Стройка проходит через сердца

– Миллиарды долларов на ветер! – так, выступая по федеральному телеканалу, резко высказался о развернувшемся грандиозном строительстве во Владивостоке к саммиту АТЭС 2012 года довольно известный московский автор детективных романов. Подобная точка зрения имеет хождение, пропагандируется и отдельными «непогрешимыми» олигархами-экономистами, которые «эффективно» вкладывают российские деньги в цивилизованные западные страны.
И ведь на самом деле – инвестиции огромны, а отдача от вложений весьма проблематична. Немногочисленное население Дальнего Востока России (1 чел. на 1 кв. км) в целом и Приморского края в частности (по последней переписи – менее 2(!) млн. чел.) за последние годы существенно сократилось. Развивать здесь высокотехнологичные производства нерентабельно. Потому что на месте спрос на продукцию будет минимален, а вывозить товарную массу за тридевять земель, только чтобы ее сбыть, – крайне убыточно. Да и откуда набрать 25 - 30 тысяч студентов для Дальневосточного федерального университета, который строится на острове Русский?
Все правильно. Кроме одного. Освоение Сибири тоже было затратным, даже жертвенным. Но пророчество великого ученого о том, что богатство России будет «прирастать Сибирью», уже сбылось. Это предвидение столь же верно и для всего Дальнего Востока. Только результат не приходит сам собой. На современном этапе нужны инвестиции, великий труд и терпение. Иначе неизбежны дальнейшие кромсание и распад страны. Дальний Восток, конечно, останется, но без так называемых «миллиардов на ветер» через пару десятилетий он вряд ли будет российским…
Примерно такой мысленный спор с оппонентами я вела всякий раз, когда писала о стройках к саммиту АТЭС. С особенным удовольствием рассказывала о возведении вантового моста через бухту Золотой Рог. Потому что генеральный подрядчик строительства – ЗАО «Тихоокеанская мостостроительная компания» (ТМК) – организовал дело четко, работал высокопроизводительно и качественно. И вдруг – пожар, который многое поставил под сомнение.
ВОЗМОЖНОСТЬ ДОКАЗАТЬ
Еще полыхало в ночном небе Владивостока зарево огня, а я упорно названивала знакомым мостостроителям. Первая информация была огорчительной, но не слишком страшной: человеческих жертв нет, сгорела деревянная опалубка одной железобетонной конструкции. Дальше, после пожара, еще одна утешительная новость: экспресс-анализ не выявил повреждений бетона в пилонах, опорах, надежными остались и вантовые крепления пролета. Материальный ущерб минимальный.
Такой же доклад сделал и генеральный директор ЗАО «ТМК» Виктор Гребнев, принявший участие в прямом разговоре с премьер-министром РФ Владимиром Путиным. Владимир Владимирович его поправил: экспресс-анализ недостаточен, надо провести более глубокие исследования последствий пожара. «Объект-то серьезный», – добавил он.
Прошла неделя, и я попыталась взять интервью у заместителя гендиректора ТМК, куратора строительства моста через Золотой Рог Виктора Склярова. С ним у меня сложились добрые отношения, и обычно он не отказывал мне в информации. Но на сей раз был более чем лаконичен:
– Видимые последствия пожара мы ликвидировали. Продолжаем работу по графику, в заданном ритме.
– А последствия невидимые?
– Их выявляет экспертная комиссия, в которую вошли ведущие ученые, проектировщики, другие специалисты.
– Как же все случилось? Предварительно мне можете сказать? – настаивала я.
– Давайте поговорим после выводов комиссии, по-человечески вас прошу, – взмолился Скляров. – Обещаю ответить на все вопросы. Если меня не отстранят.
– Почему?
– Ведь я отвечаю за все, что происходит на моем участке строительства. Но давайте после понедельника…
Краткий разговор оставил неприятный осадок. В Склярове, несмотря на его попытки шутить, было не узнать уверенного в себе профессионала, который совсем недавно мне говорил: «В любом случае мост через бухту Золотой Рог мы сдадим в эксплуатацию, как и определено, весной 2012 года. Уже и цвет, в который он будет окрашен, утвержден. Мост станет образцом надежности, элегантности, красоты…»
 Ждать оказалось невмоготу. И с вопросами я «насела» на другого заместителя гендиректора – Александра Гофмана. Знала: на участке, которым он руководит, все в полном порядке. Но начала разговор неудачно:
– У ваших соседей беда. А у вас…
– Каких соседей? – возмущенно оборвал меня Александр Анатольевич. – Мы вместе, в одном коллективе работаем. Пожар полыхнул по всем нам. Как будто сердца опалил. У Склярова настроение – сам себя расстрелять готов! Но мы не позволим. Вместе преодолеем. Главное, чтобы сейчас Виктору дали возможность продолжить работу. Он докажет…
ПРЕОДОЛЕНИЕ
– Александр Анатольевич, вы первым сдали в эксплуатацию крупный участок де-фризовской дороги. И я, и многие мои коллеги уже его опробовали, промчались «с ветерком». Но вот водители сетуют, что мало запланировано на дороге «съездов» и «подъездов». Она идет внутри и в то же время как бы мимо города. Будут ли изменения?
