Тихоокеанский поход «Надежды»

Завершился первый этап путешествия ПУС «Надежда», приуроченного к саммиту АТЭС во Владивостоке, а уже в апреле 2012 года парусник возьмет курс на Юго-Восточную Азию и Австралию. Парусное учебное судно  «Надежда» находилось в походе 100 дней.  
Миссия парусного  учебного  судна «Надежда» одобрена Президентом России Дмитрием Медведевым во время открытия Национального дня России на ЭКСПО-2010 28 сентября 2010 года в Шанхае (КНР) в ходе его рабочей встречи с представителями Морского государственного университета имени адмирала Г.И. Невельского.
Тихоокеанский поход знаменитого  парусника выполняется в соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 07.07.2011г №1193-р и будет реализован под эгидой Министерства транспорта Российской Федерации, Федерального агентства морского и речного транспорта, Министерства иностранных дел Российской Федерации в содружестве с регионами России как национальный проект, где Морской государственный университет имени адмирала Г.И. Невельского является ответственным исполнителем.
Цель похода:
через комплексные представительские, научные, культурные, спортивные, просветительские мероприятия продемонстрировать устремления России к активному взаимодействию на Тихоокеанском экономическом пространстве.
Во время похода  решались следующие задачи:
•    представление России как дружественной морской державы и надежного партнера АТР;
•     презентация экономического и технологического потенциала российских регионов и Владивостока, как столицы саммита АТЭС 2012 года.
Парусное учебное судно «Надежда» должно посетить порты американского континента, Австралии, Новой Зеландии и Юго-Восточной Азии.
На американском континенте  сделать заходы в порты Канады и США.
Во время  дальнейшего похода к берегам Австралии, Новой Зеландии и в Юго-Восточную Азию запланированы посещения портов Южной Кореи, Папуа-Новой Гвинеи, Новой Зеландии, Австралии, Индонезии, Сингапура, Малайзии, Таиланда, Вьетнама, Брунея, Филиппин, Китая, Японии.
Начало похода – 14 сентября 2011 г.  Окончание похода – 01 сентября 2012 г. – в преддверии саммита АТЭС во Владивостоке.
Участие ПУС «Надежда» в официальных мероприятиях саммита АТЭС 2012 г. во Владивостоке – 2 -9 сентября 2012 года.

Иван КОМОГОРЦЕВ с борта ПУС «Надежда»
УЧЕБНЫЕ БУДНИ
Марш «Прощанье Славянки» затих. Те, кто не успел познакомиться со своим новым морским «домом», пошли исследовать судно, кто-то звонил близким. Пограничный и таможенный контроль прошли успешно, без происшествий. Начались суровые морские будни. Поздним вечером, на двигателе «Надежда» вышла из залива Петра Великого в открытое Японское море.
Уже на следующий день после отхода от причальной стенки – 15 сентября – у курсантов началась практика. К обычным нарядам добавились учебные штурманские вахты - на мостике. Курсанты-судоводители самостоятельно прокладывают курс (отмечают его точками на карте) и определяют место судна в море, скорость, дистанцию до берегов и других судов. Эта вахта проходит в три смены, каждая по 4 часа – с 8.00 до 12.00, с 12.00 до 16.00 и с 16.00 до 20.00, потом они повторяются.
ПЕРВЫЙ АВРАЛ
17 сентября почти весь день слева по борту виднелся Сахалин. Парусные авралы начались после того, как команды каждой из трех мачт закрепили навыки работы. И вот впервые прозвучала команда: «Курсантскому составу приготовиться к парусному авралу!». Работа на мачтах для ребят не в новинку. Большая часть курсантов 18-й роты уже практиковалась в умении ставить паруса в акватории залива Петра Великого, повторяли навыки и в первые дни Тихоокеанского похода.
УХОДИМ ОТ ТАЙФУНА К КАМЧАТКЕ
Тайфун «Роке» пару дней следовал по пятам за «Надеждой». Чтобы не быть застигнутым тайфуном в открытом Тихом океане, парусник взял курс на север Охотского моря, где по прогнозам сила непогоды должна быть меньше. Утром следующего дня ненастья не наблюдалось, зато наблюдалась Земля. Не тоненькой ниточкой на горизонте, а совсем рядом устремляющимися в небо вулканами-исполинами показались острова Северо-Курильской гряды.
ПОД ПАРУСАМИ – В ТИХОМ ОКЕАНЕ
– Курс по гирокомпасу 65, по магнитному 72. Вахту сдал.
