В поле особого внимания

Для жителей же Магаданской области, как известно, гражданская авиация является безальтернативным средством сообщения с другими регионами Дальнего Востока, Сибири и центральных районов страны.
В этой связи проблемы, характерные для Колымы, являются сходными с проблемами других дальневосточных и северных регионов.
Так, на сегодняшний день прямое регулярное авиасообщение связывает Магадан только с Хабаровском, в другие административные центры округа осуществляются транзитные авиаперевозки. Такое положение не устраивает колымчан, так как на транзитные рейсы зачастую невозможно попасть из-за отсутствия свободных мест. Это сдерживает их возможность по своему желанию свободно и быстро перемещаться к местам отдыха, для выезда в командировки, на учебу, к родственникам, с туристическими и другими целями.
Отдельная тема – организация авиасообщения на местных воздушных линиях. Оно осуществляется в условиях низкой интенсивности полетов и высоких эксплуатационных затрат авиакомпаний-перевозчиков. Для пяти населенных пунктов Магаданской области авиационный транспорт является вообще единственным средством сообщения с областным центром.
Чтобы обеспечить авиасообщение и сдерживать рост стоимости авиабилетов для граждан, ежегодно из областного бюджета выделяются субсидии для компенсации затрат авиаперевозчикам. Из года в год сумма их растет.
Кроме того, с 1 апреля по 31 октября для жителей Магаданской области в возрасте до 24 лет и старше 50 лет для женщин, 55 лет – для мужчин действует специальный тариф на авиабилеты в размере 50% от действующего тарифа. В результате цены на авиабилеты для пассажиров, в зависимости от направлений и типов воздушных судов, в три - пять раз меньше экономически обоснованных тарифов.
Авиарейсы оказались настолько востребованными у населения, что в 2011 году принимались решения об увеличении частоты полетов практически по всем направлениям. Введение субсидирования полетов позволило перейти к постепенному расширению их географии. Если к 2010 году полеты осуществлялись в населенные пункты трех районов - Омсукчанский (Омсукчан), Ольский (Ямск, Тахтоямск), Северо-Эвенский (Эвенск, Тополовка, В. Парень), то в 2011 году были организованы авиарейсы в Среднеканский район (Сеймчан). А с 2012 года планируется осуществлять полеты еще в два района – Ягоднинский (п. Ягодное) и Сусуманский (г. Сусуман).
На условиях частно-государственного партнерства в этих населенных пунктах завершается восстановление взлетно-посадочных площадок.
Владимир Путин начал посещение города со знакомства с филиалом «Аэронавигация Северо-Востока» ФГУП «Госкорпорация по организации воздушного движения», который обслуживает одну седьмую часть воздушного пространства РФ.
Премьер познакомился с работой филиала «Аэронавигация Северо-Востока», побывал в центре управления полетами, поговорил с руководителем полетов, непосредственно занятым управлением воздушным движением на международных авиалиниях.
Как сообщил главе правительства директор филиала Александр Дзюбенко, «Аэронавигация Северо-Востока» осуществляет аэронавигационное обслуживание российских и иностранных воздушных судов над территорией Магаданской области, Чукотского автономного округа и акваторией восточной части Северного Ледовитого океана общей площадью 4,1 млн. кв. км, что составляет одну седьмую часть всего воздушного пространства России.
Ежедневно специалисты филиала обслуживают примерно 150 полетов воздушных судов, из которых около 60% осуществляют иностранные авиакомпании, выполняющие транзитные рейсы из Северной Америки в Японию и Юго-Восточную Азию. Интенсивность полетов иностранных и отечественных авиакомпаний ежегодно увеличивается в среднем на 15 - 20%.
Над зоной ответственности филиала проходит более 60 воздушных трасс, по которым выполняют полеты суда авиакомпаний России, США, Канады, Японии, Китая, Южной Кореи, Сингапура и других стран. Протяженность участков международных воздушных трасс составляет более 37 тыс. км. Кроме этого в воздушном пространстве филиала находится более 70 местных воздушных линий. На территории Магаданской области и Чукотского автономного округа расположено 14 аэродромов гражданской авиации, три из них (Магадан, Анадырь и Провидения) являются международными.
В Центре управления полетами «Магадан» установлено современное радиотехническое оборудование - аэродромно-районная автоматизированная система управления воздушным движением «Альфа», предназначенная для управления воздушным движением, наблюдения за местоположением воздушных судов, планирования полетов, документирования информации.
