Выезжаем на твердое покрытие!

– Михаил Ярославович, расскажите, с чего всё начиналось?

– Открытое акционерное общество «Читаавтотранс» – одно из немногих автомобильных предприятий города, сохранивших свой первоначальный профиль – пассажирские и грузовые перевозки. История предприятия насчитывает более 80 лет – в 1930 году вышло постановление Совнаркома СССР об учреждении Союзтранса в Чите. Когда в стране началась приватизация, многие предприятия прекратили своё существование. 25 июня 1993 года наше предприятие было преобразовано в открытое акционерное общество «Читаавтотранс» – изменилась форма собственности, и через 2 года будем отмечать своё 20-летие.

– В чём, по Вашему мнению, заключается залог успеха предприятия?

– Залог успеха – это сильная материально-техническая база: в Чите и в филиалах – Забайкальске и Борзе; это современный подвижной состав; это профессиональные кадры.

– Каким образом наращивали объёмы грузоперевозок?

– Основа из основ – международные пассажирские перевозки, которые дают большую часть прибыли. Полученные средства направляем на развитие других направлений, в частности на цех металлоконструкции. Ищем заказы, берёмся за любой вид работы по металлу и для населения , и для организаций: заборы, оградки, опалубки, ворота, заграждения, решетки на окна.

– Расскажите про свой автопарк? Как часто его обновляете?

– Одна из основных задач – обновление подвижного состава. Всего у нас 30 автобусов, из них 14 – высококомфортабельных, таких как: ДЭУ, Гранбёрд, Азия работают на международном направлении. Для них построены большие боксы, предусмотрены цеха для ремонта автобусов. 8 автобусов работает в Борзе, 18 – в Забайкальске, 3 – в Чите, 1 – в Краснокаменске. В настоящий момент мы уже испытываем дефицит автотранспорта, тем более, что по новому техническому регламенту теперь в автобусах на международных перевозках должен быть предусмотрен второй аварийный выход. Мы первая организация в Забайкальском крае, которая получила лицензию на установку вторых дверей, то есть разрешение на изменение конструкции кузова автобуса. Делаем всё собственными силами, у нас работают высококлассные специалисты, благодаря которым поставленную дверь невозможно отличить от фабричной. Если будете в Забайкальске, обратите внимание на наши автобусы, и вы их сразу отличите от остальных. Узнать их очень легко – по новому логотипу на всех наших автобусах. Автобусы закупаем в Корее, Москве, Владивостоке. Все автобусы комфортабельные, в салоне чисто, поэтому наши автобусы не хуже, чем у китайских партнёров.

– Понятно, что на предприятии работают высокопрофессиональные специалисты, где вы их набираете?

– Когда я пришёл два года назад, отдела главного механика не было. Провёл небольшую реорганизацию, и пригласил молодого инженера-механика, в будущем, думаю, он станет главным механиком, это Алексей Колосов. Сейчас он создаёт команду молодых грамотных специалистов для работы в этом направлении.

– Был ли этот цех металлоконструкций до Вас, или он появился с Вашим приходом?

– Нет, цех был, но не было разрешения на сварочные работы, не было лицензии на конструктивные изменения кузова. Для того, чтобы оформить все эти документы и получить лицензию, нам необходимо было подготовить документацию и съездить в Москву, в Центральный научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт, который аккредитован на проведение работ по подтверждению соответствия продукции требованиям Технического регламента «О безопасности колесных транспортных средств».

– Какова на сегодняшний день прибыль предприятия?

– Могу смело сказать, что в 2010 году предприятие сработало прибыльно, в 2011 году результат ожидается на 10% больше. В этом году, мы очень много потратили на ремонт автобусов, который подразумевает покраску кузова, установку дверей, логотипа, пошив чехлов. Стоимость модернизации одного автобуса обходится предприятию более 60 тысяч рублей.

Сейчас мы пытаемся не просто держаться на плаву, но и определять вектор своего плавания - развиваться, смотреть вперёд. В связи с этим наше предприятие наградили в 2011 году дипломом лауреата главной всероссийской премии «Финансово-экономический олимп», как экономически устойчивое предприятие 2010 года.

– Сегодня не так-то просто устроиться на хорошую работу. Каким образом происходит набор кадров, сколько человек работает на предприятии, держатся ли люди за своё место?