– Дорога официально еще не принята в эксплуатацию. Она действует в тестовом режиме. Поэтому изменения возможны. Но надо учитывать, что де-фризовская трасса отнесена к скоростным магистралям. Она призвана разгрузить южную часть Владивостока. По ней от Седанки до улицы Тихой можно «пролететь» за 10 - 15 минут. Если построить «съезды», «сходы», «подъезды» и «подходы», то о скорости можно забыть. Появятся светофоры, другие дорожные «знаки препинания». Наверняка образуются и автомобильные пробки, заторы. Мне представляется это нецелесообразным. Хотя, конечно, последнее слово по организации автомобильного движения остается за городской властью и специалистами ГИБДД.
Сейчас в городе очень осложнилась обстановка из-за выхода из строя рудневского моста. Вот во временном решении проблемы де-фризовская дорога могла бы помочь. Мы завершаем сооружение путепровода через золоотвал ТЭЦ-2. Просто напрашивается заезд со стороны улицы Выселковой. Отсутствие рудневского моста станет не столь заметным.
Работ по строительству дороги и низководного моста еще очень много. Но практически мы все же выходим на финишную прямую. Уже завершено сооружение более десятка путепроводов и развязок. На многих участках осталось лишь поставить ограждение, смонтировать столбы освещения. И одеть дорогу в парадную одежду - асфальт. Для этого у нас есть отличный асфальтоукладочный комплекс, способный работать с разными типами асфальтобетонной смеси. Покрытие дороги будет высококачественным и долговечным.
Полностью смонтированы и пролеты четырехкилометрового низководного моста. Летом будущего года мы завершим его асфальтирование и отделку. Нет никаких сомнений, что уложимся в намеченные сроки. А Владивосток получит новую схему автомобильного движения, которая разгрузит город от пробок, позволит ускорить решение экономических задач, социального, бытового обеспечения, культурного обслуживания горожан и гостей столицы Приморья.
Новые дороги, мостовой переход, которые возводит наша компания, – это совершенно иной, более высокий качественный уровень жизни и работы. И мы сделаем все от нас зависящее, чтобы владивостокцы быстрее и в полной мере ощутили перемены к лучшему.
Генеральный директор ЗАО «ТМК» Виктор Григорьевич Гребнев добавил свой комментарий:
– Когда случился пожар, я был в командировке. О происшествии мне доложили сразу. И затем я требовал отчет о тушении пожара каждые тридцать минут. Не знаю, возможно, и раздражал коллег своим назойливым вмешательством. Ведь никакой практической помощи оказать издалека не мог, но… Мои беспокойство и суетность были продиктованы чувством вины. Как говорится, назвался командиром, должен все предусмотреть и угадать. Не сумел – значит виноват.
Сейчас еще продолжается следствие по факту пожара. Думаю, что конкретного его виновника найти будет чрезвычайно трудно. Гарантированно застраховаться от подобных происшествий на стройке, где сварочные работы ведутся практически круглосуточно и сразу во многих точках, нельзя. А с учетом погодных условий, сильных ветров, при которых приходится работать, определить, откуда прилетела искра, из которой возгорелось пламя, и вовсе невозможно.
Я понимаю, что и Скляров, и другие работники за допущенный пожар казнили себя самым строгим образом. И я, пусть формально, но обязан их наказать. Потому что не хватило им ответственного отношения к себе и своей работе. Ведь это счастье, что все завершилось незначительными потерями. А если бы повезло чуточку меньше? О таком и подумать страшно.
Сегодня важно преодолеть ошибку. Не забывать, всегда помнить о ней, но неуклонно идти вперед. Сделать это можно, чувствуя локоть товарища, поддержку друг друга. Такая сплоченность у нас есть. Значит, будет и успех.
Стройка к саммиту АТЭС 2012 года проходит через наши сердца и души. Ответственность огромна. Ведь по результатам нашей работы высокие гости будут судить об уровне квалификации, умении исполнять свои обязательства не только нашей компании, а всех приморцев, всех россиян. Не должно у них возникнуть и тени сомнения в способности страны справляться с задачами любой сложности. Мы не подведем.
…«Миллиарды на ветер»… Нет, не прав маститый автор детективных романов. Дальневосточникам свойственны самое ответственное отношение к делу, строгость и трудовая честь. И они заслужили хотя бы чуточку цивилизации и комфорта. А инвестиции окупятся, будьте уверены! Окупятся сторицей.
Валентина ЧАРСКАЯ.
г. Владивосток
 



← Назад в раздел