Первыми и пока единственными в России здесь применяют технологию автоматического зависимого наблюдения с линией передачи данных диспетчер - пилот (CNS/ATM) при управлении движением воздушных судов на кроссполярных международных воздушных трассах над Северным Ледовитым океаном. Технология позволяет диспетчеру общаться с пилотом, используя принцип интернет-мессенджера ICQ.
Владимир Путин, открывая совещание, подчеркнул, что тема доступности авиаперелетов имеет большое значение для всех, а особенно для тех людей, которые проживают на отдаленных территориях России, где альтернативы, кроме авиации, не существует.
– Все, что касается транспортной инфраструктуры, безусловно, будет и дальше находиться в поле нашего особого внимания. Нам нужно эффективно интегрировать эти территории в национальные и глобальные транспортные потоки, а значит, создать новые возможности для экономического роста, привлечения инвестиций, повышения качества жизни на этих территориях, – отметил глава правительства.
Он также напомнил, что с 2009 года действует программа субсидий на авиаперелеты из дальневосточных регионов в европейскую часть страны.
– За три года льготой на приобретение авиабилетов по половинной цене воспользовались 850 тысяч жителей Дальнего Востока. Кроме того, была существенно расширена география маршрутов. Если в программу первоначально было включено 18 маршрутов, то сегодня их уже 30. Другими словами – программа доказала свою востребованность и эффективность, – сказал Владимир Путин.
Он подтвердил, что программа субсидирования авиамаршрутов будет развиваться и в будущем.
– В следующем году на программу льготных авиаперелетов из федерального бюджета мы выделяем 2,5 млрд. рублей в год. Аналогичные объемы зарезервированы на 2013 и 2014 годы, – подчеркнул Владимир Путин.
Кроме того, глава правительства дал поручение расширить перечень льготных авиамаршрутов и снизить для женщин возраст, позволяющий приобретать льготные авиабилеты, с 60 до 55 лет. В частности, Владимир Путин заявил, что среди новых субсидируемых направлений появится авиамаршрут Магадан - Хабаровск.
– Нам необходимо в целом развивать инфраструктуру авиаперевозок, сеть местных и региональных авиалиний, особенно на Дальнем Востоке. Это касается и модернизации аэропортов, и обновления парка среднемагистральных воздушных судов. На развитие межрегиональных перевозок в ближайшие три года мы выделим регионам Северо-Западного, Уральского, Сибирского и Дальневосточного федеральных округов 3 млрд. рублей, – сказал Владимир Путин.
Также он заявил о необходимости продолжать работу по созданию федеральных казенных предприятий, управляющих отдаленными аэродромами на севере Дальнего Востока.
– За счет этого, во-первых, мы сохраним сеть местных авиалиний. А во-вторых – расходы по содержанию этих аэропортов не будут закладываться в аэропортовые сборы. Значит, и билеты станут доступнее, – отметил Владимир Путин.
Ранее губернатор Магаданской области Николай Дудов обращался в Правительство РФ с предложением о передаче двух региональных аэропортов в федеральную собственность.
– Что касается приведения в надлежащее состояние взлетно-посадочных полос, инфраструктуры аэропортов, рассчитываем на скорейшее принятие решения по включению региональных аэропортов «Сеймчан» и «Эвенск» в состав федерального казенного предприятия «Аэропорты Севера», – сообщил Николай Дудов Владимиру Путину в ходе совещания.
Глава Магаданской области также внес несколько других предложений по оживлению авиаперевозок на Дальнем Востоке: «Назрела острая необходимость в организации прямых авиарейсов, связывающих между собой все административные центры Дальнего Востока, с минимальной частотой полетов не менее одного раза в неделю», – сообщил Николай Дудов.
По мнению губернатора, для организации такого сообщения можно было бы привлечь одну из крупных авиакомпаний, сделав ее дальневосточным оператором.
– Такой оператор будет осуществлять авиаперевозки своими силами или привлекать региональные авиакомпании, обеспечивающие перевозки по фидерным линиям по сквозному тарифу, что позволит повысить стабильность и доступность транспортных услуг для населения, – считает Николай Дудов.
Он добавил, что еще одним препятствием развития полноценного авиасообщения является сезонность пассажиропотоков и связанные с этим трудности с наполняемостью воздушных судов.
– Это вынуждает перевозчиков или увеличивать стоимость авиабилетов, или прекращать полеты. Например, по зимнему расписанию количество авиарейсов в Хабаровск уменьшается почти в два раза – с 15 летом до 7 зимой, а стоимость авиабилета в одном направлении по маршруту Магадан - Хабаровск может изменяться от 8,5 до 28,0 тыс. рублей, то есть сопоставима со стоимостью билета по маршруту Магадан - Москва, – пояснил губернатор Магаданской области.