– Сейчас у нас на предприятии работает 180 человек, текучести кадров почти нет, меняется только охрана, основной костяк профессионалов - водители, механики, слесари – не изменяется. Есть люди, которые работают с самого начала, и стояли у истоков предприятия. Наша кадровая политика такова, что мы ценим опытных работников и привлекаем молодых специалистов, которые нам помогают развиваться. Можно сказать, что опираясь на опыт и стаж, мы ищем что-то новое, чтобы улучшитькачество обслуживания, чтобы стать более независимыми, самодостаточными, т.е. предприятием, которое само обеспечивает себя всеми видами работ. Такой подход позволяет нам не только завоёвывать новые рынки, но и выгодно работать, не привлекая специалистов со стороны. Один из таких примеров – это система охраны, которая нам очень дорого обходилась. Теперь мы обходимся своими силами. «Ходить» по дорогам – это, прежде всего, профессия. Профессия, требующая не только вложения необходимых знаний, физических и материальных затрат, но и творческого отношения к делу. И здесь немаловажное значение имеет искусство подбора персонала. А в нашем коллективе работают настоящие профессионалы своего дела. Например, та же установка второй двери. Мы делаем этот вид работ не только для себя, но и для других организаций.

– Есть ли на предприятии проблемы с трудовой дисциплиной водителей?

– Нет, мы об этом даже понятия не имеем. Очень редко такие случаи бывают только у обслуживающего персонала: техников, электриков. У водителей никогда не было. У нас работают хорошие профессионалы, которые знают, чем грозит нарушение трудовой дисциплины водителя на маршруте. Плюс я очень строго отношусь к невоздержанности со спиртными напитками. У нас работают высокопрофессиональные водители, которым мы доверяем и которые доверяют нам,дорожа своим местом работы. В обязательном порядке водители проходят медицинский осмотр перед рейсом и после. Мы действительно себя чувствуем ответственными за перевозку пассажиров. Ежегодно проходят курсы повышения квалификации, хоть это и очень накладно для предприятия, но она обязательна для всех водителей. Дисциплина у нас очень чёткая. Я сам начинаю рабочий день с посещенияобъектов, а личное участие дисциплинирует и обязывает подчинённых.

– Что сделано, чтобы человек отдохнул после рейса? И что делается на предприятии для работников?

– После рейса есть возможность отдохнуть в уютной комнате отдыха в Забайкальске. В Чите на озере Арахлей мы имеем базу отдыха. Совместными усилиями привели базу в порядок, и теперь все работники могут бесплатно на ней отдыхать. За последний год подняли заработную плату на 10%, также работает система поощрений, выплачиваем премии до 90%. Также мы выплачиваем беспроцентные ссуды, если работники обращаются с заявлениями, оплачиваем отпуска и лечение, поддерживаем молодёжь в её стремлении учиться. Все сотрудники обеспечены социальным пакетом.

– Как Вы охарактеризуете свой стиль правления? Согласны ли вы, что с подчинёнными не надо дружить?

– Считаю, что это в корне неверная позиция. Может быть, какая-то грань, субординация должна быть, но она должна быть индивидуальной и незаметной. Есть, конечно, люди, которых где-то надо погладить, а где-то проявить строгость, но это повторюсь, всё индивидуально. В целом мы очень дружны, всегда вместе проводим праздники. Второй год в День автомобилиста мы выезжаем всем коллективом в Маньчжурию на своём автобусе. Могу сказать, что у нас великолепный коллектив! Мне очень в этом плане повезло, т.к. коллектив понимает с полуслова, голос повышать мне не приходится, стараемся работать на нормальных, доверительных отношениях.

– Расскажите об особенностях международных перевозок, в чём их сложность, а в чём наоборот простота? В чём секрет быстроты прохождения границы автотранспортом «Читаавтотранс»? Известно, что транспорт простаивает часами, чтобы пройти границу, ваша же репутация именно в скорости и в чёткости обслуживания.

– Секрета никакого нет. Во-первых, мы являемся действительными членами ассоциации международных перевозчиков. С Китаем мы работаем в рамках международного правового соглашения. Регламент таков, что рейсы проводятся с китайскими партнёрами на паритетных началах, т.е. у них 8 рейсов в день и у нас 8 рейсов в день. В планах – открыть дополнительные рейсы. Дважды в год под эгидой Минтерразвития Забайкальского края мы встречаемся с представителями китайской стороны, решаем все проблемные вопросы, разбираем конфликтные ситуации. Бывает, что на нас жалуются другие перевозчики, почему нас пускают, а других не пускают через границу. Мы объясняем, что у нас регулярный рейсовый маршрут, и, даже если нет пассажиров, мы выходим в рейс по расписанию. Средняя наполняемость автобуса пассажирами – 42%, полные автобусы ходят только с четверга по воскресенье, а с понедельника по среду автобусы ходят практически пустые. И, несмотря на это, наши рейсы никогда не срываются, всегда идут по расписанию, в то время, как другие перевозчики никогда не будут гонять транспорт, если на него не проданы билеты.

