От БАМа до сверхскоростных магистралей

– Александр Николаевич, несомненно, что свои обязательства вы даже перевыполнили. Тепловоз прогудел на станции Бестях (Якутск) раньше, чем было намечено. Каковы перспективы у строителей?
– Если говорить о перспективах, то их достаточно. Есть, например, проект сооружения четырехсоткилометровой железной дороги Кызыл - Курагино. Это Тува. Стоимость - 47 миллиардов. Первые 147 километров финансирует бюджет, остальное – инвестиции. Желающих поучаствовать в этом проекте достаточно много, но сдерживающим фактором являются деньги.
Поясню. Только на обеспечение заявок требуется 2,3 миллиарда, плюс к этому банковская гарантия 18 миллиардов. Эти суммы по залогу труднопроходимы. И даже крупные предприятия вынуждены отказываться: очень накладно, даже расточительно. Так что все это обрастает серьезными вопросами, которые уже за пределами нашего титула. Но... посмотрим.
Кроме того, есть информация о намечающемся сооружении пограничного перехода рельсами из России в Китай в районе станции Забайкальская на Транссибе. Китайцы со своей стороны свой участок сделали. Нам же предстоят большие объемы работ на своей территории, есть возможность получить их на субподряде.
Самый большой проект за пределами нашего титула – строительство высокоскоростной магистрали Москва - Санкт-Петербург, Москва - Нижний Новгород, Москва - Казань - Екатеринбург. Объект технически сложный, в России таких железных дорог еще нет. Это дальний прицел. Но сейчас очень интенсивно изучается опыт сооружения высокоскоростных магистралей за рубежом с учетом нашего климата и наших условий. Так что определенное оживление в части железнодорожного строительства есть.
– Похоже, что из Якутии вы уходите?
– Мы не уходим. Просто работать можно на параллельных курсах.
– Успокоили. Что будет происходить на нашей родной трассе?
– Об этом я уже неоднократно говорил: нам нужно переходить на вдумчивую, серьезную работу, связанную с подготовкой линии к сдаче в постоянную эксплуатацию. Надо обязательно сдать во временную эксплуатацию в начале лета участок до Амги, в середине – до Кердема и в конце лета – до Бестяха. Уже сейчас к нам обращаются потенциальные перевозчики, интересуются: повезем ли мы грузы в следующем году до Бестяха. Это необходимо и грузополучателям, и грузоотправителям. И с политической точки зрения нужно показать, что железная дорога работает на народное хозяйство республики. Это важно и с точки зрения готовности линии к сдаче в постоянную эксплуатацию. В режиме временной эксплуатации железной дороги в соответствии со строительными нормами и правилами мы сможем возить грузы уже в следующем году.
Технически это возможно. Только грузополучателям, может быть, не очень удобно, потому что грузы будут оформляться до станции Томмот, а там – уже до станции Бестях. Но, я думаю, это не настолько уж серьезное неудобство, чтобы вообще не пользоваться такой возможностью.
Важно начать. Начнем обкатывать и дорогу, и обслуживающий персонал, начнут действовать раздельные пункты, системы связи, все остальное.
– Люди интересуются: когда, например, вы повезете пассажиров от станции Бестях?
– Для этого надо будет провести работы, обеспечивающие безопасность движения. В 2012 году можно было бы перевозить пассажиров по отрезку Бестях - Томмот, то есть пустить местный поезд. Но это дело затратное, и вряд ли кто-то согласится компенсировать эти убытки. Тех, кто оказывает транспортные услуги, вряд ли можно заставить это сделать. Поэтому мы на следующий год ставим задачи только по перевозке грузов. Пока это не так уж и мало. Но в 2013-м обязательно повезем пассажиров беспересадочными вагонами или целым поездом Якутск - Москва. Для этого нужно определяться уже сейчас с будущим эксплуатантом, а это тоже очень большой объем работы.
– Александр Николаевич, пока мы говорили о предстоящих перевозках и об относительно далеком будущем. А что нового в деле продолжения строительства?
– Поговорим и об этом. Сейчас к нам поступают предложения от граждан республики каким-то образом увековечить момент пребывания на укладке «золотого звена» первого лица страны Дмитрия Анатольевича Медведева. Это действительно огромное событие, потому что не так уж часто первые лица государства посещают места железнодорожного строительства.