В качестве решения этих проблем он предложил рассмотреть вариант частичного субсидирования затрат авиаперевозчиков за счет регионального и федерального бюджета на каждом из направлений, устанавливая при этом ежегодно фиксированную стоимость авиабилетов по ним, то есть разработать минимальный социальный стандарт доступности авиаперевозок.
– Об этом упоминается в Транспортной стратегии Российской Федерации до 2030 года, хорошо бы это осуществить уже в 2012 году, – сказал Николай Дудов.
Губернатор особо отметил положительное влияние введения льготного тарифа на авиабилеты на повышение доступности авиаперевозок.
– Реализация постановления Правительства Российской Федерации № 1095 в Магаданской области привела к росту на четверть общего объема пассажирских авиаперевозок, хотя льготные полеты с 2009 года осуществляются лишь по двум маршрутам: Магадан - Москва и Магадан - Санкт-Петербург, а с 2010 года добавился третий: Магадан - Владивосток. Всего в 2011 году перевезено по льготному тарифу 15,4 тыс. человек, или на 15% больше, чем в 2009 году, – сообщил губернатор.
Однако жители области постоянно поднимают вопрос о введении новых маршрутов, используемых для выезда в отпуск, в командировки, для поездок студентов на каникулы или учебу, пенсионеров для санаторно-курортного лечения, в туристических целях и других.
– Такими востребованными направлениями являются Магадан - Хабаровск, Магадан - Новосибирск, Магадан - Краснодар. Эти просьбы вызваны исторически сложившимся составом населения Магаданской области на основе жителей европейской части России и прилегающих регионов Белоруссии и Украины, а также Западной Сибири и прилегающих к ней государств Средней Азии. Поэтому потребность в расширении географии полетов для льготников вполне мотивирована, – сообщил Николай Дудов.
Губернатор также заявил о необходимости снижения верхней возрастной планки для граждан на право приобретения билетов по специальному тарифу.
– Наш регион относится к северным территориям, где выход на пенсию законодательно установлен для мужчин 55 лет, женщин – 50 лет. Существующая норма отсекает от пользования спецтарифами основную массу северян-пенсионеров. Поэтому пожелания жителей области – снизить ее для этой категории граждан-северян, – подчеркнул Николай Дудов.
Он также выступил против приватизации аэропорта «Магадан» – основных воздушных ворот Колымы. Губернатор высказал опасение, что проведение приватизации может негативно сказаться на работе аэропорта. «Мы предлагаем исключить ФГУП «Аэропорт Магадан» из прогнозного плана приватизации федерального имущества на 2011 - 2013 годы и продолжить процедуру передачи аэропорта в собственность Магаданской области», – сказал губернатор Колымы.
Участники совещания обсудили вопросы об обновлении авиационного парка гражданской авиации, приобретении новых самолетов.
Как доложил министр транспорта РФ Игорь Левитин, в связи с требованием федеральных авиационных правил с 1 января 2012 года все самолеты должны обязательно оснащаться системами оповещения опасного сближения с землей и опасного сближения в воздухе – это требование системы безопасности. Не все воздушные суда сегодня обеспечены такими средствами, поэтому часть из них будет выведена. В связи с этим Правительством Российской Федерации принято решение в течение трех лет выделить деньги на поддержку закупки самолетов количеством до 50 кресел. Со следующего года в России начнется обновление самолетного парка: будет выведено примерно 120 - 150 воздушных судов, а также будут выделены деньги на то, чтобы возместить их другими. Проектом постановления Правительства РФ предусматривается единовременная субсидия в размере 15% от стоимости воздушного судна, получаемого в лизинг, числом пассажиров не более 55.
В заключение Владимир Путин отметил, что работа по введению новых льготных маршрутов и обновлению авиапарка будет продолжена.
– Вопрос важный, особенно важный для тех, кто живет на отдаленных территориях, в том числе на Дальнем Востоке. Мы расширили, вот сегодня уже с вами расширили и по возрасту категории людей, которые могут пользоваться этими льготными перевозками, и несколько увеличили количество маршрутов. И, как я уже сказал вначале, дальше будем эту работу продолжать и по маршрутированию, и, может быть, по возрастным категориям.
Но это не все задачи, которые в этой сфере перед нами стоят. Нам нужно обеспечить местные перевозки, и отметим то, что предложило министерство экономического развития: вместе с Минпромом нужно подумать над отечественными самолетами этого класса, – отметил глава правительства.
Максим НИКИФОРОВ.
г. Магадан.
 



← Назад в раздел