– Таким образом, «Читаавтотранс» – надёжное предприятие, на которое туристы всегда могут положиться?

– В этом плане да, но недовольных всегда хватает, особенно от турфирм-однодневок, которые не бронируют заранее места, но, тем не менее, требуют предоставить билеты. Особенно это явление бывает перед началом учебного года и в период новогодних праздников. Серьёзные турфирмы, с которыми мы сотрудничаем и у которых работа поставлена на высоком уровне, – делают всё четко и профессионально, никогда не предъявляют претензии, наоборот довольны нашей работой.

– Сколько человек обслуживает международный рейс?

– Кроме водителей на рейсе у нас также ещё работает инструктор по сопровождению, в обязанности которого входит проверить билеты, рассадить людей, проинформировать о правилах прохождения границы, помочь заполнить необходимые документы, провести через границу, принять и выдать багаж. Бывает, что люди отстают и теряются, что сами понимаете, приводит к критической ситуации на границе. Все эти ситуации надо решать, поэтому работа очень нервная. Но мы хорошо оплачиваем её, и люди держатся за своё место. Таким образом сформирован уже добротный опытный костяк и на этом этапе обслуживания клиентов. Кроме того, в Китае у нас работает свой представитель, который решает все проблемы, возникающие у туристов. Проявлять заботу о каждом пассажире – это наш хлеб!

– Почему основа всех ваших перевозок – это международные рейсы?

– Потому что забайкальский край находится на выгодной географической развязке между западом и востоком, и вполне обосновано, что этот сегмент – грузовые и пассажирские международные перевозки приносят основную часть доходов. Сейчас мы планируем увеличить количество рейсов по междугороднему направлению и внутри города Читы. Например, за год работы на рейсе «Чита - Могоча» мы перевезли уже 3 тысячи пассажиров. В настоящий момент ведём переговоры по открытию рейса между Монгольским городом Чойболсан и Борзей. Мы изучили рынок, спрос на перевозки есть, особенно много выезжает монгольских туристов. Большую социальную значимость имеют пригородные пассажирские перевозки, перевозка школьников в Забайкальске, поэтому направлены усилия на повышение качества предоставляемых услуг, улучшение сервисного обслуживания пассажиров.

– Какие ещё направления работы охватываете?

– Мы являемся субдилерами, законными представителями Павловского завода Нижненовгородской области по продаже автобусов. Таким образом, ещё одно направление нашей деятельности – реализация автобусов, их гарантийное обслуживание, продажа запчастей. У нас есть свой магазин, где себестоимость запчастей ниже. Сейчас развиваем туристическую деятельность не только с Китаем, но и оформляем туры по России, на озеро Байкал, в Европу. Ещё одно из направлений – обслуживание телефонной связи, проведение видеонаблюдений и пожарной безопасности.

Что ещё в планах на ближайшее будущее?

– Хотим расширить автовокзал в Забайкальске, увеличить зал ожидания, построить тёплый туалет, открыть мини-гостиницу и стоянку для машин. Сейчас готовим проектно-сметную документацию. Также думаем отстроить второй этаж и перевести туда всю административную часть, а первый этаж полностью оставить для обслуживания туристов. На территории Китая в одной из гостиниц скоро разместим рекламу нашей компании, хотя честно скажем, что получить согласие на это нам было не просто, т.к. китайская сторона к этому относится очень ревностно.

– Какие проблемы, по Вашему мнению, препятствуют развитию предприятий транспортного рынка?

– Прежде всего, это высокие налоги, постоянно растущие цены на ГСМ, низкая пропускная способность автомобильных пунктов пропуска, естественное старение парка и ограниченные возможности его пополнения ввиду высоких цен на автомобили. Хотелось бы в ближайшем будущем получить кредит на обновление парка, но, оказывается, это не так просто. Сейчас мы в основном покупаем по одному автобусу в Павловске в рассрочку, но мне бы хотелось закупить корейские автобусы, а на это нужна большая сумма средств.

– Есть ли у вас жизненный девиз, либо девиз предприятия?

– Если можно, я бы сравнил нашу работу с движением по дороге: стоит повернуть резко руль, и предприятие окажется на обочине, или, того хуже - съедет в кювет. Сейчас могу сказать, что мы выезжаем на твёрдоё покрытие и захватываем кромку асфальтированной дороги.

Людмила Миркутова.

г. Чита



← Назад в раздел