– Курс по гирокомпасу 65, по магнитному 72. Вахту принял!
Под парусами – не круиз, а работа и учеба.
Вахта на мостике вообще одна из любимых практик у курсантов. Оттуда никто не принес даже оценку «четыре», у всех практикантов – пятерки. У Лизы Коробейко пятерка твердая. Хвалят руководители за успехи в учебе и курсантов И.Н. Богдана, А.А. Рычкова.
АЛЕУТСКИЕ ОСТРОВА
Первыми иностранными землями, показавшимися участникам Тихоокеанского похода на ПУС «Надежда», стали Алеутские острова, принадлежащие США.
28 сентября «Надежда» прошла между островами Канага и Адак, относящимися к Андреяновской группе Алеутских остров. Внешне они напоминают такие же суровые и безлесные северные Курилы.
«ВЫ ПОСМОТРИТЕ НА ЭТИ ПАРУСА! БЕЛЕЕ СНЕГА!»
Не входя в 24-мильную зону США, дрейфуя у берегов штата Калифорния почти неделю, парусник «Надежда» преображался. Фрегат оделся в новые белоснежные паруса.
Курсанты говорят, что новые паруса укладываются довольно тяжело, материал не «поношенный», иногда приходится кулаками утрамбовывать. Заменили бегущий такелаж. Наждаком и пастой гои отшлифовали и отполировали все рынды и всю медь на борту. Приготовили флаги расцвечивания и государственные флаги. Помыли, сняли ржавчину, а потом и покрасили все надстройки на судне, цепи и топинанты, так что некоторые, имеющие привычку облокачиваться, успели испачкать одежду краской.
Готовились к заходу в Сан-Франциско не только «снаружи», но и «внутри». Для того чтобы вспомнить российскую историю, или узнать некоторые ее моменты впервые, на «Надежде» при поддержке Морского Русского Центра был показан документальный фильм о Форте Росс. Хронометраж фильма всего двадцать минут, но каждое мгновение максимально наполнено интересной информацией.
Русское поселение и крепость в Северной Калифорнии Соединенных Штатов, основано Русско-американской компанией в 1812 году, тогда ещё в заливе Румянцева, ныне именуемом бухта Бодега. Почти тридцать лет Форт Росс был самым южным русским поселением в Северной Америке, снабжал продовольствием российские поселения на Аляске и на Алеутских островах. Форт-Росс принес и инновации в Калифорнию – первые судостроительные верфи, мельницы, фруктовые сады и виноградники.
Экипаж и курсанты уже распланировали время увольнения на берегу, расспрашивали друг друга о планах, кто и что хочет посмотреть и приобрести. Курсанты нагладили два комплекта одежды, повседневную и парадную. 20 октября капитан «Надежды» Сергей Алексеевич Воробьев собрал экипаж и раздал ценные указания, касающиеся прохождения таможенного контроля.
Но… визиту в Соединенные Штаты Америки не суждено было сбыться. Посреди ночи, за несколько часов до того, как «Надежда» должна была пройти под мостом «Золотые ворота», прозвучала команда приготовиться к парусному авралу… «Надежда» развернулась и взяла курс к мексиканским берегам. Парусник не зашел в Сан-Франциско. «Надежда» не смогла войти в порт Сан-Франциско в штате Калифорния, из-за решения федерального окружного суда округа Вашингтон удовлетворить иск американской организации «Хабад Любавич», требовавшей от Российской Федерации передать этой организации библиотеку, состоящую из книг «коллекции Шнеерсона». Парусник «Надежда» мог быть конфискован в счет погашения иска.
Не зашла «Надежда» и в порт Гонолулу на Гавайях, невзирая на то, что ситуация обсуждалась на самых высоких уровнях.
БЕЗ ЗАХОДА В ПОРТЫ
Более сорока дней «Надежда» находится в море без захода в порты - это несомненный рекорд не только для нашего парусника, но и для всех современных парусных учебных судов. До мексиканского порта Энсенада остается 200 миль. Город находится в 70 милях от американо-мексиканской границы. Немало там и русских, более века назад переселившихся молокан и ученых, уехавших туда по государственной программе поддержки науки Мексики. Это место славится виноделием, здесь производится около 90 % всего столового вина в Мексике. Частенько сюда заходят круизные лайнеры, и мы надеемся, что русскому паруснику в порту Энсенада будут очень рады.
ЗДРАВСТВУЙ, ЗЕМЛЯ, ЗДРАВСТВУЙ, МЕКСИКА!
Более 42-х суток «Надежда» путешествовала по Тихому океану, пока не встала у причальной стенки мексиканского порта Энсенада.
При всей «неровности» ландшафта город Энсенада совсем не похож на Владивосток. Все строения, за редким исключением, всего в 2-3 этажа. Да и окружающий пейзаж совсем не напоминал природу Приморского края. Все как в фильмах-вестернах - голая земля, редкие деревья и кусты, покатые сопки. По ощущениям – никаких лестниц на них не должно быть.
ОТКРЫТЫЙ ТРАП В ЭНСЕНАДЕ
За время стоянки в Мексике на борт «Надежды» поднимались представители портовых властей уже не по служебным обязанностям, а как гости, которые с большим интересом осматривали все на паруснике. Прибыли на экскурсию школьники из Энсенады, а также представители русской диаспоры и их друзья, которые живут в этом мексиканском городе.
Рассказывали гостям об устройстве парусника и о своем морском быте курсанты 18-й роты на английском и русском языках. Гости подарили Морскому Русскому центру фонда «Русский мир» историческую реплику календаря Майя и мексиканский флаг. Экскурсоводы «Надежды» в ответ одаривали каждого посетителя значком с парусником.
Делегация парусника «Надежда» посетила выставку образовательных услуг, проходившую в это время в Энсенаде.
САМЫЙ УНИВЕРСИТЕТСКИЙ ГОРОД МЕКСИКИ
Город Энсенада славится большим количеством студентов. В местном университете учится более тридцати тысяч человек. Представители МГУ им. адм. Г.И. Невельского познакомились с некоторыми факультетами и колледжами университетов мексиканского штата Нижняя Калифорния, завязали деловые знакомства.
КАРНАВАЛ ПОД ПАРУСАМИ
Экватор мы не пересекаем, поэтому и Праздника Нептуна у нас нет. Но зато в день, когда «Надежда» пересекла линию перемены дат, на паруснике прошел тропический карнавал. Участие в нем приняли все – и курсанты, и члены экипажа. Каждый, кто выходил на сцену, устраивал настоящее высококлассное шоу. Помимо сценки обязательными составляющими каждого номера были дефиле, частушки и танцы. Каждая команда срывала бурю аплодисментов, ведь все они подготовились очень тщательно.
У «НАДЕЖДЫ» СНОВА БЕЛОСНЕЖНЫЙ БОРТ
Два дня, пока «Надежда» дрейфовала в Тихом океане, судно активно готовили к визиту в Иокогаму.
Члены экипажа и курсанты, задействованные в работах, производили оббивку ржавчины кирками и средствами малой механизации: турбинками и пневмомолотками. Зачищали, грунтовали, а потом взялись за кисточки и добавили белизны палубным надстройкам и перилам, забираясь в самые труднодоступные уголки.
ПРОГОЛОСОВАЛИ В ТИХОМ ОКЕАНЕ
Выборы на «Надежде» прошли досрочно, 1 декабря. Электорат – экипаж, руководители практики и курсанты, проявили активную жизненную позицию. Практически все пришли в учебную аудиторию, где разместился избирательный участок парусника, сразу же после объявления о начале голосования.
Одними из первых проголосовали руководитель Тихоокеанского похода Вадим Сергеевич Гапоненко и капитан парусника Сергей Алексеевич Воробьев. Избирательная урна выглядела очень официально. По словам секретаря избирательной комиссии, Анны Владимировны Бессоновой, которая не впервые занимается организацией выборов, процедура прошла очень хорошо. Избиратели быстро нашли себя в списках, ознакомились с кандидатами в Законодательное Собрание Приморского края и в Государственную Думу Российской Федерации, и проголосовали.
 В СТРАНЕ ВОСХОДЯЩЕГО СОЛНЦА
В первый же день стоянки у причала Страны Восходящего Солнца на борт «Надежды» прибыла делегация Посольства РФ в Японии во главе с Чрезвычайным и Полномочным послом Российской Федерации в Японии Михаилом Белым.
Высокопоставленного дипломата, который работает в этой должности уже пять лет, встретили капитан парусника Сергей Воробьев, флагман Тихоокеанского похода Вадим Гапоненко и офицеры «Надежды». Прозвучало троекратное «ура» курсантского строя.
Свою выучку российским дипломатам продемонстрировали курсанты фок-мачты под руководством парусного мастера Валентина Яроша. Молодые моряки буквально за одно мгновение подняли косой парус – кливер.

 



← Назад в раздел