Экзамен мирового уровня

В УНИСОН МИРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ
Ключевыми событиями «Транспортной недели» стали V Юбилейный международный форум и выставка «Транспорт России». Транспортный комплекс России развивается в унисон всей экономике страны и мира. За последние пять лет период беспрецедентного подъема и мощных финансовых вливаний в инфраструктурные проекты сменился финансовым кризисом, который транспортники переживали наряду с другими отраслями. Затем наметился медленный, но стабильный выход на прежние рубежи. Все эти изменения, новые тенденции, внедрение современных технологий, борьба за сохранение кадрового потенциала выносились на дискуссионные площадки форумов и выставок «Транспорт России», вот уже пятый год проходящих под патронатом Министерства транспорта РФ.
Деловая программа нынешнего форума, нацеленная на рассмотрение актуальных вопросов транспортного комплекса, и демонстрация в рамках выставки наиболее значимых проектов в сфере авиационного, автомобильного, железнодорожного, морского, речного транспорта, строительства дорог и инфраструктуры наглядно доказали, что отрасль движется по пути инновационного развития. Конференции, круглые столы, переговоры и подписанные соглашения между участниками рынка транспортных услуг имеют важное значение в контексте реализации задач, предусмотренных «Транспортной стратегией Российской Федерации на период до 2030 года». Кроме того, они полностью скоррелированы с планами развития транспортной системы в рамках подготовки к проведению в России мероприятий международного значения – Саммита АТЭС-2012 во Владивостоке, Всемирной летней Универсиады 2013 года в Казани, Олимпийских зимних игр 2014 года в Сочи, Чемпионата мира по футболу 2018 года и других.
ПРОЦЕСС ОБНОВЛЕНИЯ
Проблемы и решения строительства современной транспортной инфраструктуры для этих мероприятий стали предметом обсуждения участников одной из сессий форума. Известно, что мероприятия глобального значения являются катализатором процесса обновления инфраструктуры: энергетика, аэропорты, автомобильные и железные дороги, общественный транспорт, очистные сооружения, телекоммуникационные возможности, благоустройство. Затраты на инфраструктуру существенно превышают расходы на организацию самого мероприятия. Однако это создает предпосылки устойчивого развития и процветания любого региона, способствует нейтрализации серьезных экономических и геополитических рисков.
Этому есть вполне конкретные впечатляющие примеры. Олимпийские игры 1992 года в Барселоне позволили за 5 лет произвести изменения, на которые по плану ушли бы три десятилетия, рост «брендового» капитала позволил Барселоне удвоить доходы от туризма. Пекин к Олимпийским играм 2008 года инвестировал 40 млрд. долларов США в создание инфраструктуры и теперь занимает одну из ведущих позиций в мировом рейтинге в категории «инфраструктура».
Что же Россия? Только для Зимних Олимпийских игр в Сочи для обеспечения ожидаемого роста энергопотребления постепенно вводится 200 новых электростанций, что в 2,5 раза увеличивает существующую энергоемкость. Строится 367,3 км дорог и мостов, 200 км железнодорожных путей, газопровод протяженностью 480 км, 22 тоннеля, создается новая телекоммуникационная инфраструктура. Сочи превращается в круглогодичный международный туристический центр, для чего строится 16 стадионов в 13 городах, 7700 км автомагистралей, 1920 км скоростных и высокоскоростных железных дорог. В рамках программы развития улично-дорожной сети Казани к Универсиаде предусмотрено строительство и реконструкция 23 городских дорог протяженностью 65,1 км, из которых 15,75 км – новое строительство и 49 км – реконструкция.
Наиболее крупные автодорожные проекты на территории объектов Саммита АТЭС – это строительство автомобильной дороги пос. Новый - п-ов Де-Фриз - Седанка - бухта Патрокл; реконструкция автомобильной дороги Аэропорт Кневичи (г. Владивосток) - федеральная автомобильная дорога Хабаровск-Владивосток (М-60, «Уссури»); реконструкция автомобильной дороги «Уссури». Кроме того, строится новый пассажирский терминал в Международном аэропорту Владивосток. Нельзя не упомянуть и о строительстве мостового перехода на остров Русский через пролив Босфор Восточный. А запуск скоростного аэроэкспресса по маршруту «Владивосток - аэропорт Кневичи» потребовал реконструкции железнодорожного полотна от Владивостока до города Артем, строительства новой ветки длиной 4 км от Артема до аэропорта с подходом к международному пассажирскому терминалу, а также вокзального комплекса в центре Владивостока.
ПРИОРИТЕТЫ
Филипп Бови, эксперт Международного Олимпийского комитета по транспорту, подводя итоги дискуссии, вынес свои весьма неожиданные рекомендации: не строить слишком много! Он заявил, что возведение тех конструкций, которые не потребуются после игр в течение 20 лет, не обоснованы политически и финансово. Например, часть новых станций РЖД в горной местности явно будут не востребованы в повседневной работе железных дорог. Некоторые стадионы в Сочи также будут временными площадками, их нужно строить с возможностью перемещения в другой регион страны. Не стоит возводить постоянную инфраструктуру, если она не будет давать социальный эффект на протяжении многих десятков лет в последующем. Филипп Бови убежден, что инфраструктурные проекты в любом случае должны быть окупаемы. Выводы эксперта МОК, несомненно, покажутся более спорными, чем сама дискуссия – для России престиж и ответственность перед надвигающимися экзаменами мирового уровня все-таки приоритетнее западного прагматизма.
Инга ДМИТРИЕВА.

 



← Назад в раздел