Мы над этим предложением работаем. В ближайшее время обсудим на совещании. Есть предложение, следуя традиции железнодорожников, вынести на привокзальную площадь перед зданием вокзала на станции Бестях «золотое звено», которое сейчас находится в эксплуатации, и установить на нем монумент паровоза. На нем можно прикрепить мемориальную доску, которая свидетельствовала бы об этом событии.
Теперь о том, что дальше. Есть письмо президента РС (Я): рассмотреть вопрос чрезвычайной важности – переход через реку Лена с учетом продолжения строительства железной дороги.
Минтранс предлагает дополнительно изучить зарубежный опыт строительства мостов в регионах с похожими условиями. На сегодня сформирована комиссия с участием членов правительства республики, специалистов разного профиля. Они уже отработали в Норвегии, улетели на Аляску. Затем дадут предварительное заключение. Но уже есть утверждение, что никаких положительных заключений в пользу сооружения тоннеля быть не может.
В Москве с соответствующими полномочными структурами отработаны вопросы затрат на строительство и эксплуатацию тоннеля. Получены результаты. 3атраты на содержание тоннеля в два с половиной раза превышают затраты на содержание моста. Это в обычных условиях. А в условиях необходимости поддержания вечной мерзлоты в замороженном состоянии затраты увеличатся кратно. Так что те, кто делает заявления об экономичности строительства и поддержании работы тоннеля, выведены на чистую воду.
Кроме того, проводятся консультации с Российской академией наук, заключение в пользу строительства моста через Лену будет однозначно. С получением всех документов будут приняты соответствующие заключение и решение в пользу строительства моста. Кто подрядчик, пока сказать сложно. Но наша позиция – чтобы строительство моста было отдано единому исполнителю. Без конкурсов, без аукционов, тендеров, а указом президента страны. Если войти с аукциона и на нем снизить стоимость строительства, тогда о надежности, качестве говорить не приходится. Мост по своей сложности не уступает тем, что сейчас сооружаются во Владивостоке через бухту Золотой Рог и на остров Русский.
Если все эти решения будут приняты, то в следующем году можно приступить к практическим делам.
Со своей стороны мы тоже немного заглянули в прошлое, посмотрели исполнительную документацию, проекты работ по переходу ЛЭП через Лену в районе Табаги. Ничего невыполнимого нет. Более того, современная техника позволяет производить строительство с большей эффективностью. Там в створе встречаются крепкие породы, которые позволяют закрепиться в них, пробурив слабые грунты, повысить надежность сооружения.
– Александр Николаевич, а какой проект все-таки будет использован? Ведь их было несколько.
– На сегодня проекта моста нет. Проект, который был утвержден Главгосэкспертизой, уже устарел. Срок его действия закончился в сентябре текущего года. Его, конечно, можно использовать, но надо перерабатывать.
– Но можно уже начать сооружение подходов к мосту по обоим берегам?
– Сейчас все программы по сооружению моста и подходов к нему объединили. Все вместе – мост, железная дорога в Якутске – обойдется в 79 миллиардов рублей. Конечно, наиболее целесообразно отдавать эти средства в одни руки. Тем более что правительство республики, возможно, будет выступать как генеральный заказчик. Это нормально, когда не Москва, а территория станет отвечать за строительство объекта. Требуется рачительное отношение к деньгам, которых хватило бы на все строительство. Поэтому и проект должен быть экономным, и мост – достаточно надежным.
В нашем проекте, который мы сейчас отрабатываем до Бестяха, есть ответвление в сторону железнодорожного моста, там стоимость 450 миллионов рублей. Их надо освоить сейчас, чтобы они не стали обузой будущему проекту. Там тоже есть сложности, поскольку это ответвление железной дороги пересекает федеральную автотрассу. Тогда примыкание к мосту будет сделать проще.
Решение о строительстве железной дороги в Якутск, думаю, будет принято в начале будущего года. А дальше надо приступать к изыскательским работам, потому что для изыскателей зимний период более удобен.
Конечно, строительство моста – дело и привлекательное, и зрелищное. Но сейчас нам не надо отвлекать внимание от сдачи линии в постоянную эксплуатацию. Это будет стимулом и для строителей, и для тех, кто принимает решение.
Юрий КАРПОВ.
г. Якутск 
 



← Назад в раздел