеющая в республике материальной базы, она перепродает контракты нашим же подрядным фирмам притом за бесценок. Некоторые подрядчики вынуждены идти на это, чтобы получить хоть какую-то работу, не получают прибыли, что плохо для дальнейшего существования, а люди не получают нормальной зарплаты. Особенно это чревато для республики, если чужаки выигрывают торги на доставку социально значимых продовольственных товаров, нефтепродуктов, так как за короткую северную навигацию нужно успеть завезти все грузы на депонационный пункт, по Севморпути в устья рек. Кроме нашего Ленского речного пароходства этого никто не сделает, потому что у компании не только суда, квалифицированные работники, но и многолетний опыт. Поэтому хотелось бы иметь полномочия по назначению единственного оператора. Если федеральным законом предусматривается назначение единственного исполнителя в части федеральных потребностей, например, «Ростелеком» в электронном правительстве, то почему этого нельзя сделать в отношении таких регионов как Республика Саха (Якутия)? По ключевым направлениям регион должен иметь возможность назначения операторов.
– Нередко приходится слышать от подрядчиков, что подрядные торги проводятся поздно. Как будет решаться этот вопрос.
– Проблемы, конечно, есть. Было бы здорово, если бы торги по предприятиям и организациям, функционирующим в постоянном режиме, особенно на приобретение питания и лекарственных средств, проводились в декабре, но пока это невозможно. Есть процедурные моменты, связанные с принятием бюджета, потом Минфин должен дать подтверждение, что заказчик имеет финансовое право на проведение аукционов. На конкурс выставляются и федеральные субсидии, а приходят они поздно, как правило. Все это так, но надеемся решить и эти вопросы. Переход на программно-целевой метод формирования бюджета будет исключать такие ситуации. В связи с принятием программно-целевого метода финансирования он сможет увидеть, сколько денег у него будет на те или иные направления деятельности вплоть до 2016 года, а значит и планировать расходы, а еще определять поставщика или подрядчика сразу на три года, нормально финансировать и уходить от излишних проблем.
– Как быстро республика адаптировалась к электронным торгам?
– Президент республики Егор Афанасьевич Борисов и правительство сразу приняли решение о создании новой единой системы госзаказа, что подразумевало в том числе взаимодействие всех наших государственных и муниципальных заказчиков с помощью единой информационной системы. Она вводится в нынешнем году, а вначале мы напрямую работали с общероссийским сайтом, к которому были большие претензии со стороны регионов. Загрузить информацию было невозможно. Получалось, что мы могли работать (вносить данные на размещение заказа) только до обеда, и результате даже не знали, размещен он или нет, информацию получали лишь на следующий день. После 14.00 мы даже не пытались размещать заказы на сайте, потому что просыпалась Москва и центральные регионы.
Сейчас в республике работает своя информационная система АИС «WEB-Торги-КС», интегрированная с общероссийским сайтом, что избавило нас от подобных проблем. Она автоматически располагает информацию по принципу автодозвона. Конечно, пока есть трудности организационного характера, но они временные, которые всегда бывают при внедрении нового.
– Как обстоит дело с кадрами?
– Здесь проблем нет. До создания Госкомитета по размещению заказов действовал Комитет по материально-техническим ресурсам и отдел в Министерстве экономического развития, так что кадры были готовы. А вот на муниципальном уровне проблемы действительно были, но нам удалось с ними справиться, правда, пока лишь на уровне районных центров. Мы проводили обучающие семинару как на базе Института управления при Президенте РС(Я), так и выездные, видеоконференции. Судя по освоению бюджетных средств в 2011 году, все в порядке. Сегодня трудности с кадрами остались только на поселенческом уровне, но думаю, постепенно мы решим и этот вопрос.
– Какова практика участия малого и среднего бизнеса в госзаказах?
– Здесь предусмотрены преференции: любой заказчик должен не менее 10 и не более 20% заказов размещать исключительно у субъектов малого и среднего бизнеса. Это требование закона, и контролирующие органы очень внимательно следят.
В рамках работы над федеральной контрактной системой Республика Саха (Якутия) внесла предложение в Минэкономики РФ установить такие же преференции и для сельхозтоваропроизводителей. Это позволило бы разрушить систему перекупщиков, которая тормозит развитие сельского хозяйства.
– Какие еще предложения внесла республика?
– Представьте, что муниципальная больница размещает на общероссийском сайте заказ о закупке картофеля, который выиграет кто-то из Краснодара, например. Возможно цена там действительно ниже, чем в той же Якутии, но этот картофель надо еще завезти.
– Как в пословице: за морем телушка полушка да перевоз дорог.
– Вот именно. В результате он может не уложиться в положенные по контракту средства и контракт срывается. В 94-ФЗ мало методов воздействия на исполнителя. Поэтому мы хотели бы, чтобы при размещении заказа можно было указывать территориальную принадлежность поставщика, хотя бы в части сельхозпроизводителей. Это кстати могло бы стимулировать их.
Это предложение было поддержано в Совете Федерации и Ассоциации крестьянских хозяйств РФ, которые ведут работу с законодателями со своей стороны.
Внесли мы предложения в части северного завоза и по строительству. Пока они рассматриваются, но председатель СФ В.И. Матвиенко их полностью поддержала. Более того, попросила создать рабочую группу при Минэкономразвития РФ, куда будут включены и представители республики. Мы сформулировали наши предложения в виде отдельной главы, регулирующий северный завоз в федеральной контрактной системе, а также право определять уполномоченного в связи со спецификой региона. Думаю, нас поддержат и другие северные регионы.
Марина КОЛБАСИНА.
г. Якутск

 



← Назад